Манипулирование рынком
Подборка наиболее важных документов по запросу Манипулирование рынком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки и предписания Банка России
(КонсультантПлюс, 2025)...суды отклонили довод Банка... о правомерности непредставления информации по пунктам 9 - 10 требования, указав, что сведения о лицах, имевших доступ к информации о факте существования требования и о его содержании (пункт 9 требования), а также сведения о лицах, принимавших непосредственное участие в исполнении требования (пункт 10 требования), необходимы Банку России для контроля за соблюдением Банком... и его работниками режима конфиденциальности как в отношении содержания требования, так и в отношении самого факта проведения Банком России проверочных мероприятий на предмет возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды отклонили довод Банка... о правомерности непредставления информации по пунктам 9 - 10 требования, указав, что сведения о лицах, имевших доступ к информации о факте существования требования и о его содержании (пункт 9 требования), а также сведения о лицах, принимавших непосредственное участие в исполнении требования (пункт 10 требования), необходимы Банку России для контроля за соблюдением Банком... и его работниками режима конфиденциальности как в отношении содержания требования, так и в отношении самого факта проведения Банком России проверочных мероприятий на предмет возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.30. Манипулирование рынком
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.30. Манипулирование рынком
Статья: Комплаенс в сфере информационных технологий, применяемых кредитными организациями
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)<12> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)<12> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Центральный банк Российской Федерации как субъект административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- осуществление регулирования, контроля и надзора в соответствии с федеральными законами за деятельностью некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке; за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; осуществление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; осуществление надзора и наблюдения в национальной платежной системе, осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- осуществление регулирования, контроля и надзора в соответствии с федеральными законами за деятельностью некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке; за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; осуществление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; осуществление надзора и наблюдения в национальной платежной системе, осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
Статья: Новое в законодательстве об иностранных банках в России
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 2)10) неоднократного нарушения в течение одного года филиалом иностранного банка требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Законом;
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 2)10) неоднократного нарушения в течение одного года филиалом иностранного банка требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Законом;
Статья: Зарубежный опыт предупреждения корпоративной преступности
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)Бриджет Боннесен, которая на то момент была главой Swedbank, в начале 2023 года хотели привлечь к уголовной ответственности по статье о манипулировании рынком в связи с ее заявлением о том, что банк занимается борьбой с отмыванием денег в своих прибалтийских отделениях. Суд приговорил Боннесен к 2 годам лишения свободы, но через две недели приговор был отменен решением окружного суда Стокгольма.
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)Бриджет Боннесен, которая на то момент была главой Swedbank, в начале 2023 года хотели привлечь к уголовной ответственности по статье о манипулировании рынком в связи с ее заявлением о том, что банк занимается борьбой с отмыванием денег в своих прибалтийских отделениях. Суд приговорил Боннесен к 2 годам лишения свободы, но через две недели приговор был отменен решением окружного суда Стокгольма.
Статья: Последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая: анализ поправок к Уголовному кодексу КНР
(Чжан Цян)
("Современное право", 2024, N 10)Усовершенствованы законодательные положения, касающиеся финансовых преступлений. Во-первых, были ужесточены наказания за преступления, связанные с ценными бумагами. Были внесены изменения и усовершенствования в состав таких преступлений, как мошеннический выпуск акций и облигаций, незаконное раскрытие и неразглашение важной информации, манипулирование рынками ценных бумаг и фьючерсов, а также предоставление поддельных подтверждающих документов. Во-вторых, были усовершенствованы положения в статьях о преступлениях, связанных с незаконным привлечением средств. Учитывая тот факт, что на практике правонарушители занимаются незаконным сбором и накоплением средств с помощью интернет-ресурсов под названием "интернет-финансы", серьезно нарушая экономический и финансовый порядок и подвергая большой опасности имущество людей, в соответствии с поправкой (XI) к УК Китая максимальное наказание за преступление незаконного накопления публичных вкладов увеличено с 10 лет лишения свободы до 15 лет лишения свободы. Одновременно скорректирована структура наказаний за преступление, связанное с накоплением капитала мошенническими способами, а также увеличены сроки наказания за накопление капитала мошенническими способами, совершенное лицом или организацией. В-третьих, усовершенствована уголовная ответственность за отмывание денег и активизированы усилия по розыску скрывающихся преступников и возвращению средств из-за рубежа.
(Чжан Цян)
("Современное право", 2024, N 10)Усовершенствованы законодательные положения, касающиеся финансовых преступлений. Во-первых, были ужесточены наказания за преступления, связанные с ценными бумагами. Были внесены изменения и усовершенствования в состав таких преступлений, как мошеннический выпуск акций и облигаций, незаконное раскрытие и неразглашение важной информации, манипулирование рынками ценных бумаг и фьючерсов, а также предоставление поддельных подтверждающих документов. Во-вторых, были усовершенствованы положения в статьях о преступлениях, связанных с незаконным привлечением средств. Учитывая тот факт, что на практике правонарушители занимаются незаконным сбором и накоплением средств с помощью интернет-ресурсов под названием "интернет-финансы", серьезно нарушая экономический и финансовый порядок и подвергая большой опасности имущество людей, в соответствии с поправкой (XI) к УК Китая максимальное наказание за преступление незаконного накопления публичных вкладов увеличено с 10 лет лишения свободы до 15 лет лишения свободы. Одновременно скорректирована структура наказаний за преступление, связанное с накоплением капитала мошенническими способами, а также увеличены сроки наказания за накопление капитала мошенническими способами, совершенное лицом или организацией. В-третьих, усовершенствована уголовная ответственность за отмывание денег и активизированы усилия по розыску скрывающихся преступников и возвращению средств из-за рубежа.
Статья: Недобросовестные практики участников банковского рынка и противодействие им
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Важно отметить, что не должны отождествляться с недобросовестными практиками действия, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим законодательством (незаконные действия). В разделе официального сайта Банка России "Противодействие недобросовестным практикам" <9> неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком одновременно идентифицируются как недобросовестные практики и как действия, которые "строго наказываются, для виновных предусмотрена уголовная и административная ответственность". Там же к числу субъектов недобросовестных практик отнесены "компании, которые незаконно предлагают финансовые услуги или под видом легальной деятельности выманивают у людей деньги... финансовые пирамиды, черные кредиторы, нелегальные брокеры или форекс-дилеры". Представляется, вышеперечисленное является прямым нарушением норм права, и, следовательно, определение противозаконных действий так же, как и недобросовестные практики, приводит к отождествлению различных правовых явлений <10>.
(Петров Д.А., Рубанова М.П.)
("Банковское право", 2025, N 1)Важно отметить, что не должны отождествляться с недобросовестными практиками действия, ответственность за совершение которых предусмотрена действующим законодательством (незаконные действия). В разделе официального сайта Банка России "Противодействие недобросовестным практикам" <9> неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком одновременно идентифицируются как недобросовестные практики и как действия, которые "строго наказываются, для виновных предусмотрена уголовная и административная ответственность". Там же к числу субъектов недобросовестных практик отнесены "компании, которые незаконно предлагают финансовые услуги или под видом легальной деятельности выманивают у людей деньги... финансовые пирамиды, черные кредиторы, нелегальные брокеры или форекс-дилеры". Представляется, вышеперечисленное является прямым нарушением норм права, и, следовательно, определение противозаконных действий так же, как и недобросовестные практики, приводит к отождествлению различных правовых явлений <10>.
Статья: Исследование современного состояния раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
(Куликова Л.И., Мухаметзянов Р.З.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)<5> Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 351. URL: http://www.consultant.ru.
(Куликова Л.И., Мухаметзянов Р.З.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)<5> Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 351. URL: http://www.consultant.ru.
Статья: Биржа как эффективный правовой институт формирования справедливого ценообразования на товарных рынках
(Сидорова Е.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)в) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Сидорова Е.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)в) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Анализ рисков и уязвимостей DeFi, требующих регулирования
(Ионцев М.А.)
("Финансы", 2025, N 3)На уровне расчетов могут быть установлены ограничения масштабируемости, и ему могут быть присущи риски манипулирования рынком. Расчетные уровни DeFi могут с трудом справляться с обработкой возросшего объема сделок без ущерба для безопасности из-за так называемой трилеммы ИСОРР, являющейся проблемой, с которой сталкиваются все открытые ИСОРР. Эта трилемма утверждает, что все ИСОРР могут обладать только двумя из трех желаемых свойств: безопасностью, масштабируемостью и децентрализацией. Безопасность, которая подразумевает способность ИСОРР обеспечивать целостность и неизменность записанных транзакций, может быть повышена за счет усиления децентрализации и стимулов, хотя усиление стимулов приводит к перегруженности и ограничению масштабируемости [7]. Для достижения высокого объема и количества сделок, совершаемых в ИСОРР (то есть масштабируемости), необходимо ограничение количества сетевых валидаторов для ускорения процесса консенсуса и установления более высоких требований к оборудованию для одновременной обработки большего количества транзакций. Однако обе возможности сделают ИСОРР более уязвимой для атак. ИСОРР также могут быть восприимчивы к манипулированию рынком, поскольку валидаторы могут изменять порядок транзакций или подвергать цензуре транзакции, которые были введены в ИСОРР, чтобы максимизировать свою прибыль.
(Ионцев М.А.)
("Финансы", 2025, N 3)На уровне расчетов могут быть установлены ограничения масштабируемости, и ему могут быть присущи риски манипулирования рынком. Расчетные уровни DeFi могут с трудом справляться с обработкой возросшего объема сделок без ущерба для безопасности из-за так называемой трилеммы ИСОРР, являющейся проблемой, с которой сталкиваются все открытые ИСОРР. Эта трилемма утверждает, что все ИСОРР могут обладать только двумя из трех желаемых свойств: безопасностью, масштабируемостью и децентрализацией. Безопасность, которая подразумевает способность ИСОРР обеспечивать целостность и неизменность записанных транзакций, может быть повышена за счет усиления децентрализации и стимулов, хотя усиление стимулов приводит к перегруженности и ограничению масштабируемости [7]. Для достижения высокого объема и количества сделок, совершаемых в ИСОРР (то есть масштабируемости), необходимо ограничение количества сетевых валидаторов для ускорения процесса консенсуса и установления более высоких требований к оборудованию для одновременной обработки большего количества транзакций. Однако обе возможности сделают ИСОРР более уязвимой для атак. ИСОРР также могут быть восприимчивы к манипулированию рынком, поскольку валидаторы могут изменять порядок транзакций или подвергать цензуре транзакции, которые были введены в ИСОРР, чтобы максимизировать свою прибыль.
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<27> Статья 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<27> Статья 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193.