Меры воздействия банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры воздействия банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение договора купли-продажи акций
(КонсультантПлюс, 2025)...В обоснование встречных требований и своей правовой позиции ООО... ссылалось на то, что общество добросовестно полагалось на гарантии продавца о том, что в момент заключения договора не ведется никаких судебных процессов, разбирательств, следствия и ничто не угрожает продавцу помешать исполнению договора, тогда как... АО Банк... оспаривалось в судебном порядке предписание Центрального банка РФ... о применении мер воздействия.
(КонсультантПлюс, 2025)...В обоснование встречных требований и своей правовой позиции ООО... ссылалось на то, что общество добросовестно полагалось на гарантии продавца о том, что в момент заключения договора не ведется никаких судебных процессов, разбирательств, следствия и ничто не угрожает продавцу помешать исполнению договора, тогда как... АО Банк... оспаривалось в судебном порядке предписание Центрального банка РФ... о применении мер воздействия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)7. Рождественская Т.Э. Банковское регулирование и надзор. Банкротство финансовых организаций. Меры воздействия Банка России. М., 2020.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)7. Рождественская Т.Э. Банковское регулирование и надзор. Банкротство финансовых организаций. Меры воздействия Банка России. М., 2020.
Статья: Некоторые правовые вопросы финансового мониторинга в рамках применения ограничительных экономических мер кредитными организациями
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Предлагаемый подход стал бы эффективным решением правовых вопросов агентов финансового мониторинга, которые по различным причинам не направили в Росфинмониторинг сообщения о таких операциях и, как следствие, могут стать потенциальным субъектом административного правонарушения по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <8> и мер воздействия Банка России в рамках ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <9>.
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Предлагаемый подход стал бы эффективным решением правовых вопросов агентов финансового мониторинга, которые по различным причинам не направили в Росфинмониторинг сообщения о таких операциях и, как следствие, могут стать потенциальным субъектом административного правонарушения по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <8> и мер воздействия Банка России в рамках ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <9>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Отменяется информационное письмо Банка России о неприменении мер воздействия к операторам финансовых платформ в случае несоблюдения ими требований нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности с 1 января 2023 года (01.01.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Отменяется информационное письмо Банка России о неприменении мер воздействия к операторам финансовых платформ в случае несоблюдения ими требований нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности с 1 января 2023 года (01.01.2025)
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 81: С учетом поддержки Банком России <53> позиции Ассоциации о необходимости предоставления банкам дополнительного срока для проведения мероприятий по переходу на электронное взаимодействие с ФССП России через СМЭВ в соответствии с Законом N 417-ФЗ, а также неприменения мер воздействия за нарушение сроков подключения просим Банк России прокомментировать подходы к надзорным мероприятиям в 2023 году в этой части.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 81: С учетом поддержки Банком России <53> позиции Ассоциации о необходимости предоставления банкам дополнительного срока для проведения мероприятий по переходу на электронное взаимодействие с ФССП России через СМЭВ в соответствии с Законом N 417-ФЗ, а также неприменения мер воздействия за нарушение сроков подключения просим Банк России прокомментировать подходы к надзорным мероприятиям в 2023 году в этой части.
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Согласно ст. 75 Конституции РФ <3> основной функцией, а согласно ст. 3 Закона о ЦБ целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, причем законодатель указывает на принцип независимости главного банка страны, но достижение указанной цели и осуществление функций предполагает взаимодействие с органами государственной власти, в том числе и при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в финансовой сфере. Кроме того, ученые-правоведы неоднократно обращались к вопросу исследования правового статуса Банка России, например М.В. Баглай придерживается точки зрения, что Центральный банк РФ - "федеральный орган государственной власти с особым статусом" <4>, Е.Н. Пастушенко относит его к конституционным органам, наделенным государственно-властными полномочиями <5>, Т.Э. Рождественская на основе позиции Конституционного Суда РФ приходит к выводу, что он "является специфическим публичным органом, выполняющим функции органа государственной власти" <6>. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие государственно-властные полномочия: защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ), осуществление денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 3 Закона о ЦБ), осуществляет банковский надзор, валютный контроль, надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, наблюдение и надзор в национальной платежной системе (ст. 3 Закона о ЦБ) и ряд иных. Кроме того, реализация властных полномочий в пределах закрепленной за Банком России компетенции осуществляется посредством предоставления ему права издавать обязательные для исполнения нормативные акты, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства, т.е. влечет применение мер воздействия со стороны не только Банка России, но и привлечение к административной, уголовной ответственности. Таким образом, отнесение главного банка страны к публичным органам власти не вызывает сомнения в силу особенностей возложенных на него публичных полномочий и закрепления правовых основ его функционирования в Конституции РФ.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Согласно ст. 75 Конституции РФ <3> основной функцией, а согласно ст. 3 Закона о ЦБ целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, причем законодатель указывает на принцип независимости главного банка страны, но достижение указанной цели и осуществление функций предполагает взаимодействие с органами государственной власти, в том числе и при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в финансовой сфере. Кроме того, ученые-правоведы неоднократно обращались к вопросу исследования правового статуса Банка России, например М.В. Баглай придерживается точки зрения, что Центральный банк РФ - "федеральный орган государственной власти с особым статусом" <4>, Е.Н. Пастушенко относит его к конституционным органам, наделенным государственно-властными полномочиями <5>, Т.