Международное воздушное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Международное воздушное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)2. Взаимодействие норм международного экологического
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)2. Взаимодействие норм международного экологического
Статья: Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье исследованы особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и показаны тенденции к его либерализации, основанной на двусторонних и многосторонних региональных соглашениях, предусматривающих широкий или даже неограниченный доступ к рынкам авиаперевозок и предоставляющих почти полную свободу коммерческой деятельности на воздушном транспорте. Рассматриваются возможности и проблемы применения норм и принципов Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) к авиатранспортной отрасли, включая непосредственно авиаперевозки. С одной стороны, делается вывод об отсутствии в международном воздушном праве формальных препятствий для распространения действия ГАТС на все услуги воздушного транспорта. С другой стороны, несмотря на значительный прогресс в области либерализации международно-правового регулирования воздушных сообщений и распространения на них принципов свободного рынка, государства все еще не рассматривают воздушный транспорт в качестве неотъемлемого элемента глобальной торговли и остаются в рамках парадигмы сбалансированного обмена правами на доступ к авиатранспортным рынкам через систему двусторонних и многосторонних региональных соглашений, на которые нередко влияют политические и иные неэкономические факторы. Именно поэтому в обозримом будущем применение ГАТС к услугам воздушного транспорта представляется маловероятным. Вместе с тем перспективным выглядит дальнейшее углубление регионального сотрудничества в сфере международно-правового регулирования воздушных сообщений.
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье исследованы особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и показаны тенденции к его либерализации, основанной на двусторонних и многосторонних региональных соглашениях, предусматривающих широкий или даже неограниченный доступ к рынкам авиаперевозок и предоставляющих почти полную свободу коммерческой деятельности на воздушном транспорте. Рассматриваются возможности и проблемы применения норм и принципов Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) к авиатранспортной отрасли, включая непосредственно авиаперевозки. С одной стороны, делается вывод об отсутствии в международном воздушном праве формальных препятствий для распространения действия ГАТС на все услуги воздушного транспорта. С другой стороны, несмотря на значительный прогресс в области либерализации международно-правового регулирования воздушных сообщений и распространения на них принципов свободного рынка, государства все еще не рассматривают воздушный транспорт в качестве неотъемлемого элемента глобальной торговли и остаются в рамках парадигмы сбалансированного обмена правами на доступ к авиатранспортным рынкам через систему двусторонних и многосторонних региональных соглашений, на которые нередко влияют политические и иные неэкономические факторы. Именно поэтому в обозримом будущем применение ГАТС к услугам воздушного транспорта представляется маловероятным. Вместе с тем перспективным выглядит дальнейшее углубление регионального сотрудничества в сфере международно-правового регулирования воздушных сообщений.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.07.2022 N 511
"Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота"3) проверять соблюдение кораблями соединения норм международного морского, воздушного и гуманитарного права, правил взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями, судами и гражданами), при выявлении недостатков добиваться их устранения;
"Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота"3) проверять соблюдение кораблями соединения норм международного морского, воздушного и гуманитарного права, правил взаимоотношений с представителями иностранных государств (иностранными кораблями, судами и гражданами), при выявлении недостатков добиваться их устранения;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В большинстве случаев данные нюансы формулировок не влияют на фактическое определение пределов действия государственного суверенитета, так как, например, включение в территориальную область действия налогового соглашения воздушного пространства над территорией государства вряд ли может реально повлиять на распределение налоговых прав договаривающихся государств. В соответствии с положениями международного воздушного права, а также в силу ст. 1 Воздушного кодекса РФ, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ; как известно, под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Таким образом, в специальном упоминании воздушного пространства как части государственной территории РФ нет необходимости, если понятие государственной территории трактуется в контексте национального законодательства РФ и норм международного права.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В большинстве случаев данные нюансы формулировок не влияют на фактическое определение пределов действия государственного суверенитета, так как, например, включение в территориальную область действия налогового соглашения воздушного пространства над территорией государства вряд ли может реально повлиять на распределение налоговых прав договаривающихся государств. В соответствии с положениями международного воздушного права, а также в силу ст. 1 Воздушного кодекса РФ, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ; как известно, под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Таким образом, в специальном упоминании воздушного пространства как части государственной территории РФ нет необходимости, если понятие государственной территории трактуется в контексте национального законодательства РФ и норм международного права.
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В одной из публикаций авторитетный специалист по международному воздушному и космическому праву Бин Ченг (Bin Cheng) отметил: принятая в 1999 г. Монреальская конвенция <2> вдохнула новый дух в защиту потребителей <3>.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В одной из публикаций авторитетный специалист по международному воздушному и космическому праву Бин Ченг (Bin Cheng) отметил: принятая в 1999 г. Монреальская конвенция <2> вдохнула новый дух в защиту потребителей <3>.
Статья: Международно-правовые аспекты управления космическим движением
(Мунтян М.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Вопрос установления неких правил, регламентирующих отношения между государствами по управлению космическим движением, уходит своими корнями еще в 1932 году: тогда вышла в свет первая монография по космическому праву под названием "Космическое право. Проблема космических путешествий" (нем. Das Weltraum-Recht. Ein Problem der Raumfahrt) чехословацкого юриста В. Мандля, где автор рассматривал космос в качестве "пространства, деятельность в котором подлежит регулированию особыми международно-правовыми нормами, отличными от норм международного воздушного права" [2, с. 141]. А.И. Травников отмечает, что "вопрос о необходимости установления режима безопасности космического движения... появился в повестке дня Временного Комитета ООН по космосу в 1959 году под названием "Предотвращение помех между космическими аппаратами" [3, с. 148]. Впоследствии идея регламентации управления космическим движением была рассмотрена и поддержана в рамках второго Симпозиума по космическому праву в сентябре 1959 года, хотя непосредственно научные исследования по данной проблематике появились лишь в начале 1980-х: принято считать, что первая детальная концепция правил движения для космических аппаратов была изложена чешским астрономом Л. Переком в статье "Правила движения в космическом пространстве" (англ. Traffic Rules for Outer Space), представленной им в рамках 25-го Симпозиума по космическому праву в 1982 году; и лишь в 1999 и 2001 годах Американским институтом аэронавтики и астронавтики (англ. American Institute of Aeronautics and Astronautics) были проведены два семинара по международному космическому сотрудничеству, в рамках последнего из которых и было дано одно из первых определений <3> управления космическим движением [2, с. 142].
(Мунтян М.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Вопрос установления неких правил, регламентирующих отношения между государствами по управлению космическим движением, уходит своими корнями еще в 1932 году: тогда вышла в свет первая монография по космическому праву под названием "Космическое право. Проблема космических путешествий" (нем. Das Weltraum-Recht. Ein Problem der Raumfahrt) чехословацкого юриста В. Мандля, где автор рассматривал космос в качестве "пространства, деятельность в котором подлежит регулированию особыми международно-правовыми нормами, отличными от норм международного воздушного права" [2, с. 141]. А.И. Травников отмечает, что "вопрос о необходимости установления режима безопасности космического движения... появился в повестке дня Временного Комитета ООН по космосу в 1959 году под названием "Предотвращение помех между космическими аппаратами" [3, с. 148]. Впоследствии идея регламентации управления космическим движением была рассмотрена и поддержана в рамках второго Симпозиума по космическому праву в сентябре 1959 года, хотя непосредственно научные исследования по данной проблематике появились лишь в начале 1980-х: принято считать, что первая детальная концепция правил движения для космических аппаратов была изложена чешским астрономом Л. Переком в статье "Правила движения в космическом пространстве" (англ. Traffic Rules for Outer Space), представленной им в рамках 25-го Симпозиума по космическому праву в 1982 году; и лишь в 1999 и 2001 годах Американским институтом аэронавтики и астронавтики (англ. American Institute of Aeronautics and Astronautics) были проведены два семинара по международному космическому сотрудничеству, в рамках последнего из которых и было дано одно из первых определений <3> управления космическим движением [2, с. 142].
