Мероприятия по охране водных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Мероприятия по охране водных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"При этом требования прокурора по уборке водных объектов от бытового мусора (бумаг, листвы, полиэтиленовых пакетов и т.п.), поступающего с прилегающих к акватории водных объектов территорий муниципального образования, не возлагают на администрацию городского округа "Город Калининград" обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов в понятии пункта 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, как и не подменяют выполнение соответствующими лицами мероприятий по охране поверхностных водных объектов, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)6. Обязательным условием прекращения права пользования водным объектом (независимо от того, прекращено право принудительно или добровольно) является выполнение водопользователем обязанностей, установленных ч. 6 комментируемой статьи. При этом при прекращении права надлежит не только прекратить водопользование, но и совершить ряд активных действий, которые в совокупности должны быть направлены на приведение водного объекта в состояние, пригодное для дальнейшего водопользования иными лицами в целях, предусмотренных ВК РФ, а также выполнение мероприятий по охране водного объекта и природоохранных требований.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)6. Обязательным условием прекращения права пользования водным объектом (независимо от того, прекращено право принудительно или добровольно) является выполнение водопользователем обязанностей, установленных ч. 6 комментируемой статьи. При этом при прекращении права надлежит не только прекратить водопользование, но и совершить ряд активных действий, которые в совокупности должны быть направлены на приведение водного объекта в состояние, пригодное для дальнейшего водопользования иными лицами в целях, предусмотренных ВК РФ, а также выполнение мероприятий по охране водного объекта и природоохранных требований.
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)Оздоровление водных объектов. Водное законодательство Российской Федерации содержит отдельные положения, связанные с оздоровлением водных объектов и восстановлением водохозяйственных систем. Восстановление водных объектов как часть системы мероприятий по охране водных объектов закреплено в ст. 1 Водного кодекса РФ. Как отмечают в научной литературе, "воды являются возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, а управление их использованием и охраной относится к числу важнейших государственных задач" [7. с. 3]. В России "при изменении парадигмы государственной собственности на водные ресурсы и государственного владения, распоряжения водами право водопользования становится сердцевиной организации правовой охраны вод" [6, с. 488].
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)Оздоровление водных объектов. Водное законодательство Российской Федерации содержит отдельные положения, связанные с оздоровлением водных объектов и восстановлением водохозяйственных систем. Восстановление водных объектов как часть системы мероприятий по охране водных объектов закреплено в ст. 1 Водного кодекса РФ. Как отмечают в научной литературе, "воды являются возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, а управление их использованием и охраной относится к числу важнейших государственных задач" [7. с. 3]. В России "при изменении парадигмы государственной собственности на водные ресурсы и государственного владения, распоряжения водами право водопользования становится сердцевиной организации правовой охраны вод" [6, с. 488].
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;
(ред. от 31.07.2025)15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
(ред. от 24.06.2025)судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Общая норма водного законодательства - ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ - предусматривает, что любые водохозяйственные мероприятия (по изучению, охране водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и пр.) осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с нормами водного законодательства, а именно ст. 24 - 27 ВК РФ. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, которые проводятся в рамках водохозяйственных мероприятий, исчерпывающе перечислены в пп. 1 - 4 ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ. К ним относятся обследования территорий, работы по ослаблению прочности льда, восстановление пропускной способности русел рек, уполаживание берегов водных объектов.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Общая норма водного законодательства - ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ - предусматривает, что любые водохозяйственные мероприятия (по изучению, охране водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и пр.) осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с нормами водного законодательства, а именно ст. 24 - 27 ВК РФ. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, которые проводятся в рамках водохозяйственных мероприятий, исчерпывающе перечислены в пп. 1 - 4 ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ. К ним относятся обследования территорий, работы по ослаблению прочности льда, восстановление пропускной способности русел рек, уполаживание берегов водных объектов.
