Международное мОрское право
Подборка наиболее важных документов по запросу Международное мОрское право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Российское и международное морское право (публичное и частное)"
(Гуцуляк В.Н.)
("Граница", 2017)РОССИЙСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
(Гуцуляк В.Н.)
("Граница", 2017)РОССИЙСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)30 апреля 1999 года N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)30 апреля 1999 года N 81-ФЗ
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Морской арбитраж имеет ряд отличий от классического арбитража, обусловленных спецификой рассматриваемых споров и учитывающих принципы морского права, а также риски мореплавания. Так, не только в России, но и в других странах отличительными чертами правового регулирования морского арбитража являются множественность источников, особая роль международных правовых актов и большое значение морских обычаев. С.В. Молодцов подчеркивал: "Основными, или главными, источниками международного морского права являются международные договоры и международные обычаи, в которых находят выражение его нормы и принципы" <10>. Содержание обычно-правовых норм часто подвергается неофициальной систематизации в рамках существующих международных морских неправительственных организаций <11>, членом которых является Россия, что оказывает существенное влияние на проводимые арбитражные разбирательства морских споров. Возможно, само по себе разрешение морских споров в арбитраже также в будущем будет признано морским обычаем. Кроме того, в России помимо базовых законов отдельные нормы и целые институты, касающиеся отношений в сфере морского арбитража, содержатся в ряде других федеральных законов, в том числе в процессуальном и специальном морском законодательстве (в их числе Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). В других странах в морском арбитраже также применяются специальные законодательные акты, регулирующие отношения по разрешению морских споров. Так, в Китае морской арбитраж регулируется общим Законом об арбитраже (1994), Морским кодексом КНР (1992), а также специальным Морским процессуальным законом (1999).
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Морской арбитраж имеет ряд отличий от классического арбитража, обусловленных спецификой рассматриваемых споров и учитывающих принципы морского права, а также риски мореплавания. Так, не только в России, но и в других странах отличительными чертами правового регулирования морского арбитража являются множественность источников, особая роль международных правовых актов и большое значение морских обычаев. С.В. Молодцов подчеркивал: "Основными, или главными, источниками международного морского права являются международные договоры и международные обычаи, в которых находят выражение его нормы и принципы" <10>. Содержание обычно-правовых норм часто подвергается неофициальной систематизации в рамках существующих международных морских неправительственных организаций <11>, членом которых является Россия, что оказывает существенное влияние на проводимые арбитражные разбирательства морских споров. Возможно, само по себе разрешение морских споров в арбитраже также в будущем будет признано морским обычаем. Кроме того, в России помимо базовых законов отдельные нормы и целые институты, касающиеся отношений в сфере морского арбитража, содержатся в ряде других федеральных законов, в том числе в процессуальном и специальном морском законодательстве (в их числе Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). В других странах в морском арбитраже также применяются специальные законодательные акты, регулирующие отношения по разрешению морских споров. Так, в Китае морской арбитраж регулируется общим Законом об арбитраже (1994), Морским кодексом КНР (1992), а также специальным Морским процессуальным законом (1999).
Статья: Международный трибунал ООН по морскому праву
(Абиза Б.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 2)"Международное публичное и частное право", 2021, N 2
(Абиза Б.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 2)"Международное публичное и частное право", 2021, N 2
Статья: Цивилистическая школа ВИЮН-ИЗиСП: становление и развитие
(Синицын С.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Научно-практическая разработка проблем гражданско-правового регулирования в трудах Института во многом была задана актуальными проблемами социально-экономического развития страны, направлением и ходом хозяйственных реформ. Это подтверждается в том числе и продуманной стратегией подготовки кадров и освоения ими перспективных направлений гражданско-правовой науки. Так, основоположник и главный разработчик теории интеллектуальных прав в современной России В.А. Дозорцев <4> еще в 1960 г. Институтом был направлен на работу во ВНИИ государственной патентной экспертизы, где принял активное участие в разработке законодательства об изобретательстве. Впоследствии В.А. Дозорцевым была сформирована новая теория интеллектуальных прав, ее положения легли в основу концепции гражданско-правового регулирования интеллектуальной собственности в современном российском гражданском праве. Уже после защиты кандидатской диссертации, посвященной проблемам правового регулирования перевозки грузов морским транспортом, ученый был рекомендован (внешняя рекомендация - МГИМО (проф. А.Д. Кейлин), внутренняя - Институт) и направлен на работу в Союзморпроект (Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта) начальником отдела морского права для выработки рациональных решений проблем современного международного морского права и обеспечения интересов Советского государства в этой сфере. Профессор А.Л. Маковский являлся одним из ведущих ученых по морскому частному праву международного класса, участником и инициатором подготовки кодификаций законодательства о торговом мореплавании в СССР и современной России, инициатором и вдохновителем кодификации современного российского законодательства.
