Места размещения тко
Подборка наиболее важных документов по запросу Места размещения тко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение государственным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами... истец... силами подрядчика... ликвидировал четыре места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов...
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами... истец... силами подрядчика... ликвидировал четыре места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 214 "Право государственной собственности" ГК РФ"Приводимые в кассационной жалобе доводы о несогласии с судебными актами, основанные на том, что ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО на не индивидуализированных, не являвшихся объектами кадастрового учета земельных участках, не должна осуществляться за счет средств местного бюджета, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не учитывают, что объектами прав на землю (и корреспондирующих им с учетом этого, как в данном случае, обязательств) могут являться не только земельные участки, обладающие характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенных вещей, но и земля, что следует из положений статей 1, 6 ЗК РФ, пункта 3 статьи 209, пункта 2 статьи 214 ГК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Взыскание расходов, понесенных в связи с ликвидацией мест
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)46) несанкционированная свалка - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Осторожный разворот: Конституционный Суд РФ о месте местного самоуправления в рамках единой системы публичной власти
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Краткая фабула вопроса заключается в том, что органам местного самоуправления было предъявлено требование о взыскании расходов за ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории, находящейся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ признал недопустимым возложение полной материальной ответственности на бюджет муниципального образования, если на землях и земельных участках, не находившихся в собственности муниципального образования, региональным оператором были понесены издержки в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО. При этом история рассматриваемого вопроса стала основой для уточнения предыдущих правовых позиций Суда и формулирования новых.
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Краткая фабула вопроса заключается в том, что органам местного самоуправления было предъявлено требование о взыскании расходов за ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории, находящейся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ признал недопустимым возложение полной материальной ответственности на бюджет муниципального образования, если на землях и земельных участках, не находившихся в собственности муниципального образования, региональным оператором были понесены издержки в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО. При этом история рассматриваемого вопроса стала основой для уточнения предыдущих правовых позиций Суда и формулирования новых.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
(КонсультантПлюс, 2025)информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Можно ожидать, что в итоге дополнительная проработка механизма реализации отдельных государственных полномочий органами МС будет способствовать сбалансированному распределению ответственности, реализации формулы "справедливого гарантированного софинансирования", упомянутой Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о возложении на орган МС обязательства по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов <30>.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Можно ожидать, что в итоге дополнительная проработка механизма реализации отдельных государственных полномочий органами МС будет способствовать сбалансированному распределению ответственности, реализации формулы "справедливого гарантированного софинансирования", упомянутой Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о возложении на орган МС обязательства по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов <30>.
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время в законодательстве отсутствует определение мест несанкционированного размещения ТКО. По общему правилу к ним можно отнести места складирования ТКО на земельном участке, не предназначенном для этих целей.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время в законодательстве отсутствует определение мест несанкционированного размещения ТКО. По общему правилу к ним можно отнести места складирования ТКО на земельном участке, не предназначенном для этих целей.
Последние изменения: Когда можно проводить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На основании этой нормы можно заключить контракт с региональным оператором и на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, если заказчик является собственником земельного участка, на котором они образовались.
(КонсультантПлюс, 2025)На основании этой нормы можно заключить контракт с региональным оператором и на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, если заказчик является собственником земельного участка, на котором они образовались.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Еще одним примером является Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П <16>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда нормативных правовых актов, возлагающие на муниципальные органы власти обязанности по финансовому обеспечению ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, которые располагаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, - при отсутствии соответствующего софинансирования со стороны Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. В этой связи федеральному законодателю установлено внести изменения в законодательство.
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)<9> Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 <18>, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (п. 18). Кроме того, пункты 16 - 18 этих Правил предусматривают обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения ТКО.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 <18>, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (п. 18). Кроме того, пункты 16 - 18 этих Правил предусматривают обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения ТКО.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)при размещении объектов размещения твердых коммунальных отходов места их расположения определяют при разработке территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления (п. 24 Требований по обращению с ТКО).
(КонсультантПлюс, 2025)при размещении объектов размещения твердых коммунальных отходов места их расположения определяют при разработке территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления (п. 24 Требований по обращению с ТКО).