Статья: Правовой режим гидротехнического сооружения как элемент водохозяйственной системы
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)- своевременного планирования и реализации мероприятий по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 42 Водного кодекса);
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)- своевременного планирования и реализации мероприятий по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 42 Водного кодекса);
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)В то же время Соглашение гласит, что каждая сторона в пределах территории своего государства самостоятельно осуществляет водохозяйственные и водоохранные мероприятия на таких объектах (ч. 1 ст. 7), а если осуществление каких-либо мероприятий причинит вред другой стороне, ответственность за его возмещение потерпевшей стороне несет та сторона, которая осуществила данные мероприятия. Размер причиненного вреда определяется совместными группами экспертов, создаваемых совместной комиссией (ст. 8). Стороны в том числе осуществляют обмен гидрохимической, гидрологической, водохозяйственной и иной информацией в области использования и охраны водных объектов. Стороны разрабатывают и согласовывают планы мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на таких объектах, критерии их определения, создают скоординированные либо совместные системы связи, оповещения и сигнализации на основе применения совместных технических средств. В целях выполнения условий Соглашения на паритетных условиях сторонами создана Совместная Казахстанско-Российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, в числе функций которой установление параметров стока в согласованных пограничных створах трансграничных водных объектов, обеспечение их соблюдения сторонами, изменение параметров вододеления на основе совместно выполненных водохозяйственных и экономических расчетов при изменении водохозяйственной ситуации в бассейнах данных объектов, рассмотрение водохозяйственных мероприятий на таких объектах, планируемых к реализации на территориях государств сторон, способных оказать трансграничное воздействие, а также порядка проведения совместной оценки воздействия планируемых мероприятий на окружающую среду, организация регулярного обмена гидрологическими прогнозами, сведениями о качестве вод и водохозяйственной обстановке в бассейнах водных объектов.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)В то же время Соглашение гласит, что каждая сторона в пределах территории своего государства самостоятельно осуществляет водохозяйственные и водоохранные мероприятия на таких объектах (ч. 1 ст. 7), а если осуществление каких-либо мероприятий причинит вред другой стороне, ответственность за его возмещение потерпевшей стороне несет та сторона, которая осуществила данные мероприятия. Размер причиненного вреда определяется совместными группами экспертов, создаваемых совместной комиссией (ст. 8). Стороны в том числе осуществляют обмен гидрохимической, гидрологической, водохозяйственной и иной информацией в области использования и охраны водных объектов. Стороны разрабатывают и согласовывают планы мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на таких объектах, критерии их определения, создают скоординированные либо совместные системы связи, оповещения и сигнализации на основе применения совместных технических средств. В целях выполнения условий Соглашения на паритетных условиях сторонами создана Совместная Казахстанско-Российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, в числе функций которой установление параметров стока в согласованных пограничных створах трансграничных водных объектов, обеспечение их соблюдения сторонами, изменение параметров вододеления на основе совместно выполненных водохозяйственных и экономических расчетов при изменении водохозяйственной ситуации в бассейнах данных объектов, рассмотрение водохозяйственных мероприятий на таких объектах, планируемых к реализации на территориях государств сторон, способных оказать трансграничное воздействие, а также порядка проведения совместной оценки воздействия планируемых мероприятий на окружающую среду, организация регулярного обмена гидрологическими прогнозами, сведениями о качестве вод и водохозяйственной обстановке в бассейнах водных объектов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ (введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 122-ФЗ) водохозяйственными мероприятиями являются мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий или лицами, которые в соответствии с ВК РФ используют водные объекты и (или) на которых ВК РФ возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ (введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 122-ФЗ) водохозяйственными мероприятиями являются мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий или лицами, которые в соответствии с ВК РФ используют водные объекты и (или) на которых ВК РФ возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Бремя осуществления мероприятий по охране водных объектов возложено на их собственников, а также на органы государственной власти и муниципальные образования. Вред водным объектам может быть причинен при осуществлении водопользования и иных видов хозяйственной деятельности. К загрязнению вод может привести ненадлежащее состояние очистных сооружений, сброс отходов производства и потребления, ненадлежащий уход за прибрежными объектами.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Бремя осуществления мероприятий по охране водных объектов возложено на их собственников, а также на органы государственной власти и муниципальные образования. Вред водным объектам может быть причинен при осуществлении водопользования и иных видов хозяйственной деятельности. К загрязнению вод может привести ненадлежащее состояние очистных сооружений, сброс отходов производства и потребления, ненадлежащий уход за прибрежными объектами.