Меры по охране водных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры по охране водных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана водных объектов: проблемы возмещения вреда
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)<1> См.: Круглов В.В. Об экономико-правовых мерах по охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах России // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 200 - 204.
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)<1> См.: Круглов В.В. Об экономико-правовых мерах по охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах России // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 200 - 204.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях обеспечения выполнения данных требований водным и иным законодательством предусмотрены разные правовые механизмы. Так, в целях учета влияния ГТС на состояние водных объектов на стадии планирования их строительства должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду, в том числе оценка состояния водных объектов, характера воздействий на них планируемой деятельности, изменений состояния водных объектов, разрабатываемых мер охраны водных объектов и способов контроля их состояния <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях обеспечения выполнения данных требований водным и иным законодательством предусмотрены разные правовые механизмы. Так, в целях учета влияния ГТС на состояние водных объектов на стадии планирования их строительства должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду, в том числе оценка состояния водных объектов, характера воздействий на них планируемой деятельности, изменений состояния водных объектов, разрабатываемых мер охраны водных объектов и способов контроля их состояния <1>.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
(ред. от 31.07.2025)3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 N 1936
(ред. от 21.11.2024)
"Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации"осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
(ред. от 21.11.2024)
"Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации"осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Нормирование в области охраны окружающей среды традиционно является одним из основных элементов правового регулирования охраны окружающей среды [Широбоков А.С., 2007, с. 30]. Поэтому при сбросе загрязняющих веществ в водный объект без утвержденных нормативов сброса нарушаются правила охраны водных объектов. Правовые основы установления нормативов допустимых сбросов закреплены в базовом природоохранном законе - Федеральном законе об охране окружающей среды. Согласно п. 1 ст. 19 данного Закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду, что составляет суть охраны окружающей среды. Требование о необходимости нормирования допустимого воздействия на водные объекты как меры по охране водных объектов содержится в гл. 6 ВК РФ (ст. 56), что еще раз подтверждает изложенное.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Нормирование в области охраны окружающей среды традиционно является одним из основных элементов правового регулирования охраны окружающей среды [Широбоков А.С., 2007, с. 30]. Поэтому при сбросе загрязняющих веществ в водный объект без утвержденных нормативов сброса нарушаются правила охраны водных объектов. Правовые основы установления нормативов допустимых сбросов закреплены в базовом природоохранном законе - Федеральном законе об охране окружающей среды. Согласно п. 1 ст. 19 данного Закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду, что составляет суть охраны окружающей среды. Требование о необходимости нормирования допустимого воздействия на водные объекты как меры по охране водных объектов содержится в гл. 6 ВК РФ (ст. 56), что еще раз подтверждает изложенное.
Статья: Пруд: понятие, правовой режим водоохранной зоны
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 12 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 29.09.2010 N 425 (далее - Методические указания по охране водных объектов или их частей), водоохранные зоны прудов в соответствии со ст. 65 ВК РФ не устанавливаются.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 12 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 29.09.2010 N 425 (далее - Методические указания по охране водных объектов или их частей), водоохранные зоны прудов в соответствии со ст. 65 ВК РФ не устанавливаются.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Круглов В.В. Об экономико-правовых мерах по охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах России // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 200.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Круглов В.В. Об экономико-правовых мерах по охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах России // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 200.