Методика антимонопольный комплаенс
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика антимонопольный комплаенс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Межгосударственная стандартизация антимонопольного комплаенса в Евразийском экономическом союзе (актуальные вопросы)
(Елбаева Н.А., Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Важными представляются основные результаты работы, указанные в НИР ЕАЭС: "проведена оценка положительных и отрицательных последствий, а также рисков применения антимонопольного комплаенса в государствах - членах ЕАЭС, развитых зарубежных странах; разработана методика оценки соответствия системы антимонопольного комплаенса требованиям антимонопольного законодательства; приведена система практических рекомендаций по совершенствованию систем антимонопольного комплаенса; разработан проект международного стандарта по антимонопольному комплаенсу на базе ISO/TC 309 "Управление организациями"; разработаны типовые документы, составляющие антимонопольный комплаенс, предлагаемые для внедрения в право ЕАЭС" [1]. При этом исполнители Отчета обращают внимание, что ISO/TC 309 построен на принципах International Compliance Association (ICA), учитывающих только прецедентное право Великобритании и США, поэтому компиляция требований без адаптации не обеспечивает равноправный процесс комплаенса и для этих целей необходимо дополнительное исследование [1].
(Елбаева Н.А., Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Важными представляются основные результаты работы, указанные в НИР ЕАЭС: "проведена оценка положительных и отрицательных последствий, а также рисков применения антимонопольного комплаенса в государствах - членах ЕАЭС, развитых зарубежных странах; разработана методика оценки соответствия системы антимонопольного комплаенса требованиям антимонопольного законодательства; приведена система практических рекомендаций по совершенствованию систем антимонопольного комплаенса; разработан проект международного стандарта по антимонопольному комплаенсу на базе ISO/TC 309 "Управление организациями"; разработаны типовые документы, составляющие антимонопольный комплаенс, предлагаемые для внедрения в право ЕАЭС" [1]. При этом исполнители Отчета обращают внимание, что ISO/TC 309 построен на принципах International Compliance Association (ICA), учитывающих только прецедентное право Великобритании и США, поэтому компиляция требований без адаптации не обеспечивает равноправный процесс комплаенса и для этих целей необходимо дополнительное исследование [1].
Статья: Об источниках правового регулирования и стандартах формирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и практике ее внедрения в группе АО "ХК "Сибцем"
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Основные положения, связанные с организацией антимонопольного комплаенса федеральными органами власти, изложены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, которым утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства <15> (далее - Методические рекомендации), которые рекомендованы к использованию также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Например, Методическими рекомендациями устанавливаются уровни рисков, порядок их ранжирования от высокого к низкому, исходя из тяжести негативных последствий от нарушения антимонопольного законодательства, а также с учетом вероятности наступления рисков.
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Основные положения, связанные с организацией антимонопольного комплаенса федеральными органами власти, изложены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, которым утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства <15> (далее - Методические рекомендации), которые рекомендованы к использованию также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Например, Методическими рекомендациями устанавливаются уровни рисков, порядок их ранжирования от высокого к низкому, исходя из тяжести негативных последствий от нарушения антимонопольного законодательства, а также с учетом вероятности наступления рисков.
Нормативные акты
Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 N 20
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 N 4)3) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства";
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 N 4)3) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства";
Статья: Проблема исключения конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)<11> См., например: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // СЗ РФ. 2018. N 44. Ст. 6777.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)<11> См., например: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // СЗ РФ. 2018. N 44. Ст. 6777.
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Статьей 9.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено право хозяйствующего субъекта получить заключение от ФАС России о соответствии его локального акта об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства.
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Статьей 9.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено право хозяйствующего субъекта получить заключение от ФАС России о соответствии его локального акта об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства.
Статья: Значение применения антимонопольного комплаенса организациями торговли для предотвращения нарушений законодательства о конкуренции
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)Исходя из указанных характеристик, предлагается деление рисков на три категории с целью последующего принятия мер реагирования, позволяющих избежать либо существенно снизить вероятность наступления каждого конкретного риска. Общей мерой, позволяющей в целом снизить все категории рисков, является внедрение ретейлером системы антимонопольного комплаенса, которая позволяет на систематической основе проводить анализ основных факторов риска, вырабатывать методики и способы управления рисками; осуществлять внутреннее и внешнее обучение сотрудников; утверждать внутренние акты, определяющие обязанности сотрудников и предусматривающие ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства, а также внедрять процедуры по выявлению рисков, воздействовать на риски.
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)Исходя из указанных характеристик, предлагается деление рисков на три категории с целью последующего принятия мер реагирования, позволяющих избежать либо существенно снизить вероятность наступления каждого конкретного риска. Общей мерой, позволяющей в целом снизить все категории рисков, является внедрение ретейлером системы антимонопольного комплаенса, которая позволяет на систематической основе проводить анализ основных факторов риска, вырабатывать методики и способы управления рисками; осуществлять внутреннее и внешнее обучение сотрудников; утверждать внутренние акты, определяющие обязанности сотрудников и предусматривающие ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства, а также внедрять процедуры по выявлению рисков, воздействовать на риски.
Вопрос: Что такое комплаенс?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса (п. 4 Методических рекомендаций по соответствию антимонопольному законодательству).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса (п. 4 Методических рекомендаций по соответствию антимонопольному законодательству).
