Материнский капитал на обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Материнский капитал на обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала" Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей""Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Б.Д. о признании незаконным и отмене решения об отказе N от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в распоряжении истцу средствами материнского (семейного) капитала, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, исходил из того, что Б.Д. имела право распорядиться частью средств материнского (семейного) капитала путем направления их на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа N от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенному между Б.Д. и СПКК "Альянс" на приобретение жилого дома, а изменение сведений о юридическом лице обусловлено исключительно сменой наименования кооператива, которое было осуществлено без изменения организационно-правовой формы юридического лица."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала" Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей""Принимая решение об удовлетворении заявленных К.О. требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, дав правовую оценку установленным обстоятельствам дела с применением положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, части 7 статьи 3, статей 5, пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 926, которым утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа истцу в распоряжении частью средств материнского семейного капитала на оплату услуг дополнительного образования, оказанных ребенку истца индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на оказание образовательных услуг, приравненным в настоящем случае к образовательной организации. При этом судебные инстанции указали на то, что в противном случае истец лишается возможности реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом N 256-ФЗ, в части возможности направления средств МСК на образование ребенка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)6.2. Особенности направления средств материнского капитала
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)6.2. Особенности направления средств материнского капитала
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)
Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 926
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ситуация: Как использовать материнский капитал?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение образования ребенком (детьми) за счет материнского капитала
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение образования ребенком (детьми) за счет материнского капитала
Ситуация: Можно ли получить материнский капитал наличными деньгами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, эти средства зачастую переводятся СФР сразу на счет лица, которое выступает второй стороной по сделке, совершенной владельцем сертификата, либо на счет эскроу. Владельцами (бенефициарами) таких счетов, в зависимости от цели использования материнского капитала, могут быть продавец жилья, строительная либо образовательная организация (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 256-ФЗ; абз. 2, 4 п. 2, абз. 2, 4 п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, эти средства зачастую переводятся СФР сразу на счет лица, которое выступает второй стороной по сделке, совершенной владельцем сертификата, либо на счет эскроу. Владельцами (бенефициарами) таких счетов, в зависимости от цели использования материнского капитала, могут быть продавец жилья, строительная либо образовательная организация (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 256-ФЗ; абз. 2, 4 п. 2, абз. 2, 4 п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926).
Статья: Нотариальное совершение сделок с жилыми помещениями с использованием средств материнского (семейного) капитала: пробел контроля статуса жилого объекта
(Аман А.)
("Нотариус", 2022, N 3)<2> Сараева А.О. Проблемы ипотечного кредитования и использования средств материнского капитала // Образование и наука за рубежом. 2019. N 11(59). С. 68 - 71; Яковлев А.А., Шатверян Н.Г. Ипотека с использованием материнского капитала: некоторые вопросы теории и практики // Наукосфера. 2021. N 6-1. С. 479 - 482.
(Аман А.)
("Нотариус", 2022, N 3)<2> Сараева А.О. Проблемы ипотечного кредитования и использования средств материнского капитала // Образование и наука за рубежом. 2019. N 11(59). С. 68 - 71; Яковлев А.А., Шатверян Н.Г. Ипотека с использованием материнского капитала: некоторые вопросы теории и практики // Наукосфера. 2021. N 6-1. С. 479 - 482.
