Личный кабинет НПД
Подборка наиболее важных документов по запросу Личный кабинет НПД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2024 N 04АП-1127/2024 по делу N А58-1506/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Свидетель Неустроева В.О. менеджер общества подтвердила данные обстоятельства, показала, что по приказу руководства, менеджеры требовали зарегистрироваться работников в качестве самозанятых, Менеджеры отчитывались, сколько работников/сотрудников прошло регистрацию в качестве самозанятого. Работники (уборщицы) неохотно соглашались на условия, которые выдвигали сотрудники - менеджеры ООО "Статус", но они были вынуждены согласиться, так как у некоторых работников эта была единственная работа. Свидетель пояснил, что "тем работникам/сотрудникам которые не имели смартфонов, менеджер, который работал с самозанятыми, отправлял их в налоговую инспекцию для получения логина и пароля личного кабинета физического лица, а затем менеджер сам регистрировал (протокол допроса от 12.07.2022 г. N 3).
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Свидетель Неустроева В.О. менеджер общества подтвердила данные обстоятельства, показала, что по приказу руководства, менеджеры требовали зарегистрироваться работников в качестве самозанятых, Менеджеры отчитывались, сколько работников/сотрудников прошло регистрацию в качестве самозанятого. Работники (уборщицы) неохотно соглашались на условия, которые выдвигали сотрудники - менеджеры ООО "Статус", но они были вынуждены согласиться, так как у некоторых работников эта была единственная работа. Свидетель пояснил, что "тем работникам/сотрудникам которые не имели смартфонов, менеджер, который работал с самозанятыми, отправлял их в налоговую инспекцию для получения логина и пароля личного кабинета физического лица, а затем менеджер сам регистрировал (протокол допроса от 12.07.2022 г. N 3).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Особенности применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
(КонсультантПлюс, 2025)подать необходимые сведения через мобильное приложение "Мой налог" (в том числе его веб-версию (https://lknpd.nalog.ru)). Данный способ доступен гражданам РФ, а для других граждан он не всегда применим. Например, граждане ЕАЭС могут им воспользоваться только при наличии у них ИНН и учетной записи в личном кабинете налогоплательщика. Лицам, у которых есть ИНН и учетная запись в личном кабинете налогоплательщика, для регистрации плательщика НПД через приложение надо подать только заявление (ч. 4 ст. 5 Закона N 422-ФЗ, Информация ФНС России);
(КонсультантПлюс, 2025)подать необходимые сведения через мобильное приложение "Мой налог" (в том числе его веб-версию (https://lknpd.nalog.ru)). Данный способ доступен гражданам РФ, а для других граждан он не всегда применим. Например, граждане ЕАЭС могут им воспользоваться только при наличии у них ИНН и учетной записи в личном кабинете налогоплательщика. Лицам, у которых есть ИНН и учетная запись в личном кабинете налогоплательщика, для регистрации плательщика НПД через приложение надо подать только заявление (ч. 4 ст. 5 Закона N 422-ФЗ, Информация ФНС России);
Статья: Функции публичных финансов и процессы цифровизации в сфере публичного управления
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)С одной стороны, цифровизация является дорогостоящим процессом, требующим значительного объема материальных ресурсов. Значит, данный процесс "усиливает" и без того имеющую преимущество фискальную функцию. Одновременно с этим цифровизация позволяет повысить уровень собираемости налогов и иных обязательных платежей, воздействуя как на компонент добровольности в поведении участников финансовых правоотношений (личный кабинет налогоплательщика, "Мой налог" для самозанятых лиц, развитие финансовых технологий в секторе банковских услуг и пр.), так и на компонент контроля и принуждения (создание информационных систем и баз данных в целях финансового контроля, ускорение межведомственного обмена информацией, внедрение искусственного интеллекта, анализ больших данных в контрольно-надзорных целях и пр.). Тем самым цифровизация как бы "сама себя окупает". С другой стороны, процессы цифровизации ускоряют информационные обмены не только внутри публичного сектора, но и обмены информацией с заинтересованными лицами, находящимися за пределами публичного сектора (налогоплательщиками, объектами государственного и муниципального финансового контроля, исполнителями работ по государственным и муниципальным заказам, юридическими лицами - получателями субсидий и бюджетных инвестиций и пр.). Это повышает уровень открытости процессов, происходящих внутри публичного сектора, - бюджетного процесса, законотворческого процесса касательно налогообложения, выработки финансовой политики, осуществления закупок для публичных нужд и пр.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)С одной стороны, цифровизация является дорогостоящим процессом, требующим значительного объема материальных ресурсов. Значит, данный процесс "усиливает" и без того имеющую преимущество фискальную функцию. Одновременно с этим цифровизация позволяет повысить уровень собираемости налогов и иных обязательных платежей, воздействуя как на компонент добровольности в поведении участников финансовых правоотношений (личный кабинет налогоплательщика, "Мой налог" для самозанятых лиц, развитие финансовых технологий в секторе банковских услуг и пр.), так и на компонент контроля и принуждения (создание информационных систем и баз данных в целях финансового контроля, ускорение межведомственного обмена информацией, внедрение искусственного интеллекта, анализ больших данных в контрольно-надзорных целях и пр.). Тем самым цифровизация как бы "сама себя окупает". С другой стороны, процессы цифровизации ускоряют информационные обмены не только внутри публичного сектора, но и обмены информацией с заинтересованными лицами, находящимися за пределами публичного сектора (налогоплательщиками, объектами государственного и муниципального финансового контроля, исполнителями работ по государственным и муниципальным заказам, юридическими лицами - получателями субсидий и бюджетных инвестиций и пр.). Это повышает уровень открытости процессов, происходящих внутри публичного сектора, - бюджетного процесса, законотворческого процесса касательно налогообложения, выработки финансовой политики, осуществления закупок для публичных нужд и пр.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в налоговый орган уведомления через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в налоговый орган уведомления через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию:
Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"1.1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", вправе перейти на специальный налоговый режим со следующего календарного месяца, уведомив налоговый орган о переходе на специальный налоговый режим и об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого они переходят на специальный налоговый режим, через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию. Налогоплательщики, перешедшие на специальный налоговый режим после начала календарного года, не вправе перейти на иной режим налогообложения в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения специального налогового режима.
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"1.1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", вправе перейти на специальный налоговый режим со следующего календарного месяца, уведомив налоговый орган о переходе на специальный налоговый режим и об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого они переходят на специальный налоговый режим, через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию. Налогоплательщики, перешедшие на специальный налоговый режим после начала календарного года, не вправе перейти на иной режим налогообложения в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения специального налогового режима.
Статья: Кому будет доступна АУСН с 2025 года (комментарий к Законам от 08.08.2024 N 259-ФЗ, от 23.03.2024 N 49-ФЗ)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 18)- нужно будет уведомить свою налоговую инспекцию о переходе на АУСН и об отказе от применения УСН или НПД. Срок подачи уведомления - не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого организация или ИП будут применять автоупрощенку. Представлять такое уведомление компания или ИП смогут через свой личный кабинет на сайте ФНС либо через уполномоченный банк;
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 18)- нужно будет уведомить свою налоговую инспекцию о переходе на АУСН и об отказе от применения УСН или НПД. Срок подачи уведомления - не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого организация или ИП будут применять автоупрощенку. Представлять такое уведомление компания или ИП смогут через свой личный кабинет на сайте ФНС либо через уполномоченный банк;
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Новым вызовом выступает и цифровая трансформация налогового законодательства, которая формирует новую экосистему правоотношений: появление личных кабинетов налогоплательщика, реестр ЗАГС, реформа контрольно-кассовой техники, открытый информационный ресурс бухгалтерской отчетности, единый налоговый счет, а также электронный документооборот, появление нового субъекта налоговых правоотношений "самозанятый", внедряется автоматизированная упрощенная система налогообложения. Кроме того, Россия участвует в формировании нового механизма международного налогообложения - Two-Pillar Solution, формируя новую налогооблагаемую базу с перераспределения сверхприбылей крупнейших международных групп компаний в страны - источники доходов, а также введение глобальной минимальной ставки налогообложения прибыли групп международных компаний. Таким образом, вышеперечисленное предопределяет приоритетность прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Новым вызовом выступает и цифровая трансформация налогового законодательства, которая формирует новую экосистему правоотношений: появление личных кабинетов налогоплательщика, реестр ЗАГС, реформа контрольно-кассовой техники, открытый информационный ресурс бухгалтерской отчетности, единый налоговый счет, а также электронный документооборот, появление нового субъекта налоговых правоотношений "самозанятый", внедряется автоматизированная упрощенная система налогообложения. Кроме того, Россия участвует в формировании нового механизма международного налогообложения - Two-Pillar Solution, формируя новую налогооблагаемую базу с перераспределения сверхприбылей крупнейших международных групп компаний в страны - источники доходов, а также введение глобальной минимальной ставки налогообложения прибыли групп международных компаний. Таким образом, вышеперечисленное предопределяет приоритетность прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.
Готовое решение: Как ИП перейти с УСН на НПД
(КонсультантПлюс, 2025)представив заявление через личный кабинет налогоплательщика (ч. 2 ст. 5 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)представив заявление через личный кабинет налогоплательщика (ч. 2 ст. 5 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ);
Готовое решение: Как перейти с НПД на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)по ТКС с применением квалифицированной электронной подписи или через Личный кабинет налогоплательщика ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)по ТКС с применением квалифицированной электронной подписи или через Личный кабинет налогоплательщика ИП.