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Ашфа Д.М. разработал концепцию системы антимонопольного комплаенса как элемента корпоративного управления, направленного на снижение антимонопольных рисков коммерческой корпоративной организации и развитие правовой культуры соблюдения антимонопольных требований <19>. Особый интерес представляют разработанные автором правовые стимулы внедрения и соблюдения системы антимонопольного комплаенса, включая предоставление субъекту возможности смягчения или освобождения от ответственности при добровольном оперативном сообщении антимонопольному органу <20>.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Ашфа Д.М. разработал концепцию системы антимонопольного комплаенса как элемента корпоративного управления, направленного на снижение антимонопольных рисков коммерческой корпоративной организации и развитие правовой культуры соблюдения антимонопольных требований <19>. Особый интерес представляют разработанные автором правовые стимулы внедрения и соблюдения системы антимонопольного комплаенса, включая предоставление субъекту возможности смягчения или освобождения от ответственности при добровольном оперативном сообщении антимонопольному органу <20>.
Статья: Антимонопольный комплаенс в Министерстве обороны Российской Федерации
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)<19> Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденная Приказом ФАС от 5 февраля N 133/19.
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)<19> Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденная Приказом ФАС от 5 февраля N 133/19.
Статья: Модель непрерывного улучшения процессов (PDCA) как возможная методологическая основа антимонопольного комплаенса
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)В Разъяснениях ФАС России N 20 содержится подробное описание возможных мер и мероприятий, основанных на оценке, контроле рисков, ознакомлении работников с актами комплаенса, а также описание требований к должностному лицу, ответственному за функционирование комплаенса. При этом, как отмечает Н.А. Елбаева, "...очевидно, что универсальной модели методической рекомендации, которая будет отвечать потребностям хозяйствующего субъекта и соответствовать уровню его антимонопольных рисков, нет вследствие многочисленных факторов, таких как: наличие зависимости от размеров предприятия, его положения на рынках, рисков, с которыми оно сталкивается, а также зависимости от внутренней организационной структуры. Однако на основе подобных методических рекомендаций по внедрению процедур антимонопольного комплаенса организации могут самостоятельно разработать корпоративную стратегию комплаенса" [8].
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)В Разъяснениях ФАС России N 20 содержится подробное описание возможных мер и мероприятий, основанных на оценке, контроле рисков, ознакомлении работников с актами комплаенса, а также описание требований к должностному лицу, ответственному за функционирование комплаенса. При этом, как отмечает Н.А. Елбаева, "...очевидно, что универсальной модели методической рекомендации, которая будет отвечать потребностям хозяйствующего субъекта и соответствовать уровню его антимонопольных рисков, нет вследствие многочисленных факторов, таких как: наличие зависимости от размеров предприятия, его положения на рынках, рисков, с которыми оно сталкивается, а также зависимости от внутренней организационной структуры. Однако на основе подобных методических рекомендаций по внедрению процедур антимонопольного комплаенса организации могут самостоятельно разработать корпоративную стратегию комплаенса" [8].
Статья: Комплаенс и законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Часть 2
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Согласно п. 1 ст. 195-1 Предпринимательского кодекса РК антимонопольным комплаенсом является система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции <1>. Кроме того, п. 5 ст. 195-1 Предпринимательского кодекса РК предусмотрены Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Согласно п. 1 ст. 195-1 Предпринимательского кодекса РК антимонопольным комплаенсом является система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции <1>. Кроме того, п. 5 ст. 195-1 Предпринимательского кодекса РК предусмотрены Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса.
Статья: Банкротный комплаенс как правовой инструмент в делах о банкротстве
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)- антимонопольный комплаенс - это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (абзац второй раздела I разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства");
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)- антимонопольный комплаенс - это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (абзац второй раздела I разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства");
Статья: Взаимодействие участника закупки и государственного заказчика: границы допустимого поведения при проведении переговоров
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)Поскольку отдельные случаи проведения переговоров между государственным заказчиком и участниками товарных рынков, как указывает Беляева О.А., действительно имеют тонкую грань с антиконкурентным сговором: простое копирование направленного участником товарного рынка технического описания товара, вызванное спешкой при обеспечении закупочного процесса, как было продемонстрировано выше, может создать угрозу квалификации отношений заказчика и участника рынка, как антиконкурентного сговора, реализация указанных выше мер предосторожности является необходимым минимумом мер предотвращения возникновения претензий со стороны антимонопольного органа <14>. Универсальным техническим средством реализации таких мер может служить внедрение в деятельность как государственных заказчиков, так и компаний, участвующих в государственных закупках, антимонопольного комплаенса, предусматривающего меры превенции антиконкурентных правонарушений и при участии в государственных закупках. При этом нельзя не отметить большую степень подготовленности в этой части заказчиков по сравнению с участниками закупок за счет создания организаций, проводящих централизованные закупки, а также методических центров подготовки кадров для контрактных служб, таких как ГКУ ДПО СК "Центр поддержки осуществления закупок".
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)Поскольку отдельные случаи проведения переговоров между государственным заказчиком и участниками товарных рынков, как указывает Беляева О.А., действительно имеют тонкую грань с антиконкурентным сговором: простое копирование направленного участником товарного рынка технического описания товара, вызванное спешкой при обеспечении закупочного процесса, как было продемонстрировано выше, может создать угрозу квалификации отношений заказчика и участника рынка, как антиконкурентного сговора, реализация указанных выше мер предосторожности является необходимым минимумом мер предотвращения возникновения претензий со стороны антимонопольного органа <14>. Универсальным техническим средством реализации таких мер может служить внедрение в деятельность как государственных заказчиков, так и компаний, участвующих в государственных закупках, антимонопольного комплаенса, предусматривающего меры превенции антиконкурентных правонарушений и при участии в государственных закупках. При этом нельзя не отметить большую степень подготовленности в этой части заказчиков по сравнению с участниками закупок за счет создания организаций, проводящих централизованные закупки, а также методических центров подготовки кадров для контрактных служб, таких как ГКУ ДПО СК "Центр поддержки осуществления закупок".