Э. Рождественская на основе позиции Конституционного Суда РФ приходит к выводу, что он "является специфическим публичным органом, выполняющим функции органа государственной власти" <6>. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие государственно-властные полномочия: защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ), осуществление денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 3 Закона о ЦБ), осуществляет банковский надзор, валютный контроль, надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, наблюдение и надзор в национальной платежной системе (ст. 3 Закона о ЦБ) и ряд иных. Кроме того, реализация властных полномочий в пределах закрепленной за Банком России компетенции осуществляется посредством предоставления ему права издавать обязательные для исполнения нормативные акты, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства, т.е. влечет применение мер воздействия со стороны не только Банка России, но и привлечение к административной, уголовной ответственности. Таким образом, отнесение главного банка страны к публичным органам власти не вызывает сомнения в силу особенностей возложенных на него публичных полномочий и закрепления правовых основ его функционирования в Конституции РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В этом же разделе отмечено, что с целью устранения неясности в применении мер воздействия определено, что за ряд нарушений Казначейство России и Банк России принимают единственную меру воздействия - предписание СРО аудиторов об исключении сведений об аудиторской организации - нарушителе из реестра аудиторов и аудиторских организаций. К таким нарушениям законом отнесены:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В этом же разделе отмечено, что с целью устранения неясности в применении мер воздействия определено, что за ряд нарушений Казначейство России и Банк России принимают единственную меру воздействия - предписание СРО аудиторов об исключении сведений об аудиторской организации - нарушителе из реестра аудиторов и аудиторских организаций. К таким нарушениям законом отнесены:
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При регулировании деятельности кредитной организации и выборе мер воздействия Банк России ориентируется на наиболее эффективные меры надзорного реагирования.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При регулировании деятельности кредитной организации и выборе мер воздействия Банк России ориентируется на наиболее эффективные меры надзорного реагирования.
Статья: Банки обязали раскрывать полную стоимость кредита. Как избежать падения спроса?
(Сафронова Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 1)Банк России также принимает участие в проверках соблюдения кредитными организациями новых положений законодательства. В случае выявления нарушений регулятор передает сведения в ФАС для принятия мер. Кроме того, у Банка России как у мегарегулятора сохраняются собственные меры воздействия на кредитные организации. За неисполнение требований законодательства Банк России вправе взыскать с кредитного учреждения штраф - до 0,1% минимального размера уставного капитала (ст. 74 Закона о Банке России <10>). При этом указанный размер штрафа не является предельным. Если банк не исполнит предписание мегарегулятора, то сумма последующего штрафа может увеличиться до 1% от капитала банка.
(Сафронова Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 1)Банк России также принимает участие в проверках соблюдения кредитными организациями новых положений законодательства. В случае выявления нарушений регулятор передает сведения в ФАС для принятия мер. Кроме того, у Банка России как у мегарегулятора сохраняются собственные меры воздействия на кредитные организации. За неисполнение требований законодательства Банк России вправе взыскать с кредитного учреждения штраф - до 0,1% минимального размера уставного капитала (ст. 74 Закона о Банке России <10>). При этом указанный размер штрафа не является предельным. Если банк не исполнит предписание мегарегулятора, то сумма последующего штрафа может увеличиться до 1% от капитала банка.
Статья: Регуляторное воздействие Банка России на финансовый рынок в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 1)Для обеспечения надлежащего функционирования финансового рынка деятельность его участников регламентирована рядом нормативных требований со стороны мегарегулятора в лице Центрального банка Российской Федерации. Меры регуляторного воздействия, принимаемые Банком России, являются в том числе инструментом оперативного реагирования на постоянно появляющиеся внешние и внутренние угрозы, влияющие на стабильность и устойчивость российского финансового рынка в современных условиях.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 1)Для обеспечения надлежащего функционирования финансового рынка деятельность его участников регламентирована рядом нормативных требований со стороны мегарегулятора в лице Центрального банка Российской Федерации. Меры регуляторного воздействия, принимаемые Банком России, являются в том числе инструментом оперативного реагирования на постоянно появляющиеся внешние и внутренние угрозы, влияющие на стабильность и устойчивость российского финансового рынка в современных условиях.
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Помимо административной ответственности, установленной КоАП РФ, в случае нарушения требований ст. 26 Закона о банках за нарушение банковского законодательства к банку могут быть применены меры воздействия Банка России, установленные ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <19> (далее - Закон о Банке России). Кроме того, в рамках ст. 74 Закона о Банке России банк может быть привлечен к ответственности в виде штрафа также в случае нарушения Закона N 115-ФЗ. Причем меры воздействия по ст. 74 Закона о Банке России за нарушение Закона N 115-ФЗ могут быть применены Банком России в дополнение к мерам воздействия за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Таким образом, в случае предоставления банком неуполномоченным лицам сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны, риск применения мер воздействия по ст. 74 Закона о Банке России является высоким.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)Помимо административной ответственности, установленной КоАП РФ, в случае нарушения требований ст. 26 Закона о банках за нарушение банковского законодательства к банку могут быть применены меры воздействия Банка России, установленные ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <19> (далее - Закон о Банке России). Кроме того, в рамках ст. 74 Закона о Банке России банк может быть привлечен к ответственности в виде штрафа также в случае нарушения Закона N 115-ФЗ. Причем меры воздействия по ст. 74 Закона о Банке России за нарушение Закона N 115-ФЗ могут быть применены Банком России в дополнение к мерам воздействия за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Таким образом, в случае предоставления банком неуполномоченным лицам сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны, риск применения мер воздействия по ст. 74 Закона о Банке России является высоким.