Материальное обеспечение присяжных заседателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальное обеспечение присяжных заседателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Институт присяжных заседателей, исторически являющийся предметом интенсивного научного и общественного анализа в контексте принципов народовластия и правосудия, представляет собой значительную веху в эволюции демократического уголовного процесса. Его функционирование непрерывно изучается исследователями. Тем не менее авторы существующих исследований преимущественно фокусируются на отдельных аспектах института, таких как процессуальные особенности, взаимодействие судей и присяжных, вопросы материального обеспечения, составление опросных листов и анализ вердиктов. Хотя эти аспекты важны, они нередко отвлекают внимание от глубинных системных противоречий, ставящих под сомнение реализуемость принципа "суда равных" в современных условиях. Настоящая статья, базирующаяся на практическом опыте органов прокуратуры, выходит за рамки частных проблем, анализируя вызовы, затрагивающие фундаментальные основы института присяжных как социально-правового и процессуального образования.
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Институт присяжных заседателей, исторически являющийся предметом интенсивного научного и общественного анализа в контексте принципов народовластия и правосудия, представляет собой значительную веху в эволюции демократического уголовного процесса. Его функционирование непрерывно изучается исследователями. Тем не менее авторы существующих исследований преимущественно фокусируются на отдельных аспектах института, таких как процессуальные особенности, взаимодействие судей и присяжных, вопросы материального обеспечения, составление опросных листов и анализ вердиктов. Хотя эти аспекты важны, они нередко отвлекают внимание от глубинных системных противоречий, ставящих под сомнение реализуемость принципа "суда равных" в современных условиях. Настоящая статья, базирующаяся на практическом опыте органов прокуратуры, выходит за рамки частных проблем, анализируя вызовы, затрагивающие фундаментальные основы института присяжных как социально-правового и процессуального образования.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Важнейшие вопросы организационно-правового обеспечения деятельности суда присяжных, а именно: о требованиях, предъявляемых к личности присяжного заседателя, формировании их списков и материальном обеспечении присяжных заседателей и др. - разрешены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" (Российская газета. 2004. 25 авг.), с послед. изм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда от 22 ноября 2005 г. N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 2 - 11) с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. N 5 "О применении судами некоторых положений Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 4. С. 37 - 39). В этих же документах и других официальных публикациях спрессован анализ бесценного опыта, накопленного возрожденными российскими судами присяжных.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Важнейшие вопросы организационно-правового обеспечения деятельности суда присяжных, а именно: о требованиях, предъявляемых к личности присяжного заседателя, формировании их списков и материальном обеспечении присяжных заседателей и др. - разрешены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" (Российская газета. 2004. 25 авг.), с послед. изм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда от 22 ноября 2005 г. N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 2 - 11) с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. N 5 "О применении судами некоторых положений Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 4. С. 37 - 39). В этих же документах и других официальных публикациях спрессован анализ бесценного опыта, накопленного возрожденными российскими судами присяжных.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
(ред. от 16.02.2022)
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2006 N 3-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", Федеральных законов "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"То обстоятельство, что, несмотря на значительный срок, прошедший с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, создание суда присяжных в Российской Федерации до настоящего времени не завершено, само по себе не может расцениваться как нарушение требований Конституции Российской Федерации. В частности, не противоречит им пункт 5 части первой статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", из которого следует, что срок введения суда присяжных в Чеченской Республике - 1 января 2007 года. Такое ограничение гарантированного статьей 32 (часть 5) Конституции Российской Федерации права на участие в отправлении правосудия (в данном случае - в качестве присяжного заседателя) в отношении граждан, проживающих в Чеченской Республике, носит временный характер и обусловлено как обстоятельствами организационного и материально-технического характера, так и необходимостью создания условий, при которых могут быть обеспечены беспристрастность и объективность судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Отсрочка в реализации этого права не означает и недопустимое с точки зрения требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение права на законный суд, поскольку применительно к указанным в статье 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации преступлениям законным судом в смысле ее статьи 47 (часть 1) - при том, что смертная казнь не назначается, - может быть суд в ином установленном законом составе.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", Федеральных законов "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"То обстоятельство, что, несмотря на значительный срок, прошедший с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, создание суда присяжных в Российской Федерации до настоящего времени не завершено, само по себе не может расцениваться как нарушение требований Конституции Российской Федерации. В частности, не противоречит им пункт 5 части первой статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", из которого следует, что срок введения суда присяжных в Чеченской Республике - 1 января 2007 года. Такое ограничение гарантированного статьей 32 (часть 5) Конституции Российской Федерации права на участие в отправлении правосудия (в данном случае - в качестве присяжного заседателя) в отношении граждан, проживающих в Чеченской Республике, носит временный характер и обусловлено как обстоятельствами организационного и материально-технического характера, так и необходимостью создания условий, при которых могут быть обеспечены беспристрастность и объективность судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Отсрочка в реализации этого права не означает и недопустимое с точки зрения требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение права на законный суд, поскольку применительно к указанным в статье 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации преступлениям законным судом в смысле ее статьи 47 (часть 1) - при том, что смертная казнь не назначается, - может быть суд в ином установленном законом составе.
Статья: Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 51 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ч. 1 и 2 ст. 359 (вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях);
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ч. 1 и 2 ст. 359 (вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях);
Статья: Современная уголовная политика в условиях умеренного консерватизма
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2022, N 1)Во-первых, исходить из справедливости основных направлений реформы, духовно-нравственных ценностей россиян, чтобы они соответствовали представлениям народа о добре и зле (нравственный критерий). Во-вторых, из материального обеспечения реализации реформы для общества и государства, не втягиваясь в затратные и дорогостоящие проекты, как, например, суд присяжных, ювенальная юстиция (экономический критерий). В-третьих, из современности реформы, учитывая наличие новых социальных условий и явлений, общественно-политической ситуации, в которой она формируется (умеренный консерватизм), тех задач, которые призвана решать сейчас и в перспективе, потребности практики (политический критерий). В-четвертых, из научности концептуальных основ, в которых должны найти свое отражение теоретические разработки, научные исследования, достижения в понимании сути изучаемых явлений, истории и тенденций развития того или иного правового института, определении их дефиниций, практического опыта (научный критерий).
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2022, N 1)Во-первых, исходить из справедливости основных направлений реформы, духовно-нравственных ценностей россиян, чтобы они соответствовали представлениям народа о добре и зле (нравственный критерий). Во-вторых, из материального обеспечения реализации реформы для общества и государства, не втягиваясь в затратные и дорогостоящие проекты, как, например, суд присяжных, ювенальная юстиция (экономический критерий). В-третьих, из современности реформы, учитывая наличие новых социальных условий и явлений, общественно-политической ситуации, в которой она формируется (умеренный консерватизм), тех задач, которые призвана решать сейчас и в перспективе, потребности практики (политический критерий). В-четвертых, из научности концептуальных основ, в которых должны найти свое отражение теоретические разработки, научные исследования, достижения в понимании сути изучаемых явлений, истории и тенденций развития того или иного правового института, определении их дефиниций, практического опыта (научный критерий).
Статья: Янус оказался одноликим: аргументационный анализ Постановления Конституционного Суда России от 7 июля 2020 года N 33-П в свете регулирования допроса присяжных за рубежом
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)В отечественной правоприменительной практике сложился категорический запрет на допрос присяжных заседателей в качестве свидетелей. Конституционный Суд России Постановлением от 7 июля 2020 года N 33-П смягчил данное ограничение, признав, что свидетельский иммунитет присяжных заседателей не является абсолютным, и предписав судам апелляционной инстанции использовать их пояснения для выяснения обстоятельств нарушения тайны совещания коллегии присяжных при вынесении вердикта, а также для установления иных фактов неправомерного воздействия. На основе анализа материалов дела, в том числе жалобы, подготовленной автором в интересах конкретного заявителя, отзывов государственных органов, издавших оспариваемый нормативный акт, производится реконструкция линий аргументации, предложенных участниками Конституционного судопроизводства, и дается оценка подходу, избранному Конституционным Судом России для решения поставленной проблемы. По результатам обобщения законодательства государств, накопивших богатый опыт отправления правосудия с участием присяжных заседателей (США, Австралия, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Мьянма), показывается, что допрос присяжных является признанным средством обеспечения их независимости и беспристрастности. При этом механизм такого допроса складывается из различных нормативных элементов, среди которых: обязанность присяжного заседателя сообщать судье о попытках оказать на него неправомерное воздействие; наделение судей полномочием разрешать ходатайства о допросе присяжных заседателей и определять наличие достаточных предпосылок для их привлечения в качестве свидетелей; обозначение предмета и пределов допроса присяжных; определение критериев, позволяющих констатировать нарушение права на беспристрастный суд и решить вопрос о направлении дела на повторное рассмотрение перед вновь сформированной коллегией присяжных заседателей; установление ответственности присяжного заседателя за дачу заведомо ложных показаний. В то же время ни в одном из приведенных правопорядков, в отличие от российского, согласия присяжных заседателей для их допроса в целях выявления фактов оказанного на них давления получать не требуется. В связи с этим делается вывод, что статус носителя судебной власти нужно оберегать не путем нормативного запрета допрашивать присяжных, а путем усиления их материально-правового иммунитета. Тем самым, по мнению автора, будет обеспечен оптимальный баланс конкурирующих конституционных ценностей.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)В отечественной правоприменительной практике сложился категорический запрет на допрос присяжных заседателей в качестве свидетелей. Конституционный Суд России Постановлением от 7 июля 2020 года N 33-П смягчил данное ограничение, признав, что свидетельский иммунитет присяжных заседателей не является абсолютным, и предписав судам апелляционной инстанции использовать их пояснения для выяснения обстоятельств нарушения тайны совещания коллегии присяжных при вынесении вердикта, а также для установления иных фактов неправомерного воздействия. На основе анализа материалов дела, в том числе жалобы, подготовленной автором в интересах конкретного заявителя, отзывов государственных органов, издавших оспариваемый нормативный акт, производится реконструкция линий аргументации, предложенных участниками Конституционного судопроизводства, и дается оценка подходу, избранному Конституционным Судом России для решения поставленной проблемы. По результатам обобщения законодательства государств, накопивших богатый опыт отправления правосудия с участием присяжных заседателей (США, Австралия, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Мьянма), показывается, что допрос присяжных является признанным средством обеспечения их независимости и беспристрастности. При этом механизм такого допроса складывается из различных нормативных элементов, среди которых: обязанность присяжного заседателя сообщать судье о попытках оказать на него неправомерное воздействие; наделение судей полномочием разрешать ходатайства о допросе присяжных заседателей и определять наличие достаточных предпосылок для их привлечения в качестве свидетелей; обозначение предмета и пределов допроса присяжных; определение критериев, позволяющих констатировать нарушение права на беспристрастный суд и решить вопрос о направлении дела на повторное рассмотрение перед вновь сформированной коллегией присяжных заседателей; установление ответственности присяжного заседателя за дачу заведомо ложных показаний. В то же время ни в одном из приведенных правопорядков, в отличие от российского, согласия присяжных заседателей для их допроса в целях выявления фактов оказанного на них давления получать не требуется. В связи с этим делается вывод, что статус носителя судебной власти нужно оберегать не путем нормативного запрета допрашивать присяжных, а путем усиления их материально-правового иммунитета. Тем самым, по мнению автора, будет обеспечен оптимальный баланс конкурирующих конституционных ценностей.
Статья: Проблемы формирования коллегии присяжных заседателей в районных (городских) судах общей юрисдикции
(Магомедов Г.Б., Рашидов Ш.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 2)С 2018 г. уголовные дела рассматриваются в районных судах в количестве шести заседателей. Суды столкнулись с большими проблемами, аппарат суда не был готов к формированию коллегии, залы судов технически не оснащены. Помимо этого остро стоит вопрос о материальной обеспеченности судов. Сложности с обеспечением явки кандидатов в присяжные заседатели и формированием скамьи присяжных возникают и в крупных регионах, где районный центр может быть значительно удален от ряда населенных пунктов, как оказалось, даже если коллегия и будет сформирована, это еще половина беды. Формирование коллегии в таких отдаленных городах может повлиять на объективность принимаемых коллегией присяжных решений. К примеру, в Избербашский городской суд Республики Дагестан было подано ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных. При этом обвиняемый находится под стражей с 30 мая 2018 г. более одного года и ожидал справедливого суда. Аппарат суда семь раз пытался сформировать коллегию, направляя по несколько десятков извещений; те, кто соизволит прийти, заявляют, что участвовать не собираются, а остальные даже в суд не являются. Со слов представителя суда, нет никакой надежды, что такая коллегия когда-нибудь будет сформирована, так как всем, кто ранее был включен в список кандидатов, который предоставляется муниципальным образованием, уже были направлены приглашения.
(Магомедов Г.Б., Рашидов Ш.М.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 2)С 2018 г. уголовные дела рассматриваются в районных судах в количестве шести заседателей. Суды столкнулись с большими проблемами, аппарат суда не был готов к формированию коллегии, залы судов технически не оснащены. Помимо этого остро стоит вопрос о материальной обеспеченности судов. Сложности с обеспечением явки кандидатов в присяжные заседатели и формированием скамьи присяжных возникают и в крупных регионах, где районный центр может быть значительно удален от ряда населенных пунктов, как оказалось, даже если коллегия и будет сформирована, это еще половина беды. Формирование коллегии в таких отдаленных городах может повлиять на объективность принимаемых коллегией присяжных решений. К примеру, в Избербашский городской суд Республики Дагестан было подано ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных. При этом обвиняемый находится под стражей с 30 мая 2018 г. более одного года и ожидал справедливого суда. Аппарат суда семь раз пытался сформировать коллегию, направляя по несколько десятков извещений; те, кто соизволит прийти, заявляют, что участвовать не собираются, а остальные даже в суд не являются. Со слов представителя суда, нет никакой надежды, что такая коллегия когда-нибудь будет сформирована, так как всем, кто ранее был включен в список кандидатов, который предоставляется муниципальным образованием, уже были направлены приглашения.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ..." положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции. Мотивируя свое решение, суд указал, что по смыслу положений комментируемой статьи, ФЗ "О финансировании судов" и Закона РФ "О статусе судей в РФ" в их нормативном единстве принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ..." положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции. Мотивируя свое решение, суд указал, что по смыслу положений комментируемой статьи, ФЗ "О финансировании судов" и Закона РФ "О статусе судей в РФ" в их нормативном единстве принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Статья: Гуманизация, или Апология публичного принуждения
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Гуманизация мер публичного принуждения в политико-правовых реалиях современной России означает прежде всего создание надлежащих процессуальных предпосылок, обеспечивающих законные частноправовые интересы правомерных граждан, лиц, подозреваемых в совершении правонарушения, а также лиц, вина которых была установлена в ходе публичного процесса и подтверждена вступившим в законную силу судебным решением. Следует последовательно юридически формализовать юрисдикционные действия, осуществляемые в процессе применения всех мер административного пресечения, применяемых в отношении лиц, подозреваемых в совершении правонарушения (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). Необходимо регламентировать последовательность всех действий, осуществляемых при задержании, доставлении, личном досмотре, изъятии вещей, включая детальную фиксацию прав подозреваемых лиц, в отношении которых эти меры приняты. Должны быть юридически формализованы юридические последствия применения властного принуждения, в том числе обусловленного правомерными действиями в части возмещения имущественного ущерба и компенсации морального, репутационного, физического (телесного) вреда. Необходима детальная регламентация юрисдикционной деятельности, воссоздание присущих пореформенному имперскому праву принципов состязательности сторон при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В настоящее время имеются надлежащие материальные предпосылки для реального обеспечения прав и законных интересов лиц в юрисдикционном процессе, а именно распространения сферы деятельности суда присяжных также и на юрисдикционную деятельность судов и прежде всего на рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих наиболее обременительные наказания в виде административного штрафа в его предельных значениях и административного ареста, назначаемого на максимальные сроки, с последующим расширением сферы юрисдикционной деятельности суда присяжных и на иные обременительные наказания. Административное наказание в виде административного ареста должно применяться в исключительных случаях только применительно к квалифицированному хулиганству.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Гуманизация мер публичного принуждения в политико-правовых реалиях современной России означает прежде всего создание надлежащих процессуальных предпосылок, обеспечивающих законные частноправовые интересы правомерных граждан, лиц, подозреваемых в совершении правонарушения, а также лиц, вина которых была установлена в ходе публичного процесса и подтверждена вступившим в законную силу судебным решением. Следует последовательно юридически формализовать юрисдикционные действия, осуществляемые в процессе применения всех мер административного пресечения, применяемых в отношении лиц, подозреваемых в совершении правонарушения (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). Необходимо регламентировать последовательность всех действий, осуществляемых при задержании, доставлении, личном досмотре, изъятии вещей, включая детальную фиксацию прав подозреваемых лиц, в отношении которых эти меры приняты. Должны быть юридически формализованы юридические последствия применения властного принуждения, в том числе обусловленного правомерными действиями в части возмещения имущественного ущерба и компенсации морального, репутационного, физического (телесного) вреда. Необходима детальная регламентация юрисдикционной деятельности, воссоздание присущих пореформенному имперскому праву принципов состязательности сторон при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В настоящее время имеются надлежащие материальные предпосылки для реального обеспечения прав и законных интересов лиц в юрисдикционном процессе, а именно распространения сферы деятельности суда присяжных также и на юрисдикционную деятельность судов и прежде всего на рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих наиболее обременительные наказания в виде административного штрафа в его предельных значениях и административного ареста, назначаемого на максимальные сроки, с последующим расширением сферы юрисдикционной деятельности суда присяжных и на иные обременительные наказания. Административное наказание в виде административного ареста должно применяться в исключительных случаях только применительно к квалифицированному хулиганству.
Статья: Суд присяжных в Российской империи: осмысление первого опыта в период контрреформ 1880 - 1890-х гг. (к 160-летию судебной реформы)
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Многие современники с восторгом и воодушевлением приветствовали введение суда присяжных, чувствуя его острую необходимость для судебной системы, призванной обеспечить установление материальной истины и торжество справедливости. И первоначально лучшие умы империи домогались этой чести - стать присяжным заседателем. По словам профессора И.Я. Фойницкого, суд присяжных был "палладиумом личной свободы и политической независимости народной, ревностным стражем общественной безопасности, центральным узлом новой судебной системы, ее лучшим украшением и самой твердой ее опорой" <2>.
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Многие современники с восторгом и воодушевлением приветствовали введение суда присяжных, чувствуя его острую необходимость для судебной системы, призванной обеспечить установление материальной истины и торжество справедливости. И первоначально лучшие умы империи домогались этой чести - стать присяжным заседателем. По словам профессора И.Я. Фойницкого, суд присяжных был "палладиумом личной свободы и политической независимости народной, ревностным стражем общественной безопасности, центральным узлом новой судебной системы, ее лучшим украшением и самой твердой ее опорой" <2>.
Статья: Образ суда присяжных в массовом сознании и возможные меры коррекции этого образа
(Левинсон А.Г.)
("Закон", 2021, N 5)- Как решаются вопросы материального обеспечения, вопросы с гарантиями трудовых прав тех, кто будет присяжным заседателем? - и пр.
(Левинсон А.Г.)
("Закон", 2021, N 5)- Как решаются вопросы материального обеспечения, вопросы с гарантиями трудовых прав тех, кто будет присяжным заседателем? - и пр.