Межведомственная комиссия цб РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Межведомственная комиссия цб РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банковский счет: Клиент хочет признать незаконным одностороннее расторжение Банком договора банковского счета
(КонсультантПлюс, 2025)решением Межведомственной комиссии ЦБ РФ, подтверждающим необоснованное отнесение Банком спорных операций к подозрительным, отсутствие у них признаков запутанного или необычного характера сделки, не имеющей очевидного экономического смысла >>>
(КонсультантПлюс, 2025)решением Межведомственной комиссии ЦБ РФ, подтверждающим необоснованное отнесение Банком спорных операций к подозрительным, отсутствие у них признаков запутанного или необычного характера сделки, не имеющей очевидного экономического смысла >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7.7 "Права и обязанности кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от отнесения их к группам риска совершения подозрительных операций" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"Таким образом, учитывая, что банк ограничил предоставление услуг по договору банковского счета на основании критериев отнесения истца к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, обоснованность данного отнесения подтверждена решением межведомственной комиссии Банка России, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как подать жалобу в Центральный банк РФ (Банк России)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.2. Специальный порядок подачи жалобы (заявления) в Банк России
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.2. Специальный порядок подачи жалобы (заявления) в Банк России
Статья: Новые поводы исключить компанию или ИП из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)- прошло 6 месяцев с момента применения банком этих мер и за это время компания (ИП) не обжаловала свой высокий уровень риска в межведомственной комиссии Банка России или обжаловала, но получила отказ и в дальнейшем не пошла в суд или проиграла в суде;
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)- прошло 6 месяцев с момента применения банком этих мер и за это время компания (ИП) не обжаловала свой высокий уровень риска в межведомственной комиссии Банка России или обжаловала, но получила отказ и в дальнейшем не пошла в суд или проиграла в суде;
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Требования к заявлениям (в том числе к содержанию включаемых в них сведений), предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8, пунктом 4 статьи 7.14 настоящего Федерального закона, перечень прилагаемых к ним документов, порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией указанных заявлений и прилагаемых к ним документов и (или) сведений и порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. При этом общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявлений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8, пунктом 4 статьи 7.14 настоящего Федерального закона, и прилагаемых к ним документов и (или) сведений не может превышать двадцать рабочих дней со дня обращения заявителя. Порядок информационного взаимодействия Центрального банка Российской Федерации, уполномоченного органа, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и присоединившихся в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта к многостороннему соглашению о взаимодействии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, общероссийских общественных организаций, союзов и ассоциаций кредитных организаций при рассмотрении межведомственной комиссией заявлений, предусмотренных пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8 настоящего Федерального закона, и прилагаемых к ним документов и (или) сведений устанавливается многосторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между Центральным банком Российской Федерации, уполномоченным органом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Требования к заявлениям (в том числе к содержанию включаемых в них сведений), предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8, пунктом 4 статьи 7.14 настоящего Федерального закона, перечень прилагаемых к ним документов, порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией указанных заявлений и прилагаемых к ним документов и (или) сведений и порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. При этом общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявлений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8, пунктом 4 статьи 7.14 настоящего Федерального закона, и прилагаемых к ним документов и (или) сведений не может превышать двадцать рабочих дней со дня обращения заявителя. Порядок информационного взаимодействия Центрального банка Российской Федерации, уполномоченного органа, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и присоединившихся в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта к многостороннему соглашению о взаимодействии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, общероссийских общественных организаций, союзов и ассоциаций кредитных организаций при рассмотрении межведомственной комиссией заявлений, предусмотренных пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8 настоящего Федерального закона, и прилагаемых к ним документов и (или) сведений устанавливается многосторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между Центральным банком Российской Федерации, уполномоченным органом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Статья: Особенности участия государственных органов в делах, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ, в цивилистическом и административном судопроизводстве
(Кинсбурская В.А.)
("Юрист", 2023, N 8)Так, при решении вопроса о принятии к производству иска физического или юридического лица к кредитной организации об оспаривании отказа в банковском обслуживании в связи с ПОД/ФТ/ФРОМУ суду необходимо учитывать содержание и пределы "отказных" полномочий, предоставленных кредитным организациям Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> (далее - Закон N 115-ФЗ), а также проверять соблюдение требования о досудебном обжаловании отказов в банковском обслуживании. На сегодняшний день досудебный порядок обжалования в межведомственной комиссии при Банке России является обязательным только в случаях отказа в банковском обслуживании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к группе с высоким уровнем риска как Банком России, так и самой кредитной организацией (п. 3 ст. 7.8 Закона N 115-ФЗ). Поэтому если истцом - субъектом предпринимательской деятельности в данной ситуации не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с кредитной организацией (если истец не обращался в межведомственную комиссию), то арбитражный суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При несогласии с отказами в банковском обслуживании по иным основаниям (отказы в открытии счета или вклада либо в совершении операции субъектам предпринимательской деятельности, отнесенным к группе со средним уровнем риска, отказы "обычным" гражданам из-за обоснованных подозрений в ОД/ФТ и проч.) обращение в межведомственную комиссию при Банке России является факультативным, в связи с чем оставление судом искового заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения досудебного порядка обжалования является незаконным.