Статья: Многодетная семья как феномен социально-правового пространства
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Государственные решения как стратегического, так и тактического плана неизбежно опираются на социологические знания о предмете. Таковые весьма многоаспекты. Тем не менее, пусть и с учетом преимущественно юридического целеполагания наших размышлений, остановимся на тех социальных характеристиках многодетности, которые должны учитываться в доктрине, законотворчестве и правоприменительной практике. Так, фиксируется несколько типов родительских переходов к многодетной семье и, соответственно, несколько ее типов, на них основанных <12>. Первый: "случайный переход" (в результате незапланированной беременности); такое родительство характеризуется в целом положительным отношением к деторождению (например, второго ребенка), принятием гипотезы о будущем появлении третьего, но неопределенным, осторожным или даже негативным отношением к последующим деторождениям. Второй: планируемый переход; родительство в единственном браке (возможно, даже прогнозируемое в предбрачный период) - с оценкой энергетических и экономических возможностей, общего будущего многодетной семьи. Третий: формальный переход; родительство на основе повторного супружества, при наличии детей от первого (второго и т.д.) брака и желании иметь их в действующем семейном союзе. Четвертый: естественный переход; родительство, не обремененное формальными и/или проектными соображениями, возникающее и множащееся по ходу совместной семейной жизни. Пятый: совместный переход; многодетное родительство формируется в рамках социальных контактов, в социальном окружении других многодетных семей. Отмечается, что последние два типа нередко сопровождаются воздействием и восприятием мягких идеологических установок, в том числе религиозного плана <13>. Не исключается также косвенное воздействие литературных <14> и кинообразцов, положительных примеров из соцсетей и т.п. Констатируется дифференциация установок на многодетность: с нулевым значением, неопределенная, несформированная; темпорально-осознанная (принятие решения в целом, тайминг рождений, подготовка к рождению); ситуационная установка (предбрачное обещание любящей женщины о многодетности будущей семьи; наступление беременности; изменение семейного состояния - вступление в брак / повторный брак, фактическое супружество; вход, пребывание, выход из стрессового состояния, в том числе в связи с инвалидностью или смертью ребенка; разочарование в избранной профессии, утрата интереса к карьере и т.п.) <15>. При этом при некоторых общих тенденциях типизации установок на многодетность последние, конечно, не имеют универсального действия: экономические факторы (от уровня дохода до социальной поддержки в виде пособий и материнского (семейного) капитала), уровень образования, планы на карьерные лифты, сетевые взаимодействия, традиции многодетности в истории конкретной семьи, религиозность и т.п. оказывают положительное или отрицательное влияние на принятие решения о деторождении, но далеко не всегда в ожидаемом направлении, так как немало людей с достатком или с ориентацией на карьеру все же выбирают путь многодетного семейного союза, особенно в последние годы. Это не означает, что законодатели не должны придерживаться классических форм социальной мотивации и поддержки "полидетных" союзов (например, какое-то время назад именно в связи с недостижением проектных результатов по материнскому капиталу велись дискуссии о целесообразности его пролонгации, которые к вящему удовлетворению трансформировались в решения его разносторонней диверсификации). Однако проектантам необходимо учитывать означенные установки и факторы для соответствующей мотивации: поощрять НКО социальной направленности, представителей академической и прикладной науки, сферы образования и просвещения и др. к созданию качественного современного информационного контента, расширять сферу адресной помощи многодетным матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (в том числе пандемической природы) и одновременно активно противостоять распространению идей "чайлдфри" (и не только в пространстве детской аудитории), оптимизировать на адекватной и справедливой основе положения Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года <16>, относительно содержания которой высказываются критические замечания - от взвешенных до весьма резких <17>.
