Личная заинтересованность депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Личная заинтересованность депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)"...вывод судебных инстанций о наличии у Башурова А.Г. личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, нельзя признать верным.
(КонсультантПлюс, 2025)"...вывод судебных инстанций о наличии у Башурова А.Г. личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, нельзя признать верным.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2024 N 88а-21539/2024 (УИД 21RS0015-01-2023-000784-31)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконными действий (бездействия) в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: Представление прокурора рассмотрено в установленном законом порядке компетентным органом, и ввиду отсутствия со стороны депутата нарушений законодательства о противодействии коррупции отказано в принятии в отношении него мер дисциплинарного характера, в том числе о досрочном прекращении его полномочий, неправомерного бездействия ответчиком не допущено, не было установлено наличие со стороны депутата конфликта интересов.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы, определяющие статус муниципального депутата, оценив подтвержденные материалами дела фактические обстоятельства, не установили у К. возможностей для реализации личной заинтересованности в силу того, что депутат не наделен полномочиями единолично принимать решения, давать поручения другим депутатам, иным образом влиять на принятие решения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконными действий (бездействия) в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: Представление прокурора рассмотрено в установленном законом порядке компетентным органом, и ввиду отсутствия со стороны депутата нарушений законодательства о противодействии коррупции отказано в принятии в отношении него мер дисциплинарного характера, в том числе о досрочном прекращении его полномочий, неправомерного бездействия ответчиком не допущено, не было установлено наличие со стороны депутата конфликта интересов.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы, определяющие статус муниципального депутата, оценив подтвержденные материалами дела фактические обстоятельства, не установили у К. возможностей для реализации личной заинтересованности в силу того, что депутат не наделен полномочиями единолично принимать решения, давать поручения другим депутатам, иным образом влиять на принятие решения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Природа народного представительства и конфликт интересов у депутатов представительного органа муниципального образования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Во-вторых, в связи с тем, что современное антикоррупционное законодательство в значительной мере адаптировано под правовое регулирование соответствующих аспектов государственной и муниципальной службы, а правовое регулирование конфликта интересов применительно к муниципальным депутатам не отражает специфику их правового положения в сравнении с представителями исполнительной власти муниципалитетов, предлагается дополнить ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" дефиницией, закрепляющей содержание личной заинтересованности муниципальных депутатов, указав, что под личной заинтересованностью депутата представительного органа муниципального образования понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим депутатом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Во-вторых, в связи с тем, что современное антикоррупционное законодательство в значительной мере адаптировано под правовое регулирование соответствующих аспектов государственной и муниципальной службы, а правовое регулирование конфликта интересов применительно к муниципальным депутатам не отражает специфику их правового положения в сравнении с представителями исполнительной власти муниципалитетов, предлагается дополнить ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" дефиницией, закрепляющей содержание личной заинтересованности муниципальных депутатов, указав, что под личной заинтересованностью депутата представительного органа муниципального образования понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим депутатом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)Таким образом, при участии депутата Совета депутатов, являющегося родственником главы муниципального образования или находящегося с ним в корпоративных или иных отношениях, установленных частью 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ, в обсуждении вышеуказанных вопросов на заседании Совета депутатов возникает ситуация, когда личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)Таким образом, при участии депутата Совета депутатов, являющегося родственником главы муниципального образования или находящегося с ним в корпоративных или иных отношениях, установленных частью 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ, в обсуждении вышеуказанных вопросов на заседании Совета депутатов возникает ситуация, когда личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2.2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, обязаны сообщать соответственно в комиссию Совета Федерации, Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2.2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, обязаны сообщать соответственно в комиссию Совета Федерации, Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Статья: Правовые средства защиты результатов волеизъявления избирателей в условиях пандемии
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Учитывая выявленный ранее риск того, что у конкурирующих сил на выборах может не хватить наблюдателей, которые при личном присутствии на участке во все дни многодневного голосования будут контролировать ход голосования, необходимо предоставить возможность для любых лиц, заинтересованных в защите волеизъявления избирателей, осуществлять удаленно наблюдение за трансляцией с участков в режиме реального времени. Тем самым гражданам (как избирателям, так и неизбирателям) предоставляется возможность реализовать защиту достоверного волеизъявления на наблюдаемых участках.
