Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24.7 "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Ликвидация свалки региональным оператором в рамках типового публичного договора на транспортирование твердых коммунальных отходов, установленного статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ, не предусмотрена."
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.2024 N 88А-24929/2024 (УИД 75RS0014-01-2022-000275-51)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в разъяснении апелляционного определения.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы администрации муниципального района "Красночикойского района" о неясности обжалуемого определения суда не свидетельствуют, фактически в заявлении о разъяснении апелляционного определения кассатор ссылается на те же обстоятельства об отсутствии полномочий по принятию участия в организации ликвидации свалки твердых коммунальных отходов, что и в кассационной жалобе на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда 31 августа 2022 года, указывая на несогласие с выводами судебных инстанций.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в разъяснении апелляционного определения.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы администрации муниципального района "Красночикойского района" о неясности обжалуемого определения суда не свидетельствуют, фактически в заявлении о разъяснении апелляционного определения кассатор ссылается на те же обстоятельства об отсутствии полномочий по принятию участия в организации ликвидации свалки твердых коммунальных отходов, что и в кассационной жалобе на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда 31 августа 2022 года, указывая на несогласие с выводами судебных инстанций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Осторожный разворот: Конституционный Суд РФ о месте местного самоуправления в рамках единой системы публичной власти
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Краткая фабула вопроса заключается в том, что органам местного самоуправления было предъявлено требование о взыскании расходов за ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории, находящейся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ признал недопустимым возложение полной материальной ответственности на бюджет муниципального образования, если на землях и земельных участках, не находившихся в собственности муниципального образования, региональным оператором были понесены издержки в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО. При этом история рассматриваемого вопроса стала основой для уточнения предыдущих правовых позиций Суда и формулирования новых.
(Шахов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Краткая фабула вопроса заключается в том, что органам местного самоуправления было предъявлено требование о взыскании расходов за ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории, находящейся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ признал недопустимым возложение полной материальной ответственности на бюджет муниципального образования, если на землях и земельных участках, не находившихся в собственности муниципального образования, региональным оператором были понесены издержки в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО. При этом история рассматриваемого вопроса стала основой для уточнения предыдущих правовых позиций Суда и формулирования новых.
Статья: Экологическое законотворчество как часть социального планирования
(Шпаковский Ю.Г., Жаворонкова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)- формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
(Шпаковский Ю.Г., Жаворонкова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)- формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, которым требование к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области удовлетворено, а аналогичное требование к администрации района оставлено без удовлетворения. По мнению областного суда, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, собственник которых не установлен, должен нести собственник соответствующего земельного участка в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении федерального имущества.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, которым требование к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области удовлетворено, а аналогичное требование к администрации района оставлено без удовлетворения. По мнению областного суда, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, собственник которых не установлен, должен нести собственник соответствующего земельного участка в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении федерального имущества.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)32.1. В ином деле по иску прокурора о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки судом установлено, что земельный участок, на части площади которого, превышающей 170 000 кв. м, размещены твердые коммунальные и иные отходы, расположен в границах национального парка, находится в федеральной собственности и на праве бессрочного пользования передан федеральному государственному бюджетному учреждению (далее - учреждение). Принадлежность размещенных на земельном участке отходов не установлена, лица, виновные в образовании свалки, не выявлены. Доказательства надлежащего исполнения обязанности землепользователя по ликвидации несанкционированной свалки не представлены.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)32.1. В ином деле по иску прокурора о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки судом установлено, что земельный участок, на части площади которого, превышающей 170 000 кв. м, размещены твердые коммунальные и иные отходы, расположен в границах национального парка, находится в федеральной собственности и на праве бессрочного пользования передан федеральному государственному бюджетному учреждению (далее - учреждение). Принадлежность размещенных на земельном участке отходов не установлена, лица, виновные в образовании свалки, не выявлены. Доказательства надлежащего исполнения обязанности землепользователя по ликвидации несанкционированной свалки не представлены.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Правила обращения с твердыми коммунальными отходами <3> предусматривают обязанность органов местного самоуправления обеспечить ликвидацию свалки, образовавшейся на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Обязанность предопределена тем, что органы местного самоуправления муниципальных образований, юридически не являющихся собственниками такого рода участков, наделены полномочиями по распоряжению ими, т.е. фактически реализуют в их отношении правомочия собственника, а значит, должны нести бремя их содержания.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Правила обращения с твердыми коммунальными отходами <3> предусматривают обязанность органов местного самоуправления обеспечить ликвидацию свалки, образовавшейся на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Обязанность предопределена тем, что органы местного самоуправления муниципальных образований, юридически не являющихся собственниками такого рода участков, наделены полномочиями по распоряжению ими, т.е. фактически реализуют в их отношении правомочия собственника, а значит, должны нести бремя их содержания.