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Государственные решения как стратегического, так и тактического плана неизбежно опираются на социологические знания о предмете. Таковые весьма многоаспекты. Тем не менее, пусть и с учетом преимущественно юридического целеполагания наших размышлений, остановимся на тех социальных характеристиках многодетности, которые должны учитываться в доктрине, законотворчестве и правоприменительной практике. Так, фиксируется несколько типов родительских переходов к многодетной семье и, соответственно, несколько ее типов, на них основанных <12>. Первый: "случайный переход" (в результате незапланированной беременности); такое родительство характеризуется в целом положительным отношением к деторождению (например, второго ребенка), принятием гипотезы о будущем появлении третьего, но неопределенным, осторожным или даже негативным отношением к последующим деторождениям. Второй: планируемый переход; родительство в единственном браке (возможно, даже прогнозируемое в предбрачный период) - с оценкой энергетических и экономических возможностей, общего будущего многодетной семьи. Третий: формальный переход; родительство на основе повторного супружества, при наличии детей от первого (второго и т.д.) брака и желании иметь их в действующем семейном союзе. Четвертый: естественный переход; родительство, не обремененное формальными и/или проектными соображениями, возникающее и множащееся по ходу совместной семейной жизни. Пятый: совместный переход; многодетное родительство формируется в рамках социальных контактов, в социальном окружении других многодетных семей. Отмечается, что последние два типа нередко сопровождаются воздействием и восприятием мягких идеологических установок, в том числе религиозного плана <13>. Не исключается также косвенное воздействие литературных <14> и кинообразцов, положительных примеров из соцсетей и т.п. Констатируется дифференциация установок на многодетность: с нулевым значением, неопределенная, несформированная; темпорально-осознанная (принятие решения в целом, тайминг рождений, подготовка к рождению); ситуационная установка (предбрачное обещание любящей женщины о многодетности будущей семьи; наступление беременности; изменение семейного состояния - вступление в брак / повторный брак, фактическое супружество; вход, пребывание, выход из стрессового состояния, в том числе в связи с инвалидностью или смертью ребенка; разочарование в избранной профессии, утрата интереса к карьере и т.п.) <15>. При этом при некоторых общих тенденциях типизации установок на многодетность последние, конечно, не имеют универсального действия: экономические факторы (от уровня дохода до социальной поддержки в виде пособий и материнского (семейного) капитала), уровень образования, планы на карьерные лифты, сетевые взаимодействия, традиции многодетности в истории конкретной семьи, религиозность и т.п. оказывают положительное или отрицательное влияние на принятие решения о деторождении, но далеко не всегда в ожидаемом направлении, так как немало людей с достатком или с ориентацией на карьеру все же выбирают путь многодетного семейного союза, особенно в последние годы. Это не означает, что законодатели не должны придерживаться классических форм социальной мотивации и поддержки "полидетных" союзов (например, какое-то время назад именно в связи с недостижением проектных результатов по материнскому капиталу велись дискуссии о целесообразности его пролонгации, которые к вящему удовлетворению трансформировались в решения его разносторонней диверсификации). Однако проектантам необходимо учитывать означенные установки и факторы для соответствующей мотивации: поощрять НКО социальной направленности, представителей академической и прикладной науки, сферы образования и просвещения и др. к созданию качественного современного информационного контента, расширять сферу адресной помощи многодетным матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (в том числе пандемической природы) и одновременно активно противостоять распространению идей "чайлдфри" (и не только в пространстве детской аудитории), оптимизировать на адекватной и справедливой основе положения Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года <16>, относительно содержания которой высказываются критические замечания - от взвешенных до весьма резких <17>.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок получения и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов", а также иными нормативными актами. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок получения и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов", а также иными нормативными актами. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды трех инстанции пришли к выводу о незаконности отказа ГУ УПФ РФ в г. Архангельске. В частности, суд кассационной инстанции отметил следующее: "Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования Закона, находящегося в отрыве от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности" (Определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2021 по делу N 8Г-11696/2021[88-12130/2021]).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды трех инстанции пришли к выводу о незаконности отказа ГУ УПФ РФ в г. Архангельске. В частности, суд кассационной инстанции отметил следующее: "Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования Закона, находящегося в отрыве от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности" (Определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2021 по делу N 8Г-11696/2021[88-12130/2021]).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в распоряжении средствами материнского капитала (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Таким образом, заявляя исковое требование о направлении средств материнского капитала на образование ребенка, следует убедиться в том, что выбранная программа подготовки имеет такую аккредитацию. Если образовательная программа не требует или требует, но не имеет государственной аккредитации, направлять средства материнского капитала на обучение по такой программе нельзя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2018 N 33-43140/2018). Кроме того, суды нередко обращают внимание на наличие у образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Таким образом, заявляя исковое требование о направлении средств материнского капитала на образование ребенка, следует убедиться в том, что выбранная программа подготовки имеет такую аккредитацию. Если образовательная программа не требует или требует, но не имеет государственной аккредитации, направлять средства материнского капитала на обучение по такой программе нельзя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2018 N 33-43140/2018). Кроме того, суды нередко обращают внимание на наличие у образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности.