Материальное обеспечение присяжных заседателей



Подборка наиболее важных документов по запросу Материальное обеспечение присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)
Институт присяжных заседателей, исторически являющийся предметом интенсивного научного и общественного анализа в контексте принципов народовластия и правосудия, представляет собой значительную веху в эволюции демократического уголовного процесса. Его функционирование непрерывно изучается исследователями. Тем не менее авторы существующих исследований преимущественно фокусируются на отдельных аспектах института, таких как процессуальные особенности, взаимодействие судей и присяжных, вопросы материального обеспечения, составление опросных листов и анализ вердиктов. Хотя эти аспекты важны, они нередко отвлекают внимание от глубинных системных противоречий, ставящих под сомнение реализуемость принципа "суда равных" в современных условиях. Настоящая статья, базирующаяся на практическом опыте органов прокуратуры, выходит за рамки частных проблем, анализируя вызовы, затрагивающие фундаментальные основы института присяжных как социально-правового и процессуального образования.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)
3. Важнейшие вопросы организационно-правового обеспечения деятельности суда присяжных, а именно: о требованиях, предъявляемых к личности присяжного заседателя, формировании их списков и материальном обеспечении присяжных заседателей и др. - разрешены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" (Российская газета. 2004. 25 авг.), с послед. изм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда от 22 ноября 2005 г. N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 2 - 11) с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. N 5 "О применении судами некоторых положений Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 4. С. 37 - 39). В этих же документах и других официальных публикациях спрессован анализ бесценного опыта, накопленного возрожденными российскими судами присяжных.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2006 N 3-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", Федеральных законов "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"
То обстоятельство, что, несмотря на значительный срок, прошедший с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, создание суда присяжных в Российской Федерации до настоящего времени не завершено, само по себе не может расцениваться как нарушение требований Конституции Российской Федерации. В частности, не противоречит им пункт 5 части первой статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", из которого следует, что срок введения суда присяжных в Чеченской Республике - 1 января 2007 года. Такое ограничение гарантированного статьей 32 (часть 5) Конституции Российской Федерации права на участие в отправлении правосудия (в данном случае - в качестве присяжного заседателя) в отношении граждан, проживающих в Чеченской Республике, носит временный характер и обусловлено как обстоятельствами организационного и материально-технического характера, так и необходимостью создания условий, при которых могут быть обеспечены беспристрастность и объективность судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Отсрочка в реализации этого права не означает и недопустимое с точки зрения требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение права на законный суд, поскольку применительно к указанным в статье 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации преступлениям законным судом в смысле ее статьи 47 (часть 1) - при том, что смертная казнь не назначается, - может быть суд в ином установленном законом составе.
показать больше документов