Метод правового регулирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Метод правового регулирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Осуществление гражданских прав" ГК РФ"В силу диспозитивности метода гражданско-правового регулирования общественных отношений, закрепленного в пунктах 1, 2 статьи 1, пункте 1 статьи 9, статье 421 ГК РФ, участники гражданского оборота осуществляют права и обязанности руководствуясь своей автономной волей и в своем интересе."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 Конституции РФ"Гарантируя каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, законодатель обязан поддерживать баланс прав и обязанностей всех участников рынка. В этих целях он правомочен устанавливать условия осуществления предпринимательской деятельности, направленные на согласование частной экономической инициативы с интересами других лиц и общества в целом, включающими потребность в публично значимых услугах должного объема и качества. Для защиты общих интересов (общего блага) в той или иной сфере законодатель вправе, регламентируя соответствующие отношения, использовать сочетание частно- и публично-правовых элементов (правовых институтов, методов регулирования и др.) таким образом, чтобы наиболее эффективно обеспечивалось удовлетворение как частных, так и публичных интересов. Располагая при этом широкой свободой усмотрения в выборе правовых средств, он вместе с тем связан конституционно-правовыми целями применения публично-правовых начал, определяемыми статьями 7, 8, 17 (часть 3), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 года N 12-П, от 3 апреля 2023 года N 14-П и др.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Теория государства и права: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
Статья: Дозволительный метод правового регулирования при банкротстве
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 10
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 10
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего туризма
(Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)3. Применение различных методов в правовом регулировании
(Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)3. Применение различных методов в правовом регулировании
Статья: "Мягкая сила" стандартов
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2025, N 4)Тотальный перевод в "цифру" практически всех бизнес-процессов банков и других участников финансового рынка помимо всех тех благ, которые хорошо известны как финансистам, так и их клиентам, привел к довольно неожиданным последствиям. Их суть заключается во внутренних противоречиях классических и новых правовых методов регулирования, таких как стандарты, вырабатываемые саморегулируемыми организациями (СРО). Раньше на это не обращали особого внимания, а сейчас вопрос встает ребром.
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2025, N 4)Тотальный перевод в "цифру" практически всех бизнес-процессов банков и других участников финансового рынка помимо всех тех благ, которые хорошо известны как финансистам, так и их клиентам, привел к довольно неожиданным последствиям. Их суть заключается во внутренних противоречиях классических и новых правовых методов регулирования, таких как стандарты, вырабатываемые саморегулируемыми организациями (СРО). Раньше на это не обращали особого внимания, а сейчас вопрос встает ребром.
Статья: Основные этапы исследования механизма правового регулирования трудовых отношений
(Полякова В.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)С.П. Маврин определил механизм правового регулирования отношений, являющийся предметом конкретной отрасли права, как совокупность специфических приемов и способов воздействия на регулируемые отношения. Фактически данное определение совпадает с определением метода правового регулирования <14>, но смысловое содержание у терминов различно. Автор отмечает, что к механизму правового регулирования относится широкий круг элементов: "...нормативные правовое акты, акты официального толкования норм права, юридические факты, правоприменительные акты, правоотношения, правовая культура, правосознание, правовые стимулы, правовые ограничения, договоры, меры юридической ответственности, меры правовой защиты и другие юридические приемы и способы правового регулирования, а также правовые конструкции" <15>. Такое разнообразие элементов автор объясняет разнообразием общественных отношений, входящих в предмет рассматриваемой отрасли права. Подчеркивается, что конкретный механизм правового регулирования должен состоять из оптимальной системы правовых средств, гарантирующих результативное воздействие на субъектов соответствующих отношений.
(Полякова В.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)С.П. Маврин определил механизм правового регулирования отношений, являющийся предметом конкретной отрасли права, как совокупность специфических приемов и способов воздействия на регулируемые отношения. Фактически данное определение совпадает с определением метода правового регулирования <14>, но смысловое содержание у терминов различно. Автор отмечает, что к механизму правового регулирования относится широкий круг элементов: "...нормативные правовое акты, акты официального толкования норм права, юридические факты, правоприменительные акты, правоотношения, правовая культура, правосознание, правовые стимулы, правовые ограничения, договоры, меры юридической ответственности, меры правовой защиты и другие юридические приемы и способы правового регулирования, а также правовые конструкции" <15>. Такое разнообразие элементов автор объясняет разнообразием общественных отношений, входящих в предмет рассматриваемой отрасли права. Подчеркивается, что конкретный механизм правового регулирования должен состоять из оптимальной системы правовых средств, гарантирующих результативное воздействие на субъектов соответствующих отношений.
Статья: Проблемы правового регулирования возмещения вреда при добыче полезных ископаемых в Арктической зоне России
(Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2023, N 12)В статье проанализированы особенности Арктической зоны как уникального по многим показателям региона, отмечено его значение для развития экономики России. Исследованы общие вопросы правового регулирования причинения вреда при добыче полезных ископаемых в Арктической зоне. Раскрыты законодательные основания ответственности за причинение вреда добывающих предприятий. Предложено ужесточение мер ответственности при причинении вреда в процессе добычи полезных ископаемых на территории Арктики. Сформулировано понятие экологического вреда. Проанализированы основные проблемы правового регулирования ответственности вследствие причинения вреда в процессе добычи полезных ископаемых. Отмечено, что необходимо развитие экологического страхования как механизма защиты интересов государства, юридических и физических лиц при наступлении ответственности за причинение вреда при добыче полезных ископаемых. Раскрыты конструктивные признаки экологического страхования. Отмечено, что экологическое страхование является самостоятельным видом страхования, развитие которого возможно только при финансовой поддержке государства. В статье рассмотрены разные подходы к пониманию причинения вреда при недропользовании, сложившиеся в законодательстве и правоприменительной практике. Сделан вывод, о том, что применение в зависимости от правовой ситуации как диспозитивного, так и императивного метода правового регулирования в сфере ответственности добывающих предприятий является эффективным и соответствующим принципу разумности и справедливости в гражданском праве.
(Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2023, N 12)В статье проанализированы особенности Арктической зоны как уникального по многим показателям региона, отмечено его значение для развития экономики России. Исследованы общие вопросы правового регулирования причинения вреда при добыче полезных ископаемых в Арктической зоне. Раскрыты законодательные основания ответственности за причинение вреда добывающих предприятий. Предложено ужесточение мер ответственности при причинении вреда в процессе добычи полезных ископаемых на территории Арктики. Сформулировано понятие экологического вреда. Проанализированы основные проблемы правового регулирования ответственности вследствие причинения вреда в процессе добычи полезных ископаемых. Отмечено, что необходимо развитие экологического страхования как механизма защиты интересов государства, юридических и физических лиц при наступлении ответственности за причинение вреда при добыче полезных ископаемых. Раскрыты конструктивные признаки экологического страхования. Отмечено, что экологическое страхование является самостоятельным видом страхования, развитие которого возможно только при финансовой поддержке государства. В статье рассмотрены разные подходы к пониманию причинения вреда при недропользовании, сложившиеся в законодательстве и правоприменительной практике. Сделан вывод, о том, что применение в зависимости от правовой ситуации как диспозитивного, так и императивного метода правового регулирования в сфере ответственности добывающих предприятий является эффективным и соответствующим принципу разумности и справедливости в гражданском праве.
Статья: Роль бюджетного регулирования в современном обществе
(Ткаченко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с правовым регулированием системы методов распределения и перераспределения части национального продукта между различными бюджетами бюджетной системы РФ - бюджетного регулирования в Российской Федерации. В ходе исследования выделены особенности и признаки финансово-правовой категории "бюджетное регулирование", рассмотрены различные подходы к определению данного понятия, изучены ключевые принципы бюджетного права, на которых основана система методов бюджетного регулирования, показано значение, которое приобретает бюджетное регулирование в современном обществе. Определено, что нормы финансового права регулируют целый комплекс общественных отношений, связанных с публичной финансовой деятельностью в рассматриваемой области, включая систему первичных и вторичных правовых мер, направленных на обеспечение сбалансированности и самостоятельности бюджетов бюджетной системы РФ. Сделан вывод о том, что в современных условиях бюджетное регулирование в РФ направлено не только на распределение и перераспределение доходов, но и на оптимизацию и реструктуризацию расходных обязательств публично-правовых образований.
(Ткаченко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с правовым регулированием системы методов распределения и перераспределения части национального продукта между различными бюджетами бюджетной системы РФ - бюджетного регулирования в Российской Федерации. В ходе исследования выделены особенности и признаки финансово-правовой категории "бюджетное регулирование", рассмотрены различные подходы к определению данного понятия, изучены ключевые принципы бюджетного права, на которых основана система методов бюджетного регулирования, показано значение, которое приобретает бюджетное регулирование в современном обществе. Определено, что нормы финансового права регулируют целый комплекс общественных отношений, связанных с публичной финансовой деятельностью в рассматриваемой области, включая систему первичных и вторичных правовых мер, направленных на обеспечение сбалансированности и самостоятельности бюджетов бюджетной системы РФ. Сделан вывод о том, что в современных условиях бюджетное регулирование в РФ направлено не только на распределение и перераспределение доходов, но и на оптимизацию и реструктуризацию расходных обязательств публично-правовых образований.
Статья: Исчисление налога расчетным методом: проблемы правового регулирования
(Зайчикова О.М.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"Российский юридический журнал", 2022, N 1
(Зайчикова О.М.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"Российский юридический журнал", 2022, N 1
Статья: Особенности правового регулирования труда на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и перспективы его развития
(Потапов А.В., Потапова Н.Д.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 6)Указанные особенности метода правового регулирования позволяют, во-первых, говорить о возможности доработки трудового законодательства в части централизованного принятия корпоративными объединениями локальных нормативных актов.
(Потапов А.В., Потапова Н.Д.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 6)Указанные особенности метода правового регулирования позволяют, во-первых, говорить о возможности доработки трудового законодательства в части централизованного принятия корпоративными объединениями локальных нормативных актов.