Ликвидация мфо
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация мфо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 127 "Конкурсный управляющий" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""По смыслу статей 12, 20, 20.2, 45, 127, 180, 183.2, 183.6, 183,19, 183.20, 183.21, 183.25 закона о банкротстве специальный порядок представления кандидатуры арбитражного управляющего микрофинансовой организации, предусмотренный п. 5 ст. 183.19 закона о банкротстве распространяется только в случае подачи заявления финансовой организации банкротом контрольным органом и временной администрацией, а также при выборе контрольным органом кандидатуры руководителя временной администрации и ее членов в случае применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации. На основании изложенного закон не предусматривает специальный порядок предоставления кандидатуры арбитражного управляющего микрофинансовой организации, предусмотренный п. 5 ст. 183.19 Закона о банкротстве, в случае банкротства ликвидируемого должника."
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 07.03.2024 по делу N 33-2948/2024 (УИД 59RS0030-01-2023-001062-71)
Категория спора: Залог недвижимого имущества.
Требования залогодателя: О признании отсутствующим обременения в виде залога на объекты недвижимого имущества.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами заключены договор займа и договор залога недвижимого имущества в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору займа. В залог переданы объекты недвижимости. Обязательство по возврату займа в пользу ответчика должно быть прекращено в связи с истечением срока исковой давности. Ответчик не предпринимал попыток взыскания займа, срок предъявления требований истек. Наличие обременений на объекты недвижимости препятствует распоряжению ими.
Решение: Удовлетворено.В ходе проверки опрошен И., который пояснил, что с П. знаком около 10 лет, ранее являлся одним из руководителей микрофинансовой организации ООО "Элс", которая существовала с 2014 года по 2021 год, в настоящее время ликвидирована. В 2018 году в данную организацию обратилась Кривец О.М., которой были необходимы денежные средства. Так как ранее П. уже работала с ООО "Элс", ей было предложено занять Кривец О.М. денежные средства в размере ** руб. 30.08.2018 заключены договор займа и договор залога. И. занимался передачей платежей от Кривец О.М. П. Денежные средства Кривец О.М. передавала в офисе по адресу: ****, платежи проходили в наличной форме, никаких платежных документов, в том числе расписок, не оформляли, так как отношения были построены на доверии. Обязательства по данным договорам были исполнены Кривец О.М. в декабре 2018 года. После этого П. к И. по факту неоплаты не обращалась, то есть обе стороны понимали, что все обязательства по договорам Кривец О.М. были исполнены. 24.05.2023 И. позвонила Кривец О.М., сообщила, что решила продать объекты, которые находились в залоге у П., но при подготовке документов было установлено, что обременения не сняты. 25.05.2023 И. позвонил П. и спросил, почему она не снимает обременение, на что последняя пояснила, что ей необходимо подумать над этим вопросом, но ничего внятного не пояснила. Как следует из постановления, в возбуждении уголовного дела отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием события преступления (том 2 л.д. 168-169).
Категория спора: Залог недвижимого имущества.
Требования залогодателя: О признании отсутствующим обременения в виде залога на объекты недвижимого имущества.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами заключены договор займа и договор залога недвижимого имущества в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору займа. В залог переданы объекты недвижимости. Обязательство по возврату займа в пользу ответчика должно быть прекращено в связи с истечением срока исковой давности. Ответчик не предпринимал попыток взыскания займа, срок предъявления требований истек. Наличие обременений на объекты недвижимости препятствует распоряжению ими.
Решение: Удовлетворено.В ходе проверки опрошен И., который пояснил, что с П. знаком около 10 лет, ранее являлся одним из руководителей микрофинансовой организации ООО "Элс", которая существовала с 2014 года по 2021 год, в настоящее время ликвидирована. В 2018 году в данную организацию обратилась Кривец О.М., которой были необходимы денежные средства. Так как ранее П. уже работала с ООО "Элс", ей было предложено занять Кривец О.М. денежные средства в размере ** руб. 30.08.2018 заключены договор займа и договор залога. И. занимался передачей платежей от Кривец О.М. П. Денежные средства Кривец О.М. передавала в офисе по адресу: ****, платежи проходили в наличной форме, никаких платежных документов, в том числе расписок, не оформляли, так как отношения были построены на доверии. Обязательства по данным договорам были исполнены Кривец О.М. в декабре 2018 года. После этого П. к И. по факту неоплаты не обращалась, то есть обе стороны понимали, что все обязательства по договорам Кривец О.М. были исполнены. 24.05.2023 И. позвонила Кривец О.М., сообщила, что решила продать объекты, которые находились в залоге у П., но при подготовке документов было установлено, что обременения не сняты. 25.05.2023 И. позвонил П. и спросил, почему она не снимает обременение, на что последняя пояснила, что ей необходимо подумать над этим вопросом, но ничего внятного не пояснила. Как следует из постановления, в возбуждении уголовного дела отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием события преступления (том 2 л.д. 168-169).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности
(Гомонова Н.Д.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 4)Роман Макаров, генеральный директор МФК "Займер", отмечает, что, хотя официально требования законодательства соблюдаются, должники некоторых микрофинансовых организаций сталкиваются с неуважительным общением и психологическим давлением. А некоторые маленькие компании на грани рентабельности, близкие к банкротству или даже ликвидации, могут вовсе не соблюдать нормы закона, грубо нарушая права своих должников.
(Гомонова Н.Д.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 4)Роман Макаров, генеральный директор МФК "Займер", отмечает, что, хотя официально требования законодательства соблюдаются, должники некоторых микрофинансовых организаций сталкиваются с неуважительным общением и психологическим давлением. А некоторые маленькие компании на грани рентабельности, близкие к банкротству или даже ликвидации, могут вовсе не соблюдать нормы закона, грубо нарушая права своих должников.
Вопрос: Как подтвердить МФО отсутствие ожидания относительно получения предусмотренных договором денежных потоков по выданному (размещенному) займу?
(Консультация эксперта, 2025)При оценке ожидаемого получения денежных потоков по договору займа МФО фактически следует оценить вероятность погашения задолженности по займу самим заемщиком (его поручителем), а также за счет полученного обеспечения (при его наличии) или путем реализации проблемной задолженности третьему лицу. Для этого, на наш взгляд, МФО следует проанализировать:
(Консультация эксперта, 2025)При оценке ожидаемого получения денежных потоков по договору займа МФО фактически следует оценить вероятность погашения задолженности по займу самим заемщиком (его поручителем), а также за счет полученного обеспечения (при его наличии) или путем реализации проблемной задолженности третьему лицу. Для этого, на наш взгляд, МФО следует проанализировать:
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)9) внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации микрофинансовой организации или прекращении деятельности микрофинансовой организации в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)9) внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации микрофинансовой организации или прекращении деятельности микрофинансовой организации в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;
Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 512
(ред. от 26.08.2023)
"О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"
(вместе с "Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.12.2023)з) международная финансовая организация не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков, другого юридического лица), ликвидации, в отношении международной финансовой организации не введена процедура банкротства, ее деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
(ред. от 26.08.2023)
"О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"
(вместе с "Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.12.2023)з) международная финансовая организация не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора российских кредитных организаций и международных финансовых организаций в качестве уполномоченных банков, другого юридического лица), ликвидации, в отношении международной финансовой организации не введена процедура банкротства, ее деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Основания, порядок и процедура отзыва, аннулирования лицензии у финансовой организации, исключения ее из реестра, ликвидации, прекращения существования и признания фактически прекратившей деятельность финансовой организации предусмотрены рядом законодательных актов, в том числе федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <1>, от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <3>, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <4>, от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" <5>, от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <6>, Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <7> и другими законодательными актами, регулирующими отношения в сфере деятельности соответствующей финансовой организации.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Основания, порядок и процедура отзыва, аннулирования лицензии у финансовой организации, исключения ее из реестра, ликвидации, прекращения существования и признания фактически прекратившей деятельность финансовой организации предусмотрены рядом законодательных актов, в том числе федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <1>, от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <3>, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <4>, от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" <5>, от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <6>, Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <7> и другими законодательными актами, регулирующими отношения в сфере деятельности соответствующей финансовой организации.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)10. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает обязанность, возлагаемую на источники формирования КИ, направлявшие информацию в ликвидированное (реорганизованное, исключенное в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 комментируемого Закона (до внесения Законом 2020 г. N 302-ФЗ изменения была указана ч. 10 ст. 15 комментируемого Закона) или по заявлению из ГР БКИ) БКИ в случае, когда его правопреемник не был включен в ГР БКИ. До внесения Законом 2014 г. N 189-ФЗ изменения в данной части говорилось об обязанности кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов - источниках формирования КИ. Указание на микрофинансовые организации и кредитные кооперативы было включено Законом 2013 г. N 363-ФЗ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)10. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает обязанность, возлагаемую на источники формирования КИ, направлявшие информацию в ликвидированное (реорганизованное, исключенное в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 комментируемого Закона (до внесения Законом 2020 г. N 302-ФЗ изменения была указана ч. 10 ст. 15 комментируемого Закона) или по заявлению из ГР БКИ) БКИ в случае, когда его правопреемник не был включен в ГР БКИ. До внесения Законом 2014 г. N 189-ФЗ изменения в данной части говорилось об обязанности кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов - источниках формирования КИ. Указание на микрофинансовые организации и кредитные кооперативы было включено Законом 2013 г. N 363-ФЗ.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для банков с универсальной лицензией минимальный размер уставного капитала составляет 1 млрд рублей. Для осуществления деятельности с универсальной лицензией банки должны увеличить размер капитала до 1 млрд рублей. Иначе до 01.01.2019 необходимо было получить статус банка с базовой лицензией, или изменить свой статус на небанковскую кредитную организацию, или получить статус микрофинансовой компании. Если и остались те кредитные организации, которые этого не сделали, то они могут быть принудительно ликвидированы за существенные нарушения императивных требований законодательства.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для банков с универсальной лицензией минимальный размер уставного капитала составляет 1 млрд рублей. Для осуществления деятельности с универсальной лицензией банки должны увеличить размер капитала до 1 млрд рублей. Иначе до 01.01.2019 необходимо было получить статус банка с базовой лицензией, или изменить свой статус на небанковскую кредитную организацию, или получить статус микрофинансовой компании. Если и остались те кредитные организации, которые этого не сделали, то они могут быть принудительно ликвидированы за существенные нарушения императивных требований законодательства.