Статья: Трансформация роли банков в условиях развития гиг-экономики
(Миронова С.М., Пономарева К.А.)
("Банковское право", 2024, N 2)Поскольку в России финансовые технологии развиваются быстро и успешно, представляется возможным, что банки будут активно использовать модели, применяемые по всему миру. В финансово-правовых исследованиях уже отмечалась роль банков как посредников между налоговыми органами и самозанятыми (при уплате последними налога на профессиональный доход), а также иными предпринимателями (при уплате налога по автоматизированной упрощенной системе налогообложения) в России <18>. Так, Законом N 422-ФЗ установлена возможность регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход через кредитную организацию и решения вопросов по формированию чеков и уплате налога через банк. Таким образом, для того чтобы стать самозанятым, достаточно иметь в банке личный кабинет. По состоянию на 1 июля 2023 г. в перечне кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, числится 34 кредитных организаций (из них 3 небанковских кредитных организаций) <19>.
(Миронова С.М., Пономарева К.А.)
("Банковское право", 2024, N 2)Поскольку в России финансовые технологии развиваются быстро и успешно, представляется возможным, что банки будут активно использовать модели, применяемые по всему миру. В финансово-правовых исследованиях уже отмечалась роль банков как посредников между налоговыми органами и самозанятыми (при уплате последними налога на профессиональный доход), а также иными предпринимателями (при уплате налога по автоматизированной упрощенной системе налогообложения) в России <18>. Так, Законом N 422-ФЗ установлена возможность регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход через кредитную организацию и решения вопросов по формированию чеков и уплате налога через банк. Таким образом, для того чтобы стать самозанятым, достаточно иметь в банке личный кабинет. По состоянию на 1 июля 2023 г. в перечне кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, числится 34 кредитных организаций (из них 3 небанковских кредитных организаций) <19>.
Статья: Как налогоплательщикам из новых регионов РФ перейти на специальные налоговые режимы?
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)Информационный обмен с налоговыми органами (начиная с постановки на учет) осуществляется самозанятым с помощью мобильного приложения "Мой налог". Для этого надо зарегистрироваться в личном кабинете по адресу: https://lknpd.nalog.ru/auth/login.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)Информационный обмен с налоговыми органами (начиная с постановки на учет) осуществляется самозанятым с помощью мобильного приложения "Мой налог". Для этого надо зарегистрироваться в личном кабинете по адресу: https://lknpd.nalog.ru/auth/login.
Готовое решение: Особенности применения автоматизированной УСН с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2025)организации на УСН, а также ИП, применяющие УСН или НПД, вправе перейти на АУСН со следующего календарного месяца. Они должны уведомить об отказе от ранее применяемого спецрежима и переходе на АУСН не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу перехода. Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию. При переходе на АУСН после начала календарного года режим налогообложения нельзя изменить в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения АУСН (ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)организации на УСН, а также ИП, применяющие УСН или НПД, вправе перейти на АУСН со следующего календарного месяца. Они должны уведомить об отказе от ранее применяемого спецрежима и переходе на АУСН не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу перехода. Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию. При переходе на АУСН после начала календарного года режим налогообложения нельзя изменить в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения АУСН (ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ).
Вопрос: Как ИП без работников уменьшить налог, уплачиваемый при патентной системе налогообложения, на страховые взносы за себя?
(Консультация эксперта, 2025)Пересчет осуществляется не позднее 2 лет со дня окончания срока действия патента, в отношении которого установлено превышение. При этом налоговый орган должен уведомить налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика о произведенном перерасчете, а если доступ к личному кабинету у налогоплательщика отсутствует или прекращен, - по почте заказным письмом (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Пересчет осуществляется не позднее 2 лет со дня окончания срока действия патента, в отношении которого установлено превышение. При этом налоговый орган должен уведомить налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика о произведенном перерасчете, а если доступ к личному кабинету у налогоплательщика отсутствует или прекращен, - по почте заказным письмом (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).
Вопрос: Может ли физическое лицо - гражданин Республики Казахстан зарегистрироваться на территории РФ в качестве плательщика НПД и оказывать юридические услуги дистанционно с территории Республики Казахстан российским заказчикам, находящимся на территории РФ?
(Консультация эксперта, 2023)Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков НПД граждан других государств - членов ЕАЭС осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено ст. 5 Закона N 422-ФЗ (ч. 3 ст. 5 Закона N 422-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков НПД граждан других государств - членов ЕАЭС осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено ст. 5 Закона N 422-ФЗ (ч. 3 ст. 5 Закона N 422-ФЗ).