Ликвидация крестьянского хозяйства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация крестьянского хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2025 N 12АП-5155/2025 по делу N А06-4914/2025
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.
Решение: Определение отменено.Несмотря на то, что в отличие от федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", федеральный закон N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не регулирует последствия ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства в виде привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника и при наличии иных способов защиты (восстановления) прав кредитора на взыскание задолженности, полагаю возможным применить пункт 5 статьи 3 АПК РФ, в соответствии с которым в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют, исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.
Решение: Определение отменено.Несмотря на то, что в отличие от федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", федеральный закон N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не регулирует последствия ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства в виде привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника и при наличии иных способов защиты (восстановления) прав кредитора на взыскание задолженности, полагаю возможным применить пункт 5 статьи 3 АПК РФ, в соответствии с которым в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют, исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2024 по делу N 88-28357/2024 (УИД 23RS0049-01-2023-000693-04)
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О записях в ЕГРН; 2) О признании права собственности на земельный участок в порядке наследования; 3) О включении имущества в наследственную массу; 4) Об установлении факта принятия наследства.
Обстоятельства: Истица приняла меры к сохранению наследственного имущества, оставшегося после смерти наследодателей.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Сам по себе факт ликвидации крестьянского хозяйства не свидетельствует о начале течения срока исковой давности, а лишь указывает на возможность раздела общего имущества и выдела из него доли.
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О записях в ЕГРН; 2) О признании права собственности на земельный участок в порядке наследования; 3) О включении имущества в наследственную массу; 4) Об установлении факта принятия наследства.
Обстоятельства: Истица приняла меры к сохранению наследственного имущества, оставшегося после смерти наследодателей.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Сам по себе факт ликвидации крестьянского хозяйства не свидетельствует о начале течения срока исковой давности, а лишь указывает на возможность раздела общего имущества и выдела из него доли.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (история и современность)
(Белхароев Х.У.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Осуществление такой политики приводит к передаче водных и земельных ресурсов экономически слабых стран в управление иностранных компаний, целью этого является более эффективное использование. Этот процесс связан с ликвидацией крестьянских хозяйств и иных мелких собственников, благие намерения создают монополию, которая негативно влияет на социально-экономическую ситуацию, уровень ценообразования в стране. Рост цен сказывается на расслоении общества при отсутствии экономической доступности продовольственной корзины социально незащищенной части населения страны. Особенно остро вопрос доступности продуктов питания касается отдельных стран Африки и Азии.
(Белхароев Х.У.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Осуществление такой политики приводит к передаче водных и земельных ресурсов экономически слабых стран в управление иностранных компаний, целью этого является более эффективное использование. Этот процесс связан с ликвидацией крестьянских хозяйств и иных мелких собственников, благие намерения создают монополию, которая негативно влияет на социально-экономическую ситуацию, уровень ценообразования в стране. Рост цен сказывается на расслоении общества при отсутствии экономической доступности продовольственной корзины социально незащищенной части населения страны. Особенно остро вопрос доступности продуктов питания касается отдельных стран Африки и Азии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"7) принятие решений о реорганизации и ликвидации фермерского хозяйства - юридического лица, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса;
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"7) принятие решений о реорганизации и ликвидации фермерского хозяйства - юридического лица, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В 2011 г. кооператив принял решение об осуществлении хозяйственной деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с последующей ликвидацией кооператива. В этот же день было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого стал один из участников кооператива.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В 2011 г. кооператив принял решение об осуществлении хозяйственной деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с последующей ликвидацией кооператива. В этот же день было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого стал один из участников кооператива.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Состав преступления материальный; он предусматривает наступление последствий - распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям можно отнести массовую гибель животных, вынужденный забой скота, инфицирование людей, значительные расходы на ликвидацию очага заболевания и его последствий и пр. Например, по ч. 1 ст. 249 УК РФ признан виновным гражданин, который продавал поросят, зараженных африканской чумой свиней, в фермерские хозяйства Архангельской и Вологодской области. Животных на карантин он не помещал, документов на них не оформлял, о завозе животных ветеринарные службы не уведомлял. В результате в девяти районах Вологодской области отчуждению подверглись 473 свиньи, остановился небольшой свинокомплекс. На выплату компенсаций из бюджета Вологодской области было потрачено более 4,8 млн руб., а с учетом причиненного вреда жителям и бюджетам муниципальных образований сумма ущерба составила почти 5,2 млн руб.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Состав преступления материальный; он предусматривает наступление последствий - распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям можно отнести массовую гибель животных, вынужденный забой скота, инфицирование людей, значительные расходы на ликвидацию очага заболевания и его последствий и пр. Например, по ч. 1 ст. 249 УК РФ признан виновным гражданин, который продавал поросят, зараженных африканской чумой свиней, в фермерские хозяйства Архангельской и Вологодской области. Животных на карантин он не помещал, документов на них не оформлял, о завозе животных ветеринарные службы не уведомлял. В результате в девяти районах Вологодской области отчуждению подверглись 473 свиньи, остановился небольшой свинокомплекс. На выплату компенсаций из бюджета Вологодской области было потрачено более 4,8 млн руб., а с учетом причиненного вреда жителям и бюджетам муниципальных образований сумма ущерба составила почти 5,2 млн руб.