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<2> См.: Грязнов В.С. Международные авиаперевозки (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1982. С. 97 - 111; Дежкин В.Н. Основные проблемы современного международного воздушного права. М.: Воздушный транспорт, 1991. С. 131 - 182; Международное воздушное право. М.: Наука, 1981. Кн. 2. С. 145 - 189; Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М.: Юридическая литература, 1981. С. 164 - 193.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<2> См.: Грязнов В.С. Международные авиаперевозки (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1982. С. 97 - 111; Дежкин В.Н. Основные проблемы современного международного воздушного права. М.: Воздушный транспорт, 1991. С. 131 - 182; Международное воздушное право. М.: Наука, 1981. Кн. 2. С. 145 - 189; Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М.: Юридическая литература, 1981. С. 164 - 193.
Статья: Опыт международного сотрудничества в сфере обслуживания воздушного движения в Европе: от Евроконтроля к Единому европейскому небу
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Баталов Александр Александрович, заместитель представителя Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО), кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права, Монреаль, Канада.
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Баталов Александр Александрович, заместитель представителя Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО), кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права, Монреаль, Канада.
Статья: Действие норм международного права в правовой системе Китайской Народной Республики
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Наиболее ярким примером первого пути внесения изменений, безусловно, является упомянутая выше масштабная работа по ревизии законодательства КНР перед ее вступлением в ВТО. Кроме того, здесь можно упомянуть о Законе о гражданской авиации от 30 октября 1995 г. (в ред. от 29 апреля 2021 г.), которым были кодифицированы права гражданских воздушных судов в соответствии с Женевской конвенцией о международном признании прав на воздушные суда 1948 г. еще до присоединения к ней Китая в 2000 г. Точно так же, являясь членом Гаагской конференции по международному частному праву, Китай принимал активное участие в разработке Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления, принятой в 1993 г. Однако он стал ее полноправным участником только в 2005 г., после того как внес необходимые изменения в свое законодательство об усыновлении, которое до этого противоречило положениям Конвенции 1993 г. <21>.
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Наиболее ярким примером первого пути внесения изменений, безусловно, является упомянутая выше масштабная работа по ревизии законодательства КНР перед ее вступлением в ВТО. Кроме того, здесь можно упомянуть о Законе о гражданской авиации от 30 октября 1995 г. (в ред. от 29 апреля 2021 г.), которым были кодифицированы права гражданских воздушных судов в соответствии с Женевской конвенцией о международном признании прав на воздушные суда 1948 г. еще до присоединения к ней Китая в 2000 г. Точно так же, являясь членом Гаагской конференции по международному частному праву, Китай принимал активное участие в разработке Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления, принятой в 1993 г. Однако он стал ее полноправным участником только в 2005 г., после того как внес необходимые изменения в свое законодательство об усыновлении, которое до этого противоречило положениям Конвенции 1993 г. <21>.
Статья: Международно-правовые основания и условия формирования российской системы административно-правового обеспечения авиационной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В настоящее время сразу несколько конвенций и международных договоров, составляющих международное воздушное право, определяют требования по обеспечению авиационной безопасности. Ряд ученых <4> называют указанные договоры универсальными. С подобным мнением можно согласиться, поскольку имеет место всеобъемлющий охват рассматриваемых правоотношений. Проанализированные ниже международные договоры, направленные против международного терроризма, предусматривают и предупредительные (профилактические) меры, и пресекательные, и восстановительные, и меры принуждения.
(Зайкова С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В настоящее время сразу несколько конвенций и международных договоров, составляющих международное воздушное право, определяют требования по обеспечению авиационной безопасности. Ряд ученых <4> называют указанные договоры универсальными. С подобным мнением можно согласиться, поскольку имеет место всеобъемлющий охват рассматриваемых правоотношений. Проанализированные ниже международные договоры, направленные против международного терроризма, предусматривают и предупредительные (профилактические) меры, и пресекательные, и восстановительные, и меры принуждения.
Статья: Юрисдикция государства в отношении преступлений, совершенных на воздушных судах, и иных нарушений в контексте обеспечения безопасности полетов
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Ключевые слова: международное право; воздушное право; ИКАО; безопасность полетов; преступления, совершенные на воздушном судне.
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Ключевые слова: международное право; воздушное право; ИКАО; безопасность полетов; преступления, совершенные на воздушном судне.
Статья: Космос: освоение правом
(Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)<34> Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. М., 2007.
(Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)<34> Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учеб. пособие. М., 2007.