Лицензия на право пользования водным объектом
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на право пользования водным объектом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Действительно начальные предписания (ст. 1, 3 - 6.3, 6.5 - 6.7) Закона о введении в действие ВК РФ посвящены вспомогательному, "вводному" регулированию. Так, в ст. 1 устанавливается дата введения в действие ВК РФ, в ст. 3 перечисляются законоположения, которые утрачивают силу со дня его введения в действие, а в ст. 4 с указанной даты признаются не действующими на территории Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, регулирующие водные отношения. Статьи 5, 6, 6.5, 6.6 и ч. 2 ст. 6.7 устанавливают переходные положения для уже возникших правоотношений (действие прежде выданных лицензий и прав водопользования, предоставленных на основании иных актов, и др.). В ст. 6.1 - 6.3, а также в ч. 1 ст. 6.7 предусматриваются переходные периоды для действия обязательных требований в отношении водