Ликвидация отдела сокращение
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация отдела сокращение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.05.2024 N 11-6154/2024 (УИД 74RS0003-01-2022-007637-10)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Истец полагает увольнение незаконным по причине мнимости сокращения штата работников, поскольку исполняемые им трудовые обязанности перераспределены между другими работниками, приказ директора филиала об исключении его должности из штатного расписания отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.В материалы дела ответчиком был представлен протокол N 11 заседания ученого совета Челябинского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" от 23 июня 2022 года, из которого следует, что принято решение изменить организационную структуру Челябинского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" путем ликвидации хозяйственного отдела (а также сокращении ставки начальника хозяйственного отдела), однако в письме от 16 июня 2022 года N 549/01 на имя директора департамента региональной политики ФИО13 ФИО11 просил и получил разрешение на "повторную ликвидацию хозяйственного отдела".
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Истец полагает увольнение незаконным по причине мнимости сокращения штата работников, поскольку исполняемые им трудовые обязанности перераспределены между другими работниками, приказ директора филиала об исключении его должности из штатного расписания отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.В материалы дела ответчиком был представлен протокол N 11 заседания ученого совета Челябинского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" от 23 июня 2022 года, из которого следует, что принято решение изменить организационную структуру Челябинского филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" путем ликвидации хозяйственного отдела (а также сокращении ставки начальника хозяйственного отдела), однако в письме от 16 июня 2022 года N 549/01 на имя директора департамента региональной политики ФИО13 ФИО11 просил и получил разрешение на "повторную ликвидацию хозяйственного отдела".
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 по делу N 88-5398/2024 (УИД 21RS0019-01-2023-000243-84)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: У работодателя с момента уведомления работника о сокращении до момента его увольнения имелись вакантные должности, которые работнику не предлагались, так как работники работали на данных должностях как на момент уведомления работника о предстоящем сокращении штата, так и на момент его увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.В связи с указанным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в связи с изменениями организационно-штатной структуры у ответчика вместо отдела бухгалтерии был создан планово-экономический отдел. На момент издания приказа о сокращении штатов N-к ФИО8, ФИО9, ФИО10, занимавшие свои должности и работавшие на основании трудовых договоров, были переведены на свои же должности во вновь созданный планово-экономический отдел. Таким образом, издание приказа N-к от 23 января 2023 года, которым фактически был упразднен отдел бухгалтерии и проведение у ответчика организационно-штатных мероприятий не повлекло прекращение действовавших трудовых договоров с указанными работниками и, соответственно, образования новых вакантных должностей во вновь созданном отделе, в связи с чем, данные должности на момент увольнения истца вакантными не являлись и не могли быть предложены истцу. То обстоятельство, что был ликвидирован отдел - бухгалтерия и создан новый планово-экономический отдел, не свидетельствует о том, что работодатель сократил или был обязан сократить все должности, которые имелись в бухгалтерии.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: У работодателя с момента уведомления работника о сокращении до момента его увольнения имелись вакантные должности, которые работнику не предлагались, так как работники работали на данных должностях как на момент уведомления работника о предстоящем сокращении штата, так и на момент его увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.В связи с указанным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в связи с изменениями организационно-штатной структуры у ответчика вместо отдела бухгалтерии был создан планово-экономический отдел. На момент издания приказа о сокращении штатов N-к ФИО8, ФИО9, ФИО10, занимавшие свои должности и работавшие на основании трудовых договоров, были переведены на свои же должности во вновь созданный планово-экономический отдел. Таким образом, издание приказа N-к от 23 января 2023 года, которым фактически был упразднен отдел бухгалтерии и проведение у ответчика организационно-штатных мероприятий не повлекло прекращение действовавших трудовых договоров с указанными работниками и, соответственно, образования новых вакантных должностей во вновь созданном отделе, в связи с чем, данные должности на момент увольнения истца вакантными не являлись и не могли быть предложены истцу. То обстоятельство, что был ликвидирован отдел - бухгалтерия и создан новый планово-экономический отдел, не свидетельствует о том, что работодатель сократил или был обязан сократить все должности, которые имелись в бухгалтерии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как произвести увольнение работников по сокращению численности (штата)
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому при ликвидации отдела можете ориентироваться на порядок изменения штатного расписания, применяемый при сокращении численности (штата) работников. При этом упомянутый приказ можете дополнить указанием, что ликвидируете отдел и сокращаете все должности в нем.
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому при ликвидации отдела можете ориентироваться на порядок изменения штатного расписания, применяемый при сокращении численности (штата) работников. При этом упомянутый приказ можете дополнить указанием, что ликвидируете отдел и сокращаете все должности в нем.
Статья: Определение ликвидационной стоимости нематериальных активов
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 5)Для расчета ликвидационной стоимости НМА работники отдела МСФО использовали величину, равную 800 000 руб. (уменьшив ее на сумму предполагаемых расходов на продажу), а бухгалтеры, формирующие отчетность по РСБУ, - показатель 1 000 000 руб. (сократив его на величину планируемых расходов на продажу).
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 5)Для расчета ликвидационной стоимости НМА работники отдела МСФО использовали величину, равную 800 000 руб. (уменьшив ее на сумму предполагаемых расходов на продажу), а бухгалтеры, формирующие отчетность по РСБУ, - показатель 1 000 000 руб. (сократив его на величину планируемых расходов на продажу).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"5. Граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"5. Граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 8-П
"По делу о проверке конституционности пункта "а" части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Чеботарского"1. Пункт "а" части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" и распространяется на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе) предусматривает, что сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел при нахождении за штатом в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения).
"По делу о проверке конституционности пункта "а" части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Чеботарского"1. Пункт "а" части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" и распространяется на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе) предусматривает, что сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел при нахождении за штатом в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения).
Статья: Приостановление экономической деятельности организации и увольнение работников в связи с сокращением штата
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Пунктом 2 ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" уточняются основания увольнения, применение которых рождает обязанность по извещению государственной службы занятости, а также определяется содержание соответствующего уведомления: "При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий".
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Пунктом 2 ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" уточняются основания увольнения, применение которых рождает обязанность по извещению государственной службы занятости, а также определяется содержание соответствующего уведомления: "При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий".
Вопрос: Что такое историческая справка организации и как ее составить?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Историческая справка требуется при подготовке архивных справок и выписок, при передаче дел по личному составу на государственное хранение в случае ликвидации организации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Историческая справка требуется при подготовке архивных справок и выписок, при передаче дел по личному составу на государственное хранение в случае ликвидации организации.
Готовое решение: В каких случаях можно уволить работников с детьми
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, возможно ограничение на увольнение единственного кормильца по сокращению численности (штата). Например, единственный кормилец содержит двух и более иждивенцев и вы хотите сократить должность, которую он занимает, но такая должность не единственная в отделе. Если с другими работниками такой кормилец имеет одинаковую производительность труда и квалификацию, его нужно оставить работать (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, возможно ограничение на увольнение единственного кормильца по сокращению численности (штата). Например, единственный кормилец содержит двух и более иждивенцев и вы хотите сократить должность, которую он занимает, но такая должность не единственная в отделе. Если с другими работниками такой кормилец имеет одинаковую производительность труда и квалификацию, его нужно оставить работать (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).