Статья: Защита прокурором в судебном порядке публичных интересов в сфере собственности
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Позиция судов первой и апелляционной инстанций основывалась на том, что нормами Лесного кодекса, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность по выявлению и ликвидации свалок отнесена к полномочиям регионального оператора и органов местного самоуправления, а не департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа как уполномоченного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда.
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Позиция судов первой и апелляционной инстанций основывалась на том, что нормами Лесного кодекса, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность по выявлению и ликвидации свалок отнесена к полномочиям регионального оператора и органов местного самоуправления, а не департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа как уполномоченного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вопрос: В чем заключается концепция раздельного сбора мусора?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, результатом "мусорной реформы" в рамках реализации федеральных проектов "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (п. п. 4.1, 4.2 Паспорта национального проекта "Национальный проект "Экология", утв. Минприроды России) является организация раздельного накопления твердых коммунальных отходов, сокращения количества мусорных полигонов, ликвидации несанкционированных свалок (Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326, далее - Программа "Охрана окружающей среды"). Обращаем внимание, что Федеральный проект "Чистая страна" национального проекта "Экология" завершен (Письмо Минприроды России от 05.03.2025 N 12-50/4249-ОГ "О завершении федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология"), а в 2025 г. запущен национальный проект "Экологическое благополучие", его частью является федеральный проект "Экономика замкнутого цикла", который является, в свою очередь, продолжением стратегической инициативы и федеральных проектов "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, результатом "мусорной реформы" в рамках реализации федеральных проектов "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (п. п. 4.1, 4.2 Паспорта национального проекта "Национальный проект "Экология", утв. Минприроды России) является организация раздельного накопления твердых коммунальных отходов, сокращения количества мусорных полигонов, ликвидации несанкционированных свалок (Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326, далее - Программа "Охрана окружающей среды"). Обращаем внимание, что Федеральный проект "Чистая страна" национального проекта "Экология" завершен (Письмо Минприроды России от 05.03.2025 N 12-50/4249-ОГ "О завершении федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология"), а в 2025 г. запущен национальный проект "Экологическое благополучие", его частью является федеральный проект "Экономика замкнутого цикла", который является, в свою очередь, продолжением стратегической инициативы и федеральных проектов "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности".
Статья: Гражданско-правовые способы защиты экологических прав в Российской Федерации
(Фицай Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В обоснование заявленного тезиса приведем позицию Старорусского районного суда Новгородской области <19>, который, рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению Холмского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Селеевского сельского поселения о признании бездействия (выразившегося в ненадлежащем исполнении требований к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) незаконным и обязанности совершить определенные действия (ликвидировать несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов) в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, решил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование своей позиции суд указал, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории Селеевского сельского поселения Поддорского района Новгородской области, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками заболеваний. Это, по мнению суда, является нарушением прав граждан на проживание в условиях благоприятной окружающей среды и защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
(Фицай Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В обоснование заявленного тезиса приведем позицию Старорусского районного суда Новгородской области <19>, который, рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению Холмского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Селеевского сельского поселения о признании бездействия (выразившегося в ненадлежащем исполнении требований к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора) незаконным и обязанности совершить определенные действия (ликвидировать несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов) в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, решил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование своей позиции суд указал, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории Селеевского сельского поселения Поддорского района Новгородской области, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками заболеваний. Это, по мнению суда, является нарушением прав граждан на проживание в условиях благоприятной окружающей среды и защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Статья: Принцип ответственности публичной администрации в условиях цифровизации
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Проблему распределения расходов при реализации функций в кооперации иллюстрирует проблема распределения убытков, возникших в результате ликвидации несанкционированных свалок между разными уровнями публичной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (юридическим лицом, получившим статус регионального оператора на основании конкурсного отбора). В основе данной проблемы лежит множественность субъектов, реализующих данную функцию, в совокупности с отсутствием ясного правового регулирования компетенции органов публичной власти <87>.
(Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)Проблему распределения расходов при реализации функций в кооперации иллюстрирует проблема распределения убытков, возникших в результате ликвидации несанкционированных свалок между разными уровнями публичной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (юридическим лицом, получившим статус регионального оператора на основании конкурсного отбора). В основе данной проблемы лежит множественность субъектов, реализующих данную функцию, в совокупности с отсутствием ясного правового регулирования компетенции органов публичной власти <87>.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Спор между оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "А." и муниципальными властями города Кодинска начался в 2020 году. Региональный оператор ТКО расчистил от мусора участок, находящийся на территории городского поселения, и потребовал за это 324 тыс. рублей. Суды согласились с тем, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку лежит на местной администрации, которая уполномочена законодателем на распоряжение государственными землями.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Спор между оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "А." и муниципальными властями города Кодинска начался в 2020 году. Региональный оператор ТКО расчистил от мусора участок, находящийся на территории городского поселения, и потребовал за это 324 тыс. рублей. Суды согласились с тем, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку лежит на местной администрации, которая уполномочена законодателем на распоряжение государственными землями.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Другим нарушением экологического законодательства может служить несанкционированное складирование твердых бытовых отходов и мусора. Непринятие надлежащих мер по сбору и вывозу бытовых отходов в населенных пунктах в конечном итоге приводит к загрязнению значительной части населенных пунктов, чем причиняется вред окружающей природной среде и создаются благоприятные условия возникновения различного рода болезней. В связи с этим прокуратура также вначале вынесла протест, затем представление, а в дальнейшем обратилась в суд с требованием о ликвидации несанкционированных свалок и надлежащей организации сбора и вывоза мусора и твердых бытовых отходов. Так, одним из предпринимателей на территории Тамбовской области, арендующим земельный участок, без получения в установленном порядке биологического обоснования на акклиматизацию водных биоресурсов осуществлен выпуск биоресурсов в пруд, расположенный на указанном земельном участке. По результатам проверки ИП был привлечен к административной ответственности <5>.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Другим нарушением экологического законодательства может служить несанкционированное складирование твердых бытовых отходов и мусора. Непринятие надлежащих мер по сбору и вывозу бытовых отходов в населенных пунктах в конечном итоге приводит к загрязнению значительной части населенных пунктов, чем причиняется вред окружающей природной среде и создаются благоприятные условия возникновения различного рода болезней. В связи с этим прокуратура также вначале вынесла протест, затем представление, а в дальнейшем обратилась в суд с требованием о ликвидации несанкционированных свалок и надлежащей организации сбора и вывоза мусора и твердых бытовых отходов. Так, одним из предпринимателей на территории Тамбовской области, арендующим земельный участок, без получения в установленном порядке биологического обоснования на акклиматизацию водных биоресурсов осуществлен выпуск биоресурсов в пруд, расположенный на указанном земельном участке. По результатам проверки ИП был привлечен к административной ответственности <5>.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям агентства как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; на территории Республики Карелия все названные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка, осуществляет министерство; ликвидация выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, которая носит публичный характер, в связи с чем не может быть отказано в удовлетворении требований регионального оператора о взыскании понесенных расходов в связи с отсутствием государственного контракта; поскольку региональный оператор не представил доказательств в обоснование своего расчета расходов на ликвидацию несанкционированной свалки (исходя из фактических затрат), с учетом того, что для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывозу и утилизации отходов, установлены предельные тарифы, суды не проверили полномочия общества (которое фактически ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на основании заключенного с региональным оператором договора подряда) в сфере обращения с отходами, не установили обоснованность предложенных данным обществом тарифов по вывозу и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям агентства как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; на территории Республики Карелия все названные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка, осуществляет министерство; ликвидация выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, которая носит публичный характер, в связи с чем не может быть отказано в удовлетворении требований регионального оператора о взыскании понесенных расходов в связи с отсутствием государственного контракта; поскольку региональный оператор не представил доказательств в обоснование своего расчета расходов на ликвидацию несанкционированной свалки (исходя из фактических затрат), с учетом того, что для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывозу и утилизации отходов, установлены предельные тарифы, суды не проверили полномочия общества (которое фактически ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на основании заключенного с региональным оператором договора подряда) в сфере обращения с отходами, не установили обоснованность предложенных данным обществом тарифов по вывозу и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов.