Мажоритарная система выБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная система выБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
Статья: Проблемы законодательного регулирования компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Этот пример показывает, насколько непростым может быть определение природы поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса. Среди норм, конституционность которых предлагалось тогда проверить, были положения, устанавливавшие смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы. Очевидно, что признание их неконституционности привело бы к слому начавшейся избирательной кампании, невозможности ее дальнейшего проведения и, как следствие, к срыву конституционных сроков проведения выборов. Такой результат явно противоречил бы целям деятельности КС РФ, который обязан обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции в целом, а не только тех ее положений, о нарушении которых говорится в поступившем обращении, и поэтому недопустимо принятие Конституционным Судом РФ решений, влекущих неконституционные последствия. Вместе с тем если бы в поступивших обращениях были поставлены более узкие, частные вопросы законодательного регулирования выборов, а признание неконституционности соответствующих норм не создавало непреодолимых препятствий для проведения выборов в конституционные сроки, то применимость изложенного в Определении от 20.11.1995 N 77-О подхода уже вызывала бы существенные сомнения. В этой связи можно заключить, что момент обращения в КС РФ сам по себе не является достаточным аргументом для отказа в принятии обращения к рассмотрению со ссылкой на то, что Конституционный Суд РФ может решать только вопросы права. Решающее значение для квалификации поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса как правового либо неправового имеет содержание самого этого вопроса.
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Этот пример показывает, насколько непростым может быть определение природы поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса. Среди норм, конституционность которых предлагалось тогда проверить, были положения, устанавливавшие смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы. Очевидно, что признание их неконституционности привело бы к слому начавшейся избирательной кампании, невозможности ее дальнейшего проведения и, как следствие, к срыву конституционных сроков проведения выборов. Такой результат явно противоречил бы целям деятельности КС РФ, который обязан обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции в целом, а не только тех ее положений, о нарушении которых говорится в поступившем обращении, и поэтому недопустимо принятие Конституционным Судом РФ решений, влекущих неконституционные последствия. Вместе с тем если бы в поступивших обращениях были поставлены более узкие, частные вопросы законодательного регулирования выборов, а признание неконституционности соответствующих норм не создавало непреодолимых препятствий для проведения выборов в конституционные сроки, то применимость изложенного в Определении от 20.11.1995 N 77-О подхода уже вызывала бы существенные сомнения. В этой связи можно заключить, что момент обращения в КС РФ сам по себе не является достаточным аргументом для отказа в принятии обращения к рассмотрению со ссылкой на то, что Конституционный Суд РФ может решать только вопросы права. Решающее значение для квалификации поставленного перед Конституционным Судом РФ вопроса как правового либо неправового имеет содержание самого этого вопроса.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для общегосударственного уровня избрания и в других странах, и в Российской Федерации имеет место "перетягивание канатов" между территориальными округами (как правило, одномандатными, но порой и многомандатными) - так называемая мажоритарная избирательная система, и избранием части депутатов по спискам избирательных объединений, чаще всего политических партий - так называемая пропорциональная избирательная система. Как известно, в Российской Федерации для выборов депутатов Государственной Думы сначала применялась смешанная пропорционально-мажоритарная система, на выборах 2007 г. и 2011 гг. только пропорциональная избирательная система, далее опять смешанная система.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для общегосударственного уровня избрания и в других странах, и в Российской Федерации имеет место "перетягивание канатов" между территориальными округами (как правило, одномандатными, но порой и многомандатными) - так называемая мажоритарная избирательная система, и избранием части депутатов по спискам избирательных объединений, чаще всего политических партий - так называемая пропорциональная избирательная система. Как известно, в Российской Федерации для выборов депутатов Государственной Думы сначала применялась смешанная пропорционально-мажоритарная система, на выборах 2007 г. и 2011 гг. только пропорциональная избирательная система, далее опять смешанная система.