Статья: Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе российских коммерческих корпораций: вопросы без ответов
(Ельникова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В частности, в устав КФХ должны быть включены сведения о предмете и цели деятельности, сфера осуществления которой является квалифицирующим признаком КФХ вне зависимости от его правовой модели. Принимая во внимание наличие в любой корпорации общего собрания как высшего ее органа (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ), в уставе КФХ следует определить компетенцию общего собрания членов КФХ, порядок принятия решений путем голосования. Кроме того, учредительный документ должен содержать порядок выхода из фермерского хозяйства, а также иные аспекты, определяющие специфику КФХ и его отличия от иных видов коммерческих корпораций (особенности реорганизации, ликвидации и проч.).
(Ельникова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В частности, в устав КФХ должны быть включены сведения о предмете и цели деятельности, сфера осуществления которой является квалифицирующим признаком КФХ вне зависимости от его правовой модели. Принимая во внимание наличие в любой корпорации общего собрания как высшего ее органа (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ), в уставе КФХ следует определить компетенцию общего собрания членов КФХ, порядок принятия решений путем голосования. Кроме того, учредительный документ должен содержать порядок выхода из фермерского хозяйства, а также иные аспекты, определяющие специфику КФХ и его отличия от иных видов коммерческих корпораций (особенности реорганизации, ликвидации и проч.).
Статья: Банкротство иностранных компаний в Российской Федерации: теоретические основы, развитие судебной практики, проблемы и перспективы
(Мохова Е.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 5, 6)Все изменилось в 2022 году с банкротством компании "Пандора консалтинг", где был поднят вопрос о введении банкротной процедуры в отношении иностранной компании, инкорпорированной в Сен-Китс и Невис. Примечательно, что учредителем компании был российский гражданин, а ее предположительный основной актив - дебиторская задолженность - взыскивался с российских дебиторов. Суд первой инстанции <20> посчитал, что у него нет компетенции по ведению производства по делам о банкротстве иностранной компании как юридического лица, но есть компетенция на введение конкурсного производства в отношении именно имущественной массы должника, находящейся в Российской Федерации или тесно связанной с ней, аналогично институтам банкротства неправосубъектных образований (наследственной массы, крестьянского фермерского хозяйства), а также институту распределения имущества ликвидированного юридического лица. В ином случае "отказ кредитору в применении предусмотренных российским Законом о банкротстве механизмов, направленных на максимально полное и соразмерное требование кредиторов в отношении находящейся на территории Российской Федерации имущественной массы иностранного юридического лица, ограничивал бы право кредитора на получение эффективной судебной защиты со стороны российского суда". По мнению суда, "это позволит обеспечить стечение кредиторов, значительная часть которых, вероятно, находится под российской юрисдикцией, произвести идентификацию активов и удовлетворение за их счет требований кредиторов". В дальнейшем эта правовая позиция получила поддержку во всех вышестоящих судах.
(Мохова Е.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 5, 6)Все изменилось в 2022 году с банкротством компании "Пандора консалтинг", где был поднят вопрос о введении банкротной процедуры в отношении иностранной компании, инкорпорированной в Сен-Китс и Невис. Примечательно, что учредителем компании был российский гражданин, а ее предположительный основной актив - дебиторская задолженность - взыскивался с российских дебиторов. Суд первой инстанции <20> посчитал, что у него нет компетенции по ведению производства по делам о банкротстве иностранной компании как юридического лица, но есть компетенция на введение конкурсного производства в отношении именно имущественной массы должника, находящейся в Российской Федерации или тесно связанной с ней, аналогично институтам банкротства неправосубъектных образований (наследственной массы, крестьянского фермерского хозяйства), а также институту распределения имущества ликвидированного юридического лица. В ином случае "отказ кредитору в применении предусмотренных российским Законом о банкротстве механизмов, направленных на максимально полное и соразмерное требование кредиторов в отношении находящейся на территории Российской Федерации имущественной массы иностранного юридического лица, ограничивал бы право кредитора на получение эффективной судебной защиты со стороны российского суда". По мнению суда, "это позволит обеспечить стечение кредиторов, значительная часть которых, вероятно, находится под российской юрисдикцией, произвести идентификацию активов и удовлетворение за их счет требований кредиторов". В дальнейшем эта правовая позиция получила поддержку во всех вышестоящих судах.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 9 указанных Правил представления ИФНС в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в территориальные органы ПФР.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 9 указанных Правил представления ИФНС в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в территориальные органы ПФР.
Вопрос: Как сдать расчет по страховым взносам при реорганизации?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)в поле "Наименование организации, обособленного подразделения/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица" - наименование реорганизованной организации;
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)в поле "Наименование организации, обособленного подразделения/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица" - наименование реорганизованной организации;
Статья: Теория персонифицированной конкурсной массы
(Анашкин С.П.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)В связи с темами трансграничного банкротства и персонифицированной конкурсной массы заслуживает внимания российское дело N А76-31539/2021, в котором АС Челябинской области формально признал банкротом иностранное юридическое лицо - Pandora consulting LC, которое было зарегистрировано на островном государстве Сент-Китс и Невис, но вело основную деятельность в России. Однако фактически конкурсное производство было введено в отношении имущественной массы Pandora consulting LC, находящейся в Российской Федерации, на что прямо указывает суд в своем решении: "...как полагает суд, отказ кредитору в применении предусмотренных российским Законом о банкротстве механизмов, направленных на максимально полное и соразмерное требование кредиторов в отношении находящейся на территории Российской Федерации имущественной массы иностранного юридического лица, ограничивал бы право кредитора на получение эффективной судебной защиты со стороны российского суда... В рассматриваемом случае, как полагает суд, в соответствии с российским законодательством следует провести мероприятия конкурсного производства в отношении именно имущественной массы должника (курсив наш. - С.А.), находящейся или тесно связанной с Российской Федерацией, аналогично институтам банкротства неправосубъектных образований (наследственной массы, крестьянского фермерского хозяйства), а также институту распределения имущества ликвидированного юридического лица".
(Анашкин С.П.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)В связи с темами трансграничного банкротства и персонифицированной конкурсной массы заслуживает внимания российское дело N А76-31539/2021, в котором АС Челябинской области формально признал банкротом иностранное юридическое лицо - Pandora consulting LC, которое было зарегистрировано на островном государстве Сент-Китс и Невис, но вело основную деятельность в России. Однако фактически конкурсное производство было введено в отношении имущественной массы Pandora consulting LC, находящейся в Российской Федерации, на что прямо указывает суд в своем решении: "...как полагает суд, отказ кредитору в применении предусмотренных российским Законом о банкротстве механизмов, направленных на максимально полное и соразмерное требование кредиторов в отношении находящейся на территории Российской Федерации имущественной массы иностранного юридического лица, ограничивал бы право кредитора на получение эффективной судебной защиты со стороны российского суда... В рассматриваемом случае, как полагает суд, в соответствии с российским законодательством следует провести мероприятия конкурсного производства в отношении именно имущественной массы должника (курсив наш. - С.А.), находящейся или тесно связанной с Российской Федерацией, аналогично институтам банкротства неправосубъектных образований (наследственной массы, крестьянского фермерского хозяйства), а также институту распределения имущества ликвидированного юридического лица".
Вопрос: Обязана ли организация-работодатель уведомить военкомат о переименовании организации? В какие сроки?
(Консультация эксперта, 2025)Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах бесплатно представляет указанные сведения в военные комиссариаты (п. 11 Правил представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
(Консультация эксперта, 2025)Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах бесплатно представляет указанные сведения в военные комиссариаты (п. 11 Правил представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Вправе ли регистрирующий орган обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица, если нет достоверных сведений о его адресе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 7 по Волгоградской области, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Урюпинские фермерские хозяйства" (далее - ООО "Урюпинские фермерские хозяйства", общество, ответчик) о ликвидации ООО "Урюпинские фермерские хозяйства" и обязании Боева Дмитрия Николаевича ликвидировать общество и представить утвержденный ликвидационный баланс в срок 6 (шесть) месяцев, начиная от даты вступления решения суда в законную силу.
Вправе ли регистрирующий орган обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица, если нет достоверных сведений о его адресе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 7 по Волгоградской области, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Урюпинские фермерские хозяйства" (далее - ООО "Урюпинские фермерские хозяйства", общество, ответчик) о ликвидации ООО "Урюпинские фермерские хозяйства" и обязании Боева Дмитрия Николаевича ликвидировать общество и представить утвержденный ликвидационный баланс в срок 6 (шесть) месяцев, начиная от даты вступления решения суда в законную силу.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью"...Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 7 по Волгоградской области, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Урюпинские фермерские хозяйства" (далее - ООО "Урюпинские фермерские хозяйства", общество, ответчик) о ликвидации ООО "Урюпинские фермерские хозяйства" и обязании Боева Дмитрия Николаевича ликвидировать общество и представить утвержденный ликвидационный баланс в срок 6 (шесть) месяцев, начиная от даты вступления решения суда в законную силу.