(Кинсбурская В.А.)
("Юрист", 2023, N 8)Так, при решении вопроса о принятии к производству иска физического или юридического лица к кредитной организации об оспаривании отказа в банковском обслуживании в связи с ПОД/ФТ/ФРОМУ суду необходимо учитывать содержание и пределы "отказных" полномочий, предоставленных кредитным организациям Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> (далее - Закон N 115-ФЗ), а также проверять соблюдение требования о досудебном обжаловании отказов в банковском обслуживании. На сегодняшний день досудебный порядок обжалования в межведомственной комиссии при Банке России является обязательным только в случаях отказа в банковском обслуживании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к группе с высоким уровнем риска как Банком России, так и самой кредитной организацией (п. 3 ст. 7.8 Закона N 115-ФЗ). Поэтому если истцом - субъектом предпринимательской деятельности в данной ситуации не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с кредитной организацией (если истец не обращался в межведомственную комиссию), то арбитражный суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При несогласии с отказами в банковском обслуживании по иным основаниям (отказы в открытии счета или вклада либо в совершении операции субъектам предпринимательской деятельности, отнесенным к группе со средним уровнем риска, отказы "обычным" гражданам из-за обоснованных подозрений в ОД/ФТ и проч.) обращение в межведомственную комиссию при Банке России является факультативным, в связи с чем оставление судом искового заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения досудебного порядка обжалования является незаконным.
Статья: Новости от 04.10.2024
("Главная книга", 2024, N 20)Если же такие ограничительные меры уже применяются, обращаться следует в Межведомственную комиссию при Банке России через интернет-приемную.
("Главная книга", 2024, N 20)Если же такие ограничительные меры уже применяются, обращаться следует в Межведомственную комиссию при Банке России через интернет-приемную.
Статья: Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)об устранении указанного в абз. 1 п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ основания, в соответствии с которым Организацией ранее было принято решение об отказе в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе в связи с принятым решением межведомственной комиссии, созданной при Банке России в соответствии с п. 13.5 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, об отсутствии основания, в соответствии с которым Организацией ранее было принято решение об отказе в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)об устранении указанного в абз. 1 п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ основания, в соответствии с которым Организацией ранее было принято решение об отказе в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе в связи с принятым решением межведомственной комиссии, созданной при Банке России в соответствии с п. 13.5 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, об отсутствии основания, в соответствии с которым Организацией ранее было принято решение об отказе в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом;
Статья: Оспариваем отказ банка в заключении договора или проведении операции
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Если клиент получил отказ в заключении договора или выполнении распоряжения о проведении расчетной операции от кредитной организации, в которой он состоит на банковском обслуживании, закон <1> предусматривает специальный правовой механизм его реабилитации. Клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при ЦБ РФ и оспорить решение банка (см. образец заявления в конце статьи). Комиссия формируется из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако такое обращение возможно только после получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и сведений, которые клиент до этого ей представил.
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Если клиент получил отказ в заключении договора или выполнении распоряжения о проведении расчетной операции от кредитной организации, в которой он состоит на банковском обслуживании, закон <1> предусматривает специальный правовой механизм его реабилитации. Клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при ЦБ РФ и оспорить решение банка (см. образец заявления в конце статьи). Комиссия формируется из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако такое обращение возможно только после получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и сведений, которые клиент до этого ей представил.
Статья: Платформа "Знай своего клиента"
("Официальный сайт Банка России", 2024)В случае если высокий уровень риска присвоен клиенту и Банком России, и обслуживающим банком и к нему применяются ограничительные меры по антиотмывочному законодательству, оспаривать такое решение следует в межведомственной комиссии при Банке России. Если ее решение клиента не удовлетворит, он может обратиться в суд.
("Официальный сайт Банка России", 2024)В случае если высокий уровень риска присвоен клиенту и Банком России, и обслуживающим банком и к нему применяются ограничительные меры по антиотмывочному законодательству, оспаривать такое решение следует в межведомственной комиссии при Банке России. Если ее решение клиента не удовлетворит, он может обратиться в суд.