Методы государственного управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Методы государственного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация принципа пропорциональности в пенсионной системе
(Гадбин А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Гадбин Алексей Юрьевич, практикующий юрист, управляющий партнер ЮК "Ваш Метод", аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления "НИНХ".
(Гадбин А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Гадбин Алексей Юрьевич, практикующий юрист, управляющий партнер ЮК "Ваш Метод", аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления "НИНХ".
Статья: Государственное регулирование: понятие, формы и сферы осуществления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом сказанного полагаем, что возможные сферы государственного регулирования могут быть определены максимально широко. Отметим, что реализация исполнительной власти происходит при помощи как государственного управления, так и государственного регулирования. Главное отличие заключается в используемых механизмах, средствах и методах государственного управления и государственного регулирования. Как правило, при непосредственном государственном управлении объекты управления находятся в подчинении у субъекта управления, а при государственном регулировании субъект управления воздействует преимущественно на неподчиненные объекты, используя, как правило, экономические средства воздействия (Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2006. 238 с.). Сказанное позволяет прибегнуть к аналогии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом сказанного полагаем, что возможные сферы государственного регулирования могут быть определены максимально широко. Отметим, что реализация исполнительной власти происходит при помощи как государственного управления, так и государственного регулирования. Главное отличие заключается в используемых механизмах, средствах и методах государственного управления и государственного регулирования. Как правило, при непосредственном государственном управлении объекты управления находятся в подчинении у субъекта управления, а при государственном регулировании субъект управления воздействует преимущественно на неподчиненные объекты, используя, как правило, экономические средства воздействия (Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2006. 238 с.). Сказанное позволяет прибегнуть к аналогии.
Нормативные акты
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"4. Принимая меры по стимулированию расширения сети кооперативов на данной территории, местные Советы народных депутатов совместно с соответствующими союзами (объединениями) кооперативов и органами государственного управления обязаны экономическими методами противодействовать монопольным тенденциям отдельных кооперативов, искусственному завышению цен (тарифов), ограничению выпуска и сбыта продукции и реализации услуг, пользующихся спросом у потребителей, всемерно содействовать развитию кооперативов на здоровой экономической основе.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"4. Принимая меры по стимулированию расширения сети кооперативов на данной территории, местные Советы народных депутатов совместно с соответствующими союзами (объединениями) кооперативов и органами государственного управления обязаны экономическими методами противодействовать монопольным тенденциям отдельных кооперативов, искусственному завышению цен (тарифов), ограничению выпуска и сбыта продукции и реализации услуг, пользующихся спросом у потребителей, всемерно содействовать развитию кооперативов на здоровой экономической основе.
Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 N 311
"Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года"Реформирование структуры электронной промышленности,
"Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года"Реформирование структуры электронной промышленности,
Статья: Размышления об административном праве и государственном управлении
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Государственное управление теперь фактически рассматривается не как работа лишь исполнительных и распорядительных органов, а как совокупная деятельность всех ветвей власти и иных государственных органов. Однако новый подход трудно приживается в умах людей. Как я уже писал, это обусловлено не только инерцией мышления, но и тем обстоятельством, что реализация методов государственного управления занимает разный объем в деятельности государственных органов. Действительно, ведь ни у кого из административистов не вызывает сомнений, что, несмотря на апробированный широкий подход к государственному управлению, тем не менее подавляющий объем всей государственно-управленческой деятельности осуществляется действительно органами исполнительной власти. Сказанное хорошо объясняется особенностями организационного, централизованного построения органов исполнительной власти <10>.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Государственное управление теперь фактически рассматривается не как работа лишь исполнительных и распорядительных органов, а как совокупная деятельность всех ветвей власти и иных государственных органов. Однако новый подход трудно приживается в умах людей. Как я уже писал, это обусловлено не только инерцией мышления, но и тем обстоятельством, что реализация методов государственного управления занимает разный объем в деятельности государственных органов. Действительно, ведь ни у кого из административистов не вызывает сомнений, что, несмотря на апробированный широкий подход к государственному управлению, тем не менее подавляющий объем всей государственно-управленческой деятельности осуществляется действительно органами исполнительной власти. Сказанное хорошо объясняется особенностями организационного, централизованного построения органов исполнительной власти <10>.
Статья: Государственное управление в условиях политического кризиса: металогический анализ
(Ухина Т.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Ключевые слова: политический кризис, государственная политика, методы государственного управления, депривация, общественные отношения.
(Ухина Т.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Ключевые слова: политический кризис, государственная политика, методы государственного управления, депривация, общественные отношения.
