Мажоритарная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
Нормативные акты
Постановление N 51-15 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
"О модельном Избирательном кодексе для государств - участников СНГ"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020)35) мажоритарная избирательная система - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей;
"О модельном Избирательном кодексе для государств - участников СНГ"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020)35) мажоритарная избирательная система - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей;
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, в Устав Ханты-Мансийского автономного округа в прежние времена была включена норма (отменена в 2009 г.) о том, что три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выборы этих депутатов проводятся по мажоритарной системе по многомандатному избирательному округу, которым является территория автономного округа. В Закон о выборах депутатов органа законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа включили ст. 12 "Многомандатный избирательный округ", где предусмотрели, что этот округ, образуемый в целях обеспечения квоты представительства коренных малочисленных народов Севера, включает в себя всю территорию автономного округа и всех избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа. Три депутата от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому многомандатному избирательному округу, образуемому с целью обеспечения гарантированного представительства в Законодательном Собрании автономного округа интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах (эти нормы также отменены в 2009 г.). В избирательный закон Ненецкого автономного округа включили ст. 7 "Многомандатный национально-территориальный избирательный округ", где записали, что это "общеокружной избирательный округ, по которому избираются депутаты из числа ненецкого народа". Многомандатный национально-территориальный избирательный округ включает в себя всю территорию Ненецкого автономного округа (норму отменили в 2005 г.).
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, в Устав Ханты-Мансийского автономного округа в прежние времена была включена норма (отменена в 2009 г.) о том, что три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выборы этих депутатов проводятся по мажоритарной системе по многомандатному избирательному округу, которым является территория автономного округа. В Закон о выборах депутатов органа законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа включили ст. 12 "Многомандатный избирательный округ", где предусмотрели, что этот округ, образуемый в целях обеспечения квоты представительства коренных малочисленных народов Севера, включает в себя всю территорию автономного округа и всех избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа. Три депутата от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому многомандатному избирательному округу, образуемому с целью обеспечения гарантированного представительства в Законодательном Собрании автономного округа интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах (эти нормы также отменены в 2009 г.). В избирательный закон Ненецкого автономного округа включили ст. 7 "Многомандатный национально-территориальный избирательный округ", где записали, что это "общеокружной избирательный округ, по которому избираются депутаты из числа ненецкого народа". Многомандатный национально-территориальный избирательный округ включает в себя всю территорию Ненецкого автономного округа (норму отменили в 2005 г.).
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Отличительной чертой современной системы организации государственной власти на региональном уровне стало предоставление субъектам РФ возможности самостоятельно определять порядок формирования своих законодательных органов. Важным аспектом в данном контексте является установление параметров избирательной системы <22>. До 2002 г. на федеральном уровне не было критериев, которые бы ограничивали свободу действий региональных законодателей. Начиная с данного времени федеральным законодателем последовательно осуществлялись действия, направленные на обязательность использования элементов пропорциональной избирательной системы для избрания части депутатов законодательных органов власти. Устанавливался минимальный порог депутатских мандатов, подлежащих обязательному распределению между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Изначально определенный порог на уровне 50% со временем был снижен до 25%. Данные параметры устанавливались как в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так и в избирательном законодательстве. Эти требования были обусловлены необходимостью решения задач по обеспечению политического структурирования общества и становления партийно-политической системы. С 2023 г. какие-либо обязательные требования со стороны федерального законодателя к формированию органов законодательной власти субъектов были отменены, что вернуло субъекты Федерации к свободе усмотрения в данном вопросе. В результате на данный момент имеется вариативность применения избирательных систем, включающая как использование исключительно пропорциональной или мажоритарной, так и сочетание их элементов. При этом постепенный отказ от обязательного применения пропорциональной избирательной системы не привел к значительному улучшению представительства избирателей. Это связано с тем, что при применении мажоритарной системы число представителей политических партий, не относящихся к правящей, в законодательном органе, как показывает практика, еще больше сокращается.