Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены за нарушение антимонопольного законодательства



Подборка наиболее важных документов по запросу Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены за нарушение антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 307-КГ14-6023 по делу N А42-6706/2013
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку компания не является субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке, нарушение компанией условий договора при оказании услуг гражданам влечет меры гражданско-правовой ответственности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Разрешая спор, суды исходили из того, что действующее жилищное законодательство допускает возможность одностороннего отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом по инициативе собственников помещений, а нарушение обществом "Теплоэнергосервис" условий договора при оказании услуг влечет меры гражданско-правовой ответственности, при этом права собственников жилых помещений были защищены до инициирования дела о нарушении антимонопольного законодательства решением Мончегорского городского суда Мурманской области от 19.03.2012 по делу N 2-202/2012 об обязании произвести перерасчет, в связи чем сочли недоказанным антимонопольным органом факт наличия в действиях упомянутого общества признаком правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)
К видам ответственности за нарушение антимонопольного законодательства относятся: а) административная (например, ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения") органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль); б) уголовная (например, ст. 178 "Ограничение конкуренции"); в) гражданско-правовая (например, взыскание убытков). В литературе также выделяется антимонопольная ответственность, предусмотренная в антимонопольном законодательстве <4>, при этом мерой юридической ответственности, предусмотренной непосредственно антимонопольным законодательством (антимонопольной ответственности), является перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Очевидно, что привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства возможно при наличии всех элементов юридической ответственности: правонарушения в форме действия или бездействия, противоправного характера деяния, наличия вреда, наличия вины, наличия причинной связи. Так, Конституционным Судом РФ по вопросу применения ст. 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции", которыми определяются порядок и условия перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства <5>, отмечено, что данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Статья: Современное состояние и перспективы развития гражданско-правовых способов защиты прав участников отношений, регулируемых антимонопольным законодательством
(Истомин В.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)
Одним из основных способов защиты имущественных прав, ущемленных в результате антиконкурентного поведения, является возмещение убытков. Правила их взыскания установлены нормами Гражданского кодекса РФ. В связи с тем что российская научная доктрина традиционно исходит из компенсационно-восстановительного характера гражданско-правовой ответственности <17>, в литературе часто отрицается возможность нормативного закрепления взыскания кратных антимонопольных убытков <18>, как это предусмотрено, например, параграфом 7 американского Закона Шермана 1890 г., согласно которому лицо, пострадавшее в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе получить возмещение, в три раза превышающее размер причиненных убытков, помимо стоимости услуг адвоката и судебных расходов. В то же время подобная мера имеет определенный положительный эффект и, во-первых, выступает для хозяйствующих субъектов серьезным сдерживающим фактором, побуждая их к соблюдению законодательства о защите конкуренции, а во-вторых, способствует развитию частной правоприменительной деятельности, побуждая заинтересованных лиц к предъявлению гражданско-правовых исков. Проблема закрепления в законодательстве сверхкомпенсационных мер ответственности и практического применения соответствующих норм анализируется и в европейской правовой доктрине, также в основном исходящей из понимания гражданско-правовой ответственности как совокупности мер, направленных на восстановление нарушенного имущественного положения потерпевшего и не носящих при этом штрафной, карательный характер. Однако современные теоретические представления по данному вопросу претерпевают определенные изменения, и сегодня лишь немецкие судебные органы занимают полностью консервативную позицию, не приемля сверхкомпенсационной ответственности, в то время как суды других европейских стран допускают взыскание сверхкомпенсационных санкций при условии их соразмерности и предвидимости для потенциальных нарушителей <19>. Что касается российского права, то ему также присущи санкции, имеющие не только восстановительный, но и штрафной, сверхкомпенсационный характер. К их числу можно отнести компенсацию за нарушение исключительных интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности, в том числе в кратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения или права его использования, штрафную неустойку, взыскание с лица, нарушившего право, упущенной выгоды в размере не менее извлеченных им в результате нарушения доходов (п. 2 ст. 15 ГК РФ), а также предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" 50%-ный штраф от взысканной в пользу потребителя суммы, налагаемый в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Обоснованием подобных мер выступают высокая латентность правонарушений в соответствующей сфере, объективные сложности, с которыми сталкивается потерпевший при их доказывании, а также недостаточная эффективность публично-правовой реакции на них <20>. Добавим, что ст. 1064 ГК РФ предусматривает возможность взыскания компенсации сверх возмещения вреда. Таким образом, отечественное гражданское законодательство демонстрирует определенную гибкость и многофункциональность в вопросах ответственности.
показать больше документов

Нормативные акты

Решение Новгородского УФАС России от 08.07.2014 N 3764/02
О прекращении производства по делу.
Отношения между хозяйствующими субъектами, в том числе споры о незаконном использовании товарных знаков (авторских прав), не связанные с защитой конкуренции, не регулируются антимонопольным законодательством.
Решение ФАС России от 20.11.2024 по делу N 08/01/14.5-76/2024
Обстоятельства: В ФАС России поступило заявление компании о недобросовестной конкуренции со стороны общества с ограниченной ответственностью в связи с незаконным использованием изобретения по евразийскому патенту при введении в гражданский оборот лекарственного препарата.
Решение: Общество с ограниченной ответственностью признано нарушившим ст. 14.5 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку обществом введен в гражданский оборот лекарственный препарат с незаконным использованием изобретения без согласия правообладателя на такое использование.
Однако антимонопольный орган не рассматривает гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, что входит в исключительную компетенцию судов, но пресекает нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках. В компетенцию ФАС России входит также установление и пресечение актов недобросовестной конкуренции. При этом действующее законодательство не ставит возможность принятия антимонопольным органом решения в области публичных правоотношений в зависимость от результатов гражданско-правовых споров между хозяйствующими субъектами, разрешаемых в судебном порядке.
показать больше документов