(Синицын С.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Научно-практическая разработка проблем гражданско-правового регулирования в трудах Института во многом была задана актуальными проблемами социально-экономического развития страны, направлением и ходом хозяйственных реформ. Это подтверждается в том числе и продуманной стратегией подготовки кадров и освоения ими перспективных направлений гражданско-правовой науки. Так, основоположник и главный разработчик теории интеллектуальных прав в современной России В.А. Дозорцев <4> еще в 1960 г. Институтом был направлен на работу во ВНИИ государственной патентной экспертизы, где принял активное участие в разработке законодательства об изобретательстве. Впоследствии В.А. Дозорцевым была сформирована новая теория интеллектуальных прав, ее положения легли в основу концепции гражданско-правового регулирования интеллектуальной собственности в современном российском гражданском праве. Уже после защиты кандидатской диссертации, посвященной проблемам правового регулирования перевозки грузов морским транспортом, ученый был рекомендован (внешняя рекомендация - МГИМО (проф. А.Д. Кейлин), внутренняя - Институт) и направлен на работу в Союзморпроект (Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта) начальником отдела морского права для выработки рациональных решений проблем современного международного морского права и обеспечения интересов Советского государства в этой сфере. Профессор А.Л. Маковский являлся одним из ведущих ученых по морскому частному праву международного класса, участником и инициатором подготовки кодификаций законодательства о торговом мореплавании в СССР и современной России, инициатором и вдохновителем кодификации современного российского законодательства.
Статья: Правовое обеспечение развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Годованик Евгений Валентинович, заведующий кафедрой международного, морского и таможенного права, заведующий базовой кафедрой правотворчества и юридической техники, директор Научно-экспертного центра Юридического института Севастопольского государственного университета, доктор юридических наук, доцент.
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Годованик Евгений Валентинович, заведующий кафедрой международного, морского и таможенного права, заведующий базовой кафедрой правотворчества и юридической техники, директор Научно-экспертного центра Юридического института Севастопольского государственного университета, доктор юридических наук, доцент.
Статья: Правовое становление и развитие Северного морского пути
(Шеломенцев В.Н.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Согласно намеченному курсу и юридической практике принимается Постановление Президиума ЦИК от 15 апреля 1926 г., сыгравшее главенствующее значение по территориальному делению Арктики между странами, давшее мощнейший вектор направления к мировому формированию полярных секторов <10>. Сущность намеченного курса основывалась на историческом опыте и законодательной практике Русского и Советского государства, которые соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного морского права. За основу брали то, что все земли и острова к северу от арктического побережья государства в пределах сектора, образованного таким побережьем и сходящимися в точке полюса соответствующими меридианами, считаются входящими в состав территории этого государства. Правильность принятой позиции в дальнейшем подтверждена в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву содержит следующее: "Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду". Широкие полномочия закреплены в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, за основу принимаются особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы, это дает право государствам принимать законы в отношении своей экономической зоны, прописывать санкции для обеспечения выполнения своих прав, возбуждения разбирательства и задержания судов. Огромное политическое, экономическое значение сыграли утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 г. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Были обозначены направления развития с конечным результатом по отрезкам времени, главенствующая роль отводилась комплексному научно-социальному, экономическому развитию региона, помимо этого, обращено особое внимание на то, что для интенсивного освоения и торговли необходимо международное сотрудничество. Самое пристальное внимание Правительством РФ было уделено изысканию колоссальных средств для военной безопасности, защиты и охраны границы в Арктике, восстановлению оставленных после распада СССР аэродромов и военных городков, а также планировке и направлению средств на постройку ледокольного флота для Вооруженных Сил, грамотному привлечению и вложению средств и силы из числа военных и гражданских на очистку территорий от мусора и токсичных веществ в бочках, канистрах, иных емкостях, брошенных прежними хозяевами. Данный документ предусматривал два этапа реализации, первый - до 2015 г. - предписывал подготовить весь спектр документов и работ для обоснования внешних границ и международно-правовое оформление Арктической зоны России, подготовить инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства для реализации целевых программ, создание единого информационного пространства. На втором этапе - до 2020 г. - предусматривалось провести структурную перестройку экономики, превратив данный регион в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. По результатам реализации проекта мы можем наблюдать создание мощной экономической и транспортной базы в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.