Статья: Конституционная политология как наука о конституционализации политической системы
(Денисов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Конституционная политология смотрит на правотворчество и правоприменение как на вид политической деятельности, осуществляемой в определенной среде. Она должна ответить на вопросы о том, как лучше разрабатывать и принимать конституционный акт: на заседаниях конвента, постоянно действующего представительного органа или через референдум. Все определяет расстановка сил между сторонниками и противниками конституционализма. Так же следует подходить к принятию поправок к конституции. Иногда сторонники конституционализма предлагают улучшить конституцию при отсутствии у них для этого средств. Идею о поправках к конституции подхватывают противники конституционализма и делают ее текст еще более неконституционным. При наличии в стране формальной конституции в условиях авторитарного режима акцент надо делать не на изменениях неработающего акта, а на борьбе за реализацию его норм в жизнь, за отмену законов, противоречащих идеям конституционализма. Следует иметь в виду, что обеспечить негативную мобилизацию (против чего-либо) легче, чем позитивную (за что-либо) <17>. Как на политическую технологию следует смотреть на выборы в органы власти. Выбор избирательной системы следует делать исходя из расстановки сил в обществе. Пропорциональная система выгодна сторонникам конституционализма, если они организованы в партии. В противном случае им выгодно поддерживать мажоритарную или смешанную систему выборов. Многое зависит от того, какое государство мы имеем. Полномочия демократического государства в правовом регулировании избирательной системы можно расширять. При наличии авторитарного государства следует выступать за ограничение его участия в выборах в целях пресечения злоупотребления властью со стороны должностных лиц. Это неизбежно приведет к росту злоупотреблений свободой выборов со стороны членов общества, что является меньшим злом.
(Денисов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Конституционная политология смотрит на правотворчество и правоприменение как на вид политической деятельности, осуществляемой в определенной среде. Она должна ответить на вопросы о том, как лучше разрабатывать и принимать конституционный акт: на заседаниях конвента, постоянно действующего представительного органа или через референдум. Все определяет расстановка сил между сторонниками и противниками конституционализма. Так же следует подходить к принятию поправок к конституции. Иногда сторонники конституционализма предлагают улучшить конституцию при отсутствии у них для этого средств. Идею о поправках к конституции подхватывают противники конституционализма и делают ее текст еще более неконституционным. При наличии в стране формальной конституции в условиях авторитарного режима акцент надо делать не на изменениях неработающего акта, а на борьбе за реализацию его норм в жизнь, за отмену законов, противоречащих идеям конституционализма. Следует иметь в виду, что обеспечить негативную мобилизацию (против чего-либо) легче, чем позитивную (за что-либо) <17>. Как на политическую технологию следует смотреть на выборы в органы власти. Выбор избирательной системы следует делать исходя из расстановки сил в обществе. Пропорциональная система выгодна сторонникам конституционализма, если они организованы в партии. В противном случае им выгодно поддерживать мажоритарную или смешанную систему выборов. Многое зависит от того, какое государство мы имеем. Полномочия демократического государства в правовом регулировании избирательной системы можно расширять. При наличии авторитарного государства следует выступать за ограничение его участия в выборах в целях пресечения злоупотребления властью со стороны должностных лиц. Это неизбежно приведет к росту злоупотреблений свободой выборов со стороны членов общества, что является меньшим злом.
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)С 2014 г. после принятия нового Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы обозначилась новая тенденция к отказу от пропорциональной избирательной системы и возврату к мажоритарной или смешанной системе выборов представительных органов всех уровней. Дополнение пропорциональной системы элементами мажоритарной В.В. Вискулова справедливо назвала "абсолютной гарантированностью пассивного избирательного права" <14>. Разделяя указанную выше позицию, считаем, что смешанная, или мажоритарно-пропорциональная, избирательная система является наиболее сбалансированной избирательной системой, гарантирующей активное и пассивное избирательное право граждан и легальные возможности политических партий принимать участие в выборах, самостоятельно формировать списки кандидатов с учетом собственных предпочтений <15>.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)С 2014 г. после принятия нового Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы обозначилась новая тенденция к отказу от пропорциональной избирательной системы и возврату к мажоритарной или смешанной системе выборов представительных органов всех уровней. Дополнение пропорциональной системы элементами мажоритарной В.В. Вискулова справедливо назвала "абсолютной гарантированностью пассивного избирательного права" <14>. Разделяя указанную выше позицию, считаем, что смешанная, или мажоритарно-пропорциональная, избирательная система является наиболее сбалансированной избирательной системой, гарантирующей активное и пассивное избирательное право граждан и легальные возможности политических партий принимать участие в выборах, самостоятельно формировать списки кандидатов с учетом собственных предпочтений <15>.