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Отличительной чертой современной системы организации государственной власти на региональном уровне стало предоставление субъектам РФ возможности самостоятельно определять порядок формирования своих законодательных органов. Важным аспектом в данном контексте является установление параметров избирательной системы <22>. До 2002 г. на федеральном уровне не было критериев, которые бы ограничивали свободу действий региональных законодателей. Начиная с данного времени федеральным законодателем последовательно осуществлялись действия, направленные на обязательность использования элементов пропорциональной избирательной системы для избрания части депутатов законодательных органов власти. Устанавливался минимальный порог депутатских мандатов, подлежащих обязательному распределению между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Изначально определенный порог на уровне 50% со временем был снижен до 25%. Данные параметры устанавливались как в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так и в избирательном законодательстве. Эти требования были обусловлены необходимостью решения задач по обеспечению политического структурирования общества и становления партийно-политической системы. С 2023 г. какие-либо обязательные требования со стороны федерального законодателя к формированию органов законодательной власти субъектов были отменены, что вернуло субъекты Федерации к свободе усмотрения в данном вопросе. В результате на данный момент имеется вариативность применения избирательных систем, включающая как использование исключительно пропорциональной или мажоритарной, так и сочетание их элементов. При этом постепенный отказ от обязательного применения пропорциональной избирательной системы не привел к значительному улучшению представительства избирателей. Это связано с тем, что при применении мажоритарной системы число представителей политических партий, не относящихся к правящей, в законодательном органе, как показывает практика, еще больше сокращается.
Статья: Совершенствование организации системы публичной власти субъектов Российской Федерации
(Басиев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Кроме того, с точки зрения избирательной системы, применяемой на выборах в законодательные органы, в 78 субъектах РФ установлена смешанная система, в десяти - пропорциональная и в одном - мажоритарная. В связи с этим необходимо закрепить в законодательстве норму об обязательности избрания половины депутатов легислатур на основе мажоритарной системы <24>. Указанное предложение позволит разумно сочетать позиции партий, отражающие общегосударственные интересы, и запросы избирателей соответствующего избирательного округа.
(Басиев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Кроме того, с точки зрения избирательной системы, применяемой на выборах в законодательные органы, в 78 субъектах РФ установлена смешанная система, в десяти - пропорциональная и в одном - мажоритарная. В связи с этим необходимо закрепить в законодательстве норму об обязательности избрания половины депутатов легислатур на основе мажоритарной системы <24>. Указанное предложение позволит разумно сочетать позиции партий, отражающие общегосударственные интересы, и запросы избирателей соответствующего избирательного округа.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)В завершение рассмотрения вопросов защиты интересов гомогенных групп кредиторов хотелось бы указать на ошибочность сравнения голосования кредиторов в коллективных процедурах с голосованиями акционеров: в последнем случае адекватна именно пропорциональная система, которая позволяет мажоритарному акционеру осуществлять долгосрочное стратегическое управление бизнесом.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)В завершение рассмотрения вопросов защиты интересов гомогенных групп кредиторов хотелось бы указать на ошибочность сравнения голосования кредиторов в коллективных процедурах с голосованиями акционеров: в последнем случае адекватна именно пропорциональная система, которая позволяет мажоритарному акционеру осуществлять долгосрочное стратегическое управление бизнесом.
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мажоритарная избирательная система - разновидность избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства, признающей избранным кандидата, набравшего установленное законом большинство голосов. При мажоритарной системе возможно существование 3 разновидностей большинства, в соответствии с которыми подразделяется и сама мажоритарная избирательная система: квалифицированное, абсолютное и относительное:
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мажоритарная избирательная система - разновидность избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства, признающей избранным кандидата, набравшего установленное законом большинство голосов. При мажоритарной системе возможно существование 3 разновидностей большинства, в соответствии с которыми подразделяется и сама мажоритарная избирательная система: квалифицированное, абсолютное и относительное:
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.