(Шеломенцев В.Н.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Согласно намеченному курсу и юридической практике принимается Постановление Президиума ЦИК от 15 апреля 1926 г., сыгравшее главенствующее значение по территориальному делению Арктики между странами, давшее мощнейший вектор направления к мировому формированию полярных секторов <10>. Сущность намеченного курса основывалась на историческом опыте и законодательной практике Русского и Советского государства, которые соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного морского права. За основу брали то, что все земли и острова к северу от арктического побережья государства в пределах сектора, образованного таким побережьем и сходящимися в точке полюса соответствующими меридианами, считаются входящими в состав территории этого государства. Правильность принятой позиции в дальнейшем подтверждена в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву содержит следующее: "Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду". Широкие полномочия закреплены в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, за основу принимаются особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы, это дает право государствам принимать законы в отношении своей экономической зоны, прописывать санкции для обеспечения выполнения своих прав, возбуждения разбирательства и задержания судов. Огромное политическое, экономическое значение сыграли утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 г. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Были обозначены направления развития с конечным результатом по отрезкам времени, главенствующая роль отводилась комплексному научно-социальному, экономическому развитию региона, помимо этого, обращено особое внимание на то, что для интенсивного освоения и торговли необходимо международное сотрудничество. Самое пристальное внимание Правительством РФ было уделено изысканию колоссальных средств для военной безопасности, защиты и охраны границы в Арктике, восстановлению оставленных после распада СССР аэродромов и военных городков, а также планировке и направлению средств на постройку ледокольного флота для Вооруженных Сил, грамотному привлечению и вложению средств и силы из числа военных и гражданских на очистку территорий от мусора и токсичных веществ в бочках, канистрах, иных емкостях, брошенных прежними хозяевами. Данный документ предусматривал два этапа реализации, первый - до 2015 г. - предписывал подготовить весь спектр документов и работ для обоснования внешних границ и международно-правовое оформление Арктической зоны России, подготовить инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства для реализации целевых программ, создание единого информационного пространства. На втором этапе - до 2020 г. - предусматривалось провести структурную перестройку экономики, превратив данный регион в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. По результатам реализации проекта мы можем наблюдать создание мощной экономической и транспортной базы в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с нормами международного морского права международный рейс означает рейс из порта государства до порта за пределами этого государства. Подобное определение закреплено в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (п. d правила 2 гл. 1) или, например, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года (п. 9 ст. 1).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с нормами международного морского права международный рейс означает рейс из порта государства до порта за пределами этого государства. Подобное определение закреплено в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (п. d правила 2 гл. 1) или, например, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года (п. 9 ст. 1).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> О территориальном море см.: Коломбос Д. Международное морское право. М.: Прогресс, 1975. С. 78 - 177.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> О территориальном море см.: Коломбос Д. Международное морское право. М.: Прогресс, 1975. С. 78 - 177.
Статья: Закисление и потепление морской среды: международно-правовые механизмы реагирования
(Авдыш Д.М., Бразовская Я.Е.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Ключевые слова: закисление океана, изменение климата, международное морское право, UNCLOS, Парижское соглашение, морские экосистемы.
(Авдыш Д.М., Бразовская Я.Е.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Ключевые слова: закисление океана, изменение климата, международное морское право, UNCLOS, Парижское соглашение, морские экосистемы.
Статья: Международно-правовая охрана морской среды Черного и Балтийского морей
(Ланцева В.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевым отличием двух Конвенций предстает такой институт международного морского права, как сжигание. В Хельсинской конвенции данной деятельности уделяется повышенное внимание. Статья 10 Конвенции содержит прямой запрет на осуществление подобной деятельности в районе Балтийского моря. К тому же Правило 8 приложения III Хельсинской конвенции дублирует положение о запрете ст. 10. Как видится, подобный запрет напрямую связан с проблемой захоронения в Балтийском море боевых отравляющих веществ, выделяющих горючие соединения, и с нередкими разливами нефти. В Бухарестской конвенции не фигурирует термин "сжигание", и, соответственно, в тексте отсутствует запрет на данный вид деятельности в акватории Черного моря.
(Ланцева В.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевым отличием двух Конвенций предстает такой институт международного морского права, как сжигание. В Хельсинской конвенции данной деятельности уделяется повышенное внимание. Статья 10 Конвенции содержит прямой запрет на осуществление подобной деятельности в районе Балтийского моря. К тому же Правило 8 приложения III Хельсинской конвенции дублирует положение о запрете ст. 10. Как видится, подобный запрет напрямую связан с проблемой захоронения в Балтийском море боевых отравляющих веществ, выделяющих горючие соединения, и с нередкими разливами нефти. В Бухарестской конвенции не фигурирует термин "сжигание", и, соответственно, в тексте отсутствует запрет на данный вид деятельности в акватории Черного моря.
Статья: Влияние Ялтинской конференции на развитие современного международного права
(Чернядьева Н.А., Васильева Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Становление современной системы международного права шло в течение длительного периода. Некоторые отрасли, например международное морское право, дипломатическое право, начали оформляться еще на рубеже XVIII - XIX вв. [38, с. 24; 43, с. 30]. Обычаи и правила ведения военных действий (международное гуманитарное право), предписания которых системно действовали уже в последние десятилетия XIX в. [29, с. 44 - 46, 48 - 51], тем не менее приобрели современное международно-правовое содержание тоже лишь в послевоенное время, после принятия четырех Женевских конвенций 1949 г. [1, с. 45 - 55].
(Чернядьева Н.А., Васильева Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Становление современной системы международного права шло в течение длительного периода. Некоторые отрасли, например международное морское право, дипломатическое право, начали оформляться еще на рубеже XVIII - XIX вв. [38, с. 24; 43, с. 30]. Обычаи и правила ведения военных действий (международное гуманитарное право), предписания которых системно действовали уже в последние десятилетия XIX в. [29, с. 44 - 46, 48 - 51], тем не менее приобрели современное международно-правовое содержание тоже лишь в послевоенное время, после принятия четырех Женевских конвенций 1949 г. [1, с. 45 - 55].