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Учитывая выявленный ранее риск того, что у конкурирующих сил на выборах может не хватить наблюдателей, которые при личном присутствии на участке во все дни многодневного голосования будут контролировать ход голосования, необходимо предоставить возможность для любых лиц, заинтересованных в защите волеизъявления избирателей, осуществлять удаленно наблюдение за трансляцией с участков в режиме реального времени. Тем самым гражданам (как избирателям, так и неизбирателям) предоставляется возможность реализовать защиту достоверного волеизъявления на наблюдаемых участках.
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Очевидность указанного противоречия предопределила изменение содержания ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" уже в ноябре 2015 г. <11>. Из текста была исключена отсылка к основе замещения соответствующей государственной или муниципальной должности. Таким образом, обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта получила распространение на всех лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности. По новому правилу лица, замещающие указанные должности (например, депутаты законодательного органа субъекта РФ), стали обязаны предотвращать или урегулировать конфликт интересов вне зависимости от основы замещения соответствующей должности.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Очевидность указанного противоречия предопределила изменение содержания ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" уже в ноябре 2015 г. <11>. Из текста была исключена отсылка к основе замещения соответствующей государственной или муниципальной должности. Таким образом, обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта получила распространение на всех лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности. По новому правилу лица, замещающие указанные должности (например, депутаты законодательного органа субъекта РФ), стали обязаны предотвращать или урегулировать конфликт интересов вне зависимости от основы замещения соответствующей должности.
Статья: Верховный Суд о родственных связях при занятии должностей муниципальной службы
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы, определяющие статус муниципального депутата, оценив подтвержденные материалами дела фактические обстоятельства, не установили у О. возможностей для реализации личной заинтересованности в силу того, что депутат не наделен полномочиями единолично принимать решения, давать поручения другим депутатам, иным образом влиять на исполнение полномочий главой муниципального округа.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы, определяющие статус муниципального депутата, оценив подтвержденные материалами дела фактические обстоятельства, не установили у О. возможностей для реализации личной заинтересованности в силу того, что депутат не наделен полномочиями единолично принимать решения, давать поручения другим депутатам, иным образом влиять на исполнение полномочий главой муниципального округа.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутаты Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, обязаны сообщать в комиссию Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 2.2 ст. 6 Закона о статусе депутата).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутаты Государственной Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, обязаны сообщать в комиссию Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ч. 2.2 ст. 6 Закона о статусе депутата).
Статья: Премирование главы местного самоуправления и конфликт интересов
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятие ответчиком решений по вопросу выплаты себе премии обеспечило ей выплату данной премии; при этом имеет место неурегулированный конфликт интересов; меры по урегулированию конфликта интересов ответчиком не принимались. Такие действия ответчика являются проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее осуществление этим лицом своих полномочий, в связи с чем в действиях главы сельсовета усматриваются признаки недобросовестности, что является достаточным основанием для взыскания с нее неосновательного обогащения.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятие ответчиком решений по вопросу выплаты себе премии обеспечило ей выплату данной премии; при этом имеет место неурегулированный конфликт интересов; меры по урегулированию конфликта интересов ответчиком не принимались. Такие действия ответчика являются проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее осуществление этим лицом своих полномочий, в связи с чем в действиях главы сельсовета усматриваются признаки недобросовестности, что является достаточным основанием для взыскания с нее неосновательного обогащения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- протесты могли приноситься без ограничения какими-либо сроками и по любому поводу (по жалобам заинтересованных лиц, обращениям любых граждан и организаций, материалам средств массовой информации, письмам депутатов, обобщениям судебной практики, представлениям судов, по своему личному усмотрению и т.д.);
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- протесты могли приноситься без ограничения какими-либо сроками и по любому поводу (по жалобам заинтересованных лиц, обращениям любых граждан и организаций, материалам средств массовой информации, письмам депутатов, обобщениям судебной практики, представлениям судов, по своему личному усмотрению и т.д.);