Мажоритарная избирательная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная избирательная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
Нормативные акты
Постановление N 51-15 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
"О модельном Избирательном кодексе для государств - участников СНГ"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020)35) мажоритарная избирательная система - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей;
"О модельном Избирательном кодексе для государств - участников СНГ"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020)35) мажоритарная избирательная система - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей;
Статья: Институт досрочного отзыва депутатов и выборных должностных лиц в механизме обеспечения демократического мандата народного доверия
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Муниципальная власть по своей природе коллективна. Она не принадлежит одному лицу, даже если оно имеет мандат прямого народного доверия на определенный срок легислатуры. Аналогичные требования характерны для депутатов, особенно если они избраны на основе мажоритарной избирательной системы и баллотировались в соответствующих избирательных округах. В муниципальных правоотношениях особенно остро ощущается отсутствие безоговорочной любви, страха или почтения народа к местным лидерам, последние вовсе не воспринимаются как "непогрешимые" или "всемогущие". Общественное мнение оценивает местную власть, как правило, критически, что зачастую побуждает к "обратному" по отношению к выборам действию в виде досрочного прекращения полномочий. В случае системной утраты доверия избирателей подобное действие воспринимается практически как естественное, следующее из самой природы местной демократии.
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)Муниципальная власть по своей природе коллективна. Она не принадлежит одному лицу, даже если оно имеет мандат прямого народного доверия на определенный срок легислатуры. Аналогичные требования характерны для депутатов, особенно если они избраны на основе мажоритарной избирательной системы и баллотировались в соответствующих избирательных округах. В муниципальных правоотношениях особенно остро ощущается отсутствие безоговорочной любви, страха или почтения народа к местным лидерам, последние вовсе не воспринимаются как "непогрешимые" или "всемогущие". Общественное мнение оценивает местную власть, как правило, критически, что зачастую побуждает к "обратному" по отношению к выборам действию в виде досрочного прекращения полномочий. В случае системной утраты доверия избирателей подобное действие воспринимается практически как естественное, следующее из самой природы местной демократии.
Статья: Правовое регулирование деятельности политических партий в США
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Применяемая на выборах почти во всех штатах мажоритарная избирательная система относительного большинства способствует сохранению двухпартийной системы с двумя ведущими политическими партиями - Демократической и Республиканской. Но ввиду федеративного характера США, отсутствия регулирования деятельности политических партий на федеральном уровне каждая из названных партий представляет собой в большей мере объединение под общим политическим брендом партийных организаций отдельных штатов, которые иногда могут иметь и иные наименования. Так, в штате Миннесота демократы именуются Миннесотской демократической фермерской лейбористской партией (DFL). Такое наименование обусловлено существованием с 1918 г. Фермерско-лейбористской партии, которая почти на два десятилетия оттеснила в данном штате Демократическую партию из числа ведущих и конкурировала с Республиканской. Миннесотская демократическая фермерская лейбористская партия образовалась в 1944 г. путем объединения Фермерско-лейбористской партии и Демократической партии штата Миннесота. Другой партией с оригинальным наименованием является "Демократическая беспартийная партия Лига Северной Дакоты". В начале XX в. в данном штате существовала Фермерская беспартийная лига (переименованная позже в Национальную беспартийную лигу), которая вплоть до 1950-х годов являлась одной из ведущих политических партий штата наряду с Республиканской и Демократической, что обусловило существование в тот период в данном штате трехпартийной системы, а после раскололась, и часть лиги объединилась с демократами, дав новой партии такое специфическое наименование, а часть - с республиканцами.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Применяемая на выборах почти во всех штатах мажоритарная избирательная система относительного большинства способствует сохранению двухпартийной системы с двумя ведущими политическими партиями - Демократической и Республиканской. Но ввиду федеративного характера США, отсутствия регулирования деятельности политических партий на федеральном уровне каждая из названных партий представляет собой в большей мере объединение под общим политическим брендом партийных организаций отдельных штатов, которые иногда могут иметь и иные наименования. Так, в штате Миннесота демократы именуются Миннесотской демократической фермерской лейбористской партией (DFL). Такое наименование обусловлено существованием с 1918 г. Фермерско-лейбористской партии, которая почти на два десятилетия оттеснила в данном штате Демократическую партию из числа ведущих и конкурировала с Республиканской. Миннесотская демократическая фермерская лейбористская партия образовалась в 1944 г. путем объединения Фермерско-лейбористской партии и Демократической партии штата Миннесота. Другой партией с оригинальным наименованием является "Демократическая беспартийная партия Лига Северной Дакоты". В начале XX в. в данном штате существовала Фермерская беспартийная лига (переименованная позже в Национальную беспартийную лигу), которая вплоть до 1950-х годов являлась одной из ведущих политических партий штата наряду с Республиканской и Демократической, что обусловило существование в тот период в данном штате трехпартийной системы, а после раскололась, и часть лиги объединилась с демократами, дав новой партии такое специфическое наименование, а часть - с республиканцами.
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
Статья: Законодательное регулирование территориальных и организационных основ местного управления в селах Турецкой Республики
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Начиная с 1984 г. эта норма Закона о селе получила иное понимание в Законе о выборах. С одной стороны, кровнородственные и семейные связи по-прежнему недопустимы среди членов совета старейшин. С другой стороны, правила определения победителя на выборах заменены на мажоритарную избирательную систему относительного большинства.
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Начиная с 1984 г. эта норма Закона о селе получила иное понимание в Законе о выборах. С одной стороны, кровнородственные и семейные связи по-прежнему недопустимы среди членов совета старейшин. С другой стороны, правила определения победителя на выборах заменены на мажоритарную избирательную систему относительного большинства.
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)В связи с принятием новых Федеральных законов от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены весомые изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные изменения были связаны с расширением применения пропорциональной избирательной системы. Если в 1990-е - первой половине 2000-х годов подавляющее большинство региональных парламентов формировалось посредством мажоритарной избирательной системы, то во второй половине 2000-х годов начали применяться смешанная и пропорциональная избирательные системы. Подобные практики стали распространяться и на уровне муниципальных образований. Так, на федеральном уровне была введена норма, устанавливающая, что не менее 50% депутатов региональных законодательных (представительных) органов власти должны были быть избраны при помощи пропорциональной избирательной системы, т.е. по спискам, выдвинутым политическими партиями.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)В связи с принятием новых Федеральных законов от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены весомые изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные изменения были связаны с расширением применения пропорциональной избирательной системы. Если в 1990-е - первой половине 2000-х годов подавляющее большинство региональных парламентов формировалось посредством мажоритарной избирательной системы, то во второй половине 2000-х годов начали применяться смешанная и пропорциональная избирательные системы. Подобные практики стали распространяться и на уровне муниципальных образований. Так, на федеральном уровне была введена норма, устанавливающая, что не менее 50% депутатов региональных законодательных (представительных) органов власти должны были быть избраны при помощи пропорциональной избирательной системы, т.е. по спискам, выдвинутым политическими партиями.
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мажоритарная избирательная система - разновидность избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства, признающей избранным кандидата, набравшего установленное законом большинство голосов. При мажоритарной системе возможно существование 3 разновидностей большинства, в соответствии с которыми подразделяется и сама мажоритарная избирательная система: квалифицированное, абсолютное и относительное:
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мажоритарная избирательная система - разновидность избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства, признающей избранным кандидата, набравшего установленное законом большинство голосов. При мажоритарной системе возможно существование 3 разновидностей большинства, в соответствии с которыми подразделяется и сама мажоритарная избирательная система: квалифицированное, абсолютное и относительное:
Статья: Явка граждан как выражение воли народа на участие в голосовании
(Кравченко О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 5)Например, поскольку выборы в парламент проводятся по правилам мажоритарной избирательной системы, то при многочисленных вариантах политического выбора может произойти ситуация, при которой победившим вариантом политического выбора окажется выбор, за который проголосовало не большинство граждан, ввиду рассеивания голосов избирателей по разным политическим выборам. Для более полного учета воли народа предлагается проводить голосование на выборах в два тура: на первом туре осуществляется отбор двух наиболее популярных политических сил среди всех предложивших себя в этом качестве; во втором туре производится голосование по двум вариантам политического выбора, набравшим большинство голосов в первом туре, и тот вариант политического выбора, который наберет большинство голосов, будет наиболее максимально и достоверно отражать волю народа.
(Кравченко О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 5)Например, поскольку выборы в парламент проводятся по правилам мажоритарной избирательной системы, то при многочисленных вариантах политического выбора может произойти ситуация, при которой победившим вариантом политического выбора окажется выбор, за который проголосовало не большинство граждан, ввиду рассеивания голосов избирателей по разным политическим выборам. Для более полного учета воли народа предлагается проводить голосование на выборах в два тура: на первом туре осуществляется отбор двух наиболее популярных политических сил среди всех предложивших себя в этом качестве; во втором туре производится голосование по двум вариантам политического выбора, набравшим большинство голосов в первом туре, и тот вариант политического выбора, который наберет большинство голосов, будет наиболее максимально и достоверно отражать волю народа.
Статья: Взаимодействие партийных и избирательных систем в государствах СНГ (современные тенденции)
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)В советский период и до провозглашения независимости республик Советского Союза в начале 1990-х гг. советы народных депутатов избирались исключительно по мажоритарной избирательной системе. Например, по такой системе избирались депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Альтернативы мажоритарной избирательной системы в условиях однопартийной системы не могло быть.
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)В советский период и до провозглашения независимости республик Советского Союза в начале 1990-х гг. советы народных депутатов избирались исключительно по мажоритарной избирательной системе. Например, по такой системе избирались депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Альтернативы мажоритарной избирательной системы в условиях однопартийной системы не могло быть.
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Происходит также постепенное исключение из регионального избирательного законодательства нормы о применении пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления (например, из Избирательного кодекса Белгородской области в 2018 г.), что вызвано несколькими причинами: 1) осознанием необходимости приближения местной власти к народу, что возможно при применении мажоритарной избирательной системы; 2) ростом недоверия к политическим партиям и сокращением их социальной базы <7>; 3) сложностями преодоления партиями установленного заградительного барьера на выборах; 4) уменьшением численности партий и снижением их активности на выборах; 5) сложностями процедуры регистрации кандидатов и списков кандидатов от политических партий.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Происходит также постепенное исключение из регионального избирательного законодательства нормы о применении пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления (например, из Избирательного кодекса Белгородской области в 2018 г.), что вызвано несколькими причинами: 1) осознанием необходимости приближения местной власти к народу, что возможно при применении мажоритарной избирательной системы; 2) ростом недоверия к политическим партиям и сокращением их социальной базы <7>; 3) сложностями преодоления партиями установленного заградительного барьера на выборах; 4) уменьшением численности партий и снижением их активности на выборах; 5) сложностями процедуры регистрации кандидатов и списков кандидатов от политических партий.