Статья: Цифровая трансформация государства: как изменяются подходы к управлению
(Алексеева М.В., Рыбак С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Для уточнения понятия "цифровизация" можно обратиться к определению, предложенному Т. Лузмором, одним из первооснователей государственной цифровой службы Великобритании. В его трактовке цифровизация представляет собой использование культуры, практик, процессов и технологий эпохи Интернета для эффективного удовлетворения ожиданий людей <1>. Это определение, как подчеркивает Лузмор, акцентирует внимание на том, что цифровая трансформация не сводится лишь к реализованным проектам, а подразумевает создание новых способов функционирования и использование современных подходов. Основной целью таких изменений становится возможность адекватного реагирования на возрастающие потребности граждан, что приводит к существенным изменениям в рамках традиционных методов государственного управления <2>.
(Алексеева М.В., Рыбак С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Для уточнения понятия "цифровизация" можно обратиться к определению, предложенному Т. Лузмором, одним из первооснователей государственной цифровой службы Великобритании. В его трактовке цифровизация представляет собой использование культуры, практик, процессов и технологий эпохи Интернета для эффективного удовлетворения ожиданий людей <1>. Это определение, как подчеркивает Лузмор, акцентирует внимание на том, что цифровая трансформация не сводится лишь к реализованным проектам, а подразумевает создание новых способов функционирования и использование современных подходов. Основной целью таких изменений становится возможность адекватного реагирования на возрастающие потребности граждан, что приводит к существенным изменениям в рамках традиционных методов государственного управления <2>.
Статья: Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)С появлением государства административно-правовое принуждение становится одним из способов государственного управления обществом. В начале XXI в. появился новый импульс к развитию механизма государственного принуждения как метода государственного управления и обеспечения правопорядка <1>. Административно-правовое принуждение является индикатором развития государственного управления и, в свою очередь, является способом реализации государственной власти.
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)С появлением государства административно-правовое принуждение становится одним из способов государственного управления обществом. В начале XXI в. появился новый импульс к развитию механизма государственного принуждения как метода государственного управления и обеспечения правопорядка <1>. Административно-правовое принуждение является индикатором развития государственного управления и, в свою очередь, является способом реализации государственной власти.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)По его мнению, административное принуждение - это "метод государственного управления, состоящий в применении субъектами власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на неукоснительное выполнение юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности" <29>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)По его мнению, административное принуждение - это "метод государственного управления, состоящий в применении субъектами власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на неукоснительное выполнение юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности" <29>.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В постсоветский период изменился экономический уклад страны, произошел переход от плановой экономики к рыночной, повысилась социальная роль государства. Эти изменения оказали влияние на формы и методы государственного управления в экономической сфере, что повлекло трансформацию содержания имущественных отношений между государством и создаваемыми им организациями. Законом СССР от 03.08.1989 N 319-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)" <17> всем предприятиям, объединениям и организациям независимо от их ведомственной принадлежности было предоставлено право самостоятельно создавать на договорных началах концерны, консорциумы, межотраслевые государственные объединения, государственные производственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры, которые являлись самостоятельными юридическими лицами. В дальнейшем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик <18> окончательно закрепили деление всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. В качестве возможных форм юридических лиц, используемых государством, данный документ предусматривал государственные предприятия, создаваемые для управления имуществом и извлечения прибыли, и государственные учреждения, которые признавались некоммерческими и преследовали социальные цели (статьи 18, 22, 53 Основ). Исполнительным органам было поручено в период 1991 - 1992 гг. провести работу по организации государственных корпораций на базе действующих государственных органов и организаций <19>. В результате в 1991 г. было создано порядка 30 таких объединений предприятий (например, Государственная корпорация по производству лекарственных средств и изделий медицинского назначения "Фарминдустрия" <20>, Российская Государственная корпорация угольной промышленности <21>), которые наделялись властными полномочиями по управлению государственным имуществом, а также по учреждению, реорганизации и ликвидации государственных предприятий и назначению их руководителей <22>. Это были первые организации, которым законодательно были делегированы государственные функции.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В постсоветский период изменился экономический уклад страны, произошел переход от плановой экономики к рыночной, повысилась социальная роль государства. Эти изменения оказали влияние на формы и методы государственного управления в экономической сфере, что повлекло трансформацию содержания имущественных отношений между государством и создаваемыми им организациями. Законом СССР от 03.08.1989 N 319-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)" <17> всем предприятиям, объединениям и организациям независимо от их ведомственной принадлежности было предоставлено право самостоятельно создавать на договорных началах концерны, консорциумы, межотраслевые государственные объединения, государственные производственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры, которые являлись самостоятельными юридическими лицами. В дальнейшем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик <18> окончательно закрепили деление всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. В качестве возможных форм юридических лиц, используемых государством, данный документ предусматривал государственные предприятия, создаваемые для управления имуществом и извлечения прибыли, и государственные учреждения, которые признавались некоммерческими и преследовали социальные цели (статьи 18, 22, 53 Основ). Исполнительным органам было поручено в период 1991 - 1992 гг. провести работу по организации государственных корпораций на базе действующих государственных органов и организаций <19>. В результате в 1991 г. было создано порядка 30 таких объединений предприятий (например, Государственная корпорация по производству лекарственных средств и изделий медицинского назначения "Фарминдустрия" <20>, Российская Государственная корпорация угольной промышленности <21>), которые наделялись властными полномочиями по управлению государственным имуществом, а также по учреждению, реорганизации и ликвидации государственных предприятий и назначению их руководителей <22>. Это были первые организации, которым законодательно были делегированы государственные функции.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Методы государственного регулирования можно также разделить на стимулирующие (поощрительные) и ограничительные (запретительные, карательные), иногда эти методы считаются методами государственного управления <298>. Стимулирование является одним из важных методов воздействия в сфере государственного управления. Правостимулирующая политика публичной власти имеет ряд преимуществ в сравнении с ограничивающими началами <299>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Методы государственного регулирования можно также разделить на стимулирующие (поощрительные) и ограничительные (запретительные, карательные), иногда эти методы считаются методами государственного управления <298>. Стимулирование является одним из важных методов воздействия в сфере государственного управления. Правостимулирующая политика публичной власти имеет ряд преимуществ в сравнении с ограничивающими началами <299>.
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Введение. Принуждение является одним из методов государственного управления, который принято считать вспомогательным. Вместе с тем его значение трудно переоценить. Без применения в необходимых случаях принуждения невозможно обеспечить безусловное исполнение правовых норм, поддерживать законность и правопорядок.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Введение. Принуждение является одним из методов государственного управления, который принято считать вспомогательным. Вместе с тем его значение трудно переоценить. Без применения в необходимых случаях принуждения невозможно обеспечить безусловное исполнение правовых норм, поддерживать законность и правопорядок.
Статья: Надзор за исполнением исполнительных документов исполнительскими агентами
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)В юридической литературе вопрос о правовой природе указанных понятий, их соотношении является предметом дискуссии, при этом по указанному вопросу нет единой позиции. По вопросу соотношения контроля и надзора следует согласиться с позицией А.М. Воронова о том, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора <9>. Например, под контролем понимают систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров <10>; систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности <11>; проверку исполнения принимаемых решений, которая позволяет выявить недостатки в управленческой деятельности и устранить их причины <12>; одну из неотъемлемых функций управления, позволяющих сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины <13>; метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности <14>, наконец, целую систему действий, которые служат эффективным механизмом обеспечения соблюдения законности всеми субъектами публичного управления <15>. Как видно из указанных определений, говоря словами А.А. Спиридонова, "контроль" не имеет единого определения в юридической литературе, и в каждом определении указанного понятия прослеживается индивидуальный подход того или иного научного направления юридической мысли" <16>. Более того, в юридической литературе имеется позиция, что разделение понятий "контроль" и "надзор" в настоящее время лишено практического смысла, при этом понятия "контроль" и "надзор" современный законодатель использует как синонимы <17>.
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)В юридической литературе вопрос о правовой природе указанных понятий, их соотношении является предметом дискуссии, при этом по указанному вопросу нет единой позиции. По вопросу соотношения контроля и надзора следует согласиться с позицией А.М. Воронова о том, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора <9>. Например, под контролем понимают систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров <10>; систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности <11>; проверку исполнения принимаемых решений, которая позволяет выявить недостатки в управленческой деятельности и устранить их причины <12>; одну из неотъемлемых функций управления, позволяющих сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины <13>; метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности <14>, наконец, целую систему действий, которые служат эффективным механизмом обеспечения соблюдения законности всеми субъектами публичного управления <15>. Как видно из указанных определений, говоря словами А.А. Спиридонова, "контроль" не имеет единого определения в юридической литературе, и в каждом определении указанного понятия прослеживается индивидуальный подход того или иного научного направления юридической мысли" <16>. Более того, в юридической литературе имеется позиция, что разделение понятий "контроль" и "надзор" в настоящее время лишено практического смысла, при этом понятия "контроль" и "надзор" современный законодатель использует как синонимы <17>.
Статья: Академическая научная школа административного права
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Сергей Васильевич Запольский большую часть своих теоретических научных трудов посвятил развитию административно-правовых аспектов самофинансирования предприятий, совершенствования форм и методов государственного управления в экономике.
(Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Сергей Васильевич Запольский большую часть своих теоретических научных трудов посвятил развитию административно-правовых аспектов самофинансирования предприятий, совершенствования форм и методов государственного управления в экономике.