Локальное нормотворчество
Подборка наиболее важных документов по запросу Локальное нормотворчество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы совершенствования локального нормотворчества в государственных корпорациях и корпоративных объединениях
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА И УЧАСТИЯ
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА И УЧАСТИЯ
Статья: Конституционные основания права на забастовку
(Сафонов В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Целью забастовок, как правило, являются, во-первых, изменение условий труда или установление новых условий, более благоприятных для работников, или, во-вторых, недопущение ухудшения условий труда, если их изменение инициировано работодателем. Все иные цели, которые реализуются при проведении забастовок, вторичны и призваны обслуживать реализацию основных требований работников. Следовательно, забастовки неразрывно связаны с теми процедурами, в ходе которых происходит коллективно-договорное регулирование условий труда либо учитывается мнение представителей работников при принятии работодателем управленческих решений (коллективные переговоры на любом уровне социального партнерства, процедуры локального нормотворчества).
(Сафонов В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Целью забастовок, как правило, являются, во-первых, изменение условий труда или установление новых условий, более благоприятных для работников, или, во-вторых, недопущение ухудшения условий труда, если их изменение инициировано работодателем. Все иные цели, которые реализуются при проведении забастовок, вторичны и призваны обслуживать реализацию основных требований работников. Следовательно, забастовки неразрывно связаны с теми процедурами, в ходе которых происходит коллективно-договорное регулирование условий труда либо учитывается мнение представителей работников при принятии работодателем управленческих решений (коллективные переговоры на любом уровне социального партнерства, процедуры локального нормотворчества).
Статья: Правовой инжиниринг в системе обеспечения НТР, проектного и процессного управления организациями
(Мажорина М.В., Никишин В.Д., Никитина А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Таким образом, прикладной правовой инжиниринг в проектной деятельности сосредоточен в большей степени на регламентации отношений с внутренними и внешними стейкхолдерами (внутрикорпоративная регуляторика, отношения с внешними контрагентами, управление интеллектуальной собственностью и т.д.). Как правило, имеет место локальное нормотворчество в рамках конкретных проектов для вывода на рынок новых продуктов с использованием уже внедренных в экономику технологий.
(Мажорина М.В., Никишин В.Д., Никитина А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Таким образом, прикладной правовой инжиниринг в проектной деятельности сосредоточен в большей степени на регламентации отношений с внутренними и внешними стейкхолдерами (внутрикорпоративная регуляторика, отношения с внешними контрагентами, управление интеллектуальной собственностью и т.д.). Как правило, имеет место локальное нормотворчество в рамках конкретных проектов для вывода на рынок новых продуктов с использованием уже внедренных в экономику технологий.
Статья: Руководитель организации и орган юридического лица: единство сущности и противоречия
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Акты локального нормотворчества о труде руководителя
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Акты локального нормотворчества о труде руководителя
Статья: КС РФ напомнил о различиях зарплатной и поощрительной премий
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2023 года N 32-П, в процессе разработки систем оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, сторонам коллективного договора, соглашения, а также работодателю как субъекту локального нормотворчества (осуществляемого с учетом мнения представительного органа работников) предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения. Они вправе определять конкретные виды стимулирующих выплат, их размеры, периодичность и т.д. Устанавливая условия приобретения права на любые стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда и носящие регулярный характер, стороны социального партнерства или работодатель (с учетом мнения представительного органа работников) должны прежде всего учитывать факторы производственного процесса и самого труда, а равно объективные показатели, характеризующие уровень квалификации работника.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2023 года N 32-П, в процессе разработки систем оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, сторонам коллективного договора, соглашения, а также работодателю как субъекту локального нормотворчества (осуществляемого с учетом мнения представительного органа работников) предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения. Они вправе определять конкретные виды стимулирующих выплат, их размеры, периодичность и т.д. Устанавливая условия приобретения права на любые стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда и носящие регулярный характер, стороны социального партнерства или работодатель (с учетом мнения представительного органа работников) должны прежде всего учитывать факторы производственного процесса и самого труда, а равно объективные показатели, характеризующие уровень квалификации работника.
Статья: Регулирование отношений по труду в первой половине XIX в.: посылки к современному трудовому законодательству
(Демидов Н.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Не вполне верно представление о том, что Положение 1835 г. носило классовый характер и принималось в обеспечение интересов фабрикантов. Само его принятие инициировалось министром финансов Е.Ф. Канкрином в целях оградить рабочих "от своевольного иногда обращения хозяев" <12>. Существенная часть норм имела административную направленность и обеспечивала прежде всего нужды государственного управления. В Положении получили закрепление вполне современные обязанности нанимателя при увольнении уведомить работника, выплатить ему причитающийся заработок, выдать паспорт или билет. Прообразом положений ТК РФ стало право нанимателя уволить работника "по причине невыполнения сим последним его обязанностей или за дурное поведение". Обнаруживаются посылки и к регламентации локального нормотворчества: путь к нему прокладывался через обязанность собственника размещать в общем доступе "на стенах рабочих комнат или конторы фабрики печатные или писанные за его подписанием" правила внутреннего распорядка.
(Демидов Н.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Не вполне верно представление о том, что Положение 1835 г. носило классовый характер и принималось в обеспечение интересов фабрикантов. Само его принятие инициировалось министром финансов Е.Ф. Канкрином в целях оградить рабочих "от своевольного иногда обращения хозяев" <12>. Существенная часть норм имела административную направленность и обеспечивала прежде всего нужды государственного управления. В Положении получили закрепление вполне современные обязанности нанимателя при увольнении уведомить работника, выплатить ему причитающийся заработок, выдать паспорт или билет. Прообразом положений ТК РФ стало право нанимателя уволить работника "по причине невыполнения сим последним его обязанностей или за дурное поведение". Обнаруживаются посылки и к регламентации локального нормотворчества: путь к нему прокладывался через обязанность собственника размещать в общем доступе "на стенах рабочих комнат или конторы фабрики печатные или писанные за его подписанием" правила внутреннего распорядка.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)1. Локальное нормотворчество. Детальная проработка учредительных документов (уставов и учредительных договоров <1>) и корпоративных договоров, регламентирующих полномочия органов управления и контроля корпорации, обеспечивающих гарантии прав участников корпорации. Так, в отношении непубличной корпорации допускается включение в устав положений о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем; о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества и т.д. (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)1. Локальное нормотворчество. Детальная проработка учредительных документов (уставов и учредительных договоров <1>) и корпоративных договоров, регламентирующих полномочия органов управления и контроля корпорации, обеспечивающих гарантии прав участников корпорации. Так, в отношении непубличной корпорации допускается включение в устав положений о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем; о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества и т.д. (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Представляется, что локальные нормативные акты - это самостоятельные нормативные формы права, они не производны от законодательства, но законодательство (в части его императивных норм) может определять требования, которые должны учитываться в процессе локального нормотворчества. Если такие законодательные требования отсутствуют, организация свободна в вопросах принятия решений, связанных с ее деятельностью. Именно такой подход соответствует природе предпринимательской деятельности, основанной самоуправлении. В актах централизованного регулирования должны быть закреплены лишь минимальные (необходимые и достаточные) требования к предпринимательской деятельности, составляющие объективно-правовые границы свободы такой деятельности.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Представляется, что локальные нормативные акты - это самостоятельные нормативные формы права, они не производны от законодательства, но законодательство (в части его императивных норм) может определять требования, которые должны учитываться в процессе локального нормотворчества. Если такие законодательные требования отсутствуют, организация свободна в вопросах принятия решений, связанных с ее деятельностью. Именно такой подход соответствует природе предпринимательской деятельности, основанной самоуправлении. В актах централизованного регулирования должны быть закреплены лишь минимальные (необходимые и достаточные) требования к предпринимательской деятельности, составляющие объективно-правовые границы свободы такой деятельности.
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Феномен наставничества исследуется авторами в нормативном и правоприменительном аспектах. Обозначены два ключевых направления нормативно-правового регулирования: регламентация наставничества на государственной службе, закрепление механизмов стимулирования и поощрения деятельности наставников. Сделан вывод о нецелесообразности детального регулирования отношений наставника и наставляемого в иных сферах, помимо госслужбы. Показано, что отсутствие единообразия в актах по наставничеству федеральных органов исполнительной власти не является проблемой, поскольку отражает ведомственную специфику и, как следствие, стимулирует инициативу и творчество, способствует распространению лучших практик. Аналогично оценивается плюрализм видов, форм, способов наставничества в отношении вновь назначаемых судей в судах различных субъектов Российской Федерации. Наставничество рассмотрено как неотъемлемый элемент кадровой политики организации, перспективное направление профессионального развития работников и эффективная кадровая технология. Анализируется потребность в принятии профессионального стандарта "Наставник". Постулируется, что локальное нормотворчество в большей степени, нежели правовое регулирование, отвечает целям и задачам института наставничества. Выявлено, что в вузе, наряду со специальным локальным актом по наставничеству, действует ряд нормативных документов, регламентирующих вопросы нормирования труда наставников, их награждения и поощрения. Формулируется вывод о том, что развитию наставничества способствует установление системы мер материального и нематериального стимулирования деятельности наставников. Показана важная социальная функция реверсивного наставничества, способного преодолеть разрыв между поколениями.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Феномен наставничества исследуется авторами в нормативном и правоприменительном аспектах. Обозначены два ключевых направления нормативно-правового регулирования: регламентация наставничества на государственной службе, закрепление механизмов стимулирования и поощрения деятельности наставников. Сделан вывод о нецелесообразности детального регулирования отношений наставника и наставляемого в иных сферах, помимо госслужбы. Показано, что отсутствие единообразия в актах по наставничеству федеральных органов исполнительной власти не является проблемой, поскольку отражает ведомственную специфику и, как следствие, стимулирует инициативу и творчество, способствует распространению лучших практик. Аналогично оценивается плюрализм видов, форм, способов наставничества в отношении вновь назначаемых судей в судах различных субъектов Российской Федерации. Наставничество рассмотрено как неотъемлемый элемент кадровой политики организации, перспективное направление профессионального развития работников и эффективная кадровая технология. Анализируется потребность в принятии профессионального стандарта "Наставник". Постулируется, что локальное нормотворчество в большей степени, нежели правовое регулирование, отвечает целям и задачам института наставничества. Выявлено, что в вузе, наряду со специальным локальным актом по наставничеству, действует ряд нормативных документов, регламентирующих вопросы нормирования труда наставников, их награждения и поощрения. Формулируется вывод о том, что развитию наставничества способствует установление системы мер материального и нематериального стимулирования деятельности наставников. Показана важная социальная функция реверсивного наставничества, способного преодолеть разрыв между поколениями.
Статья: Депремирование вне закона
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2023, N 7)Вместе с тем при установлении условий приобретения права на такой вид регулярных стимулирующих выплат, как премиальные выплаты по результатам работы за определенный период (ежемесячные и ежеквартальные премии, вознаграждение по итогам работы за год), субъекты коллективно-договорного и локального нормотворчества вправе исходить и из того, что требование о добросовестном исполнении трудовых обязанностей отнесено к основным обязанностям работника в трудовом правоотношении. В этом смысле указанные субъекты при установлении условий выплаты и размеров ежемесячных или ежеквартальных премий и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда, - исходя из правовой природы данных выплат и выполняемой ими функции побудить работника к повышению эффективности труда его самого и коллектива в целом, что, в свою очередь, обусловливает возможность получения данных выплат лишь при условии надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, - могут учитывать наряду с результатами труда работников за определенный период и факт соблюдения ими трудовой дисциплины.
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2023, N 7)Вместе с тем при установлении условий приобретения права на такой вид регулярных стимулирующих выплат, как премиальные выплаты по результатам работы за определенный период (ежемесячные и ежеквартальные премии, вознаграждение по итогам работы за год), субъекты коллективно-договорного и локального нормотворчества вправе исходить и из того, что требование о добросовестном исполнении трудовых обязанностей отнесено к основным обязанностям работника в трудовом правоотношении. В этом смысле указанные субъекты при установлении условий выплаты и размеров ежемесячных или ежеквартальных премий и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда, - исходя из правовой природы данных выплат и выполняемой ими функции побудить работника к повышению эффективности труда его самого и коллектива в целом, что, в свою очередь, обусловливает возможность получения данных выплат лишь при условии надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, - могут учитывать наряду с результатами труда работников за определенный период и факт соблюдения ими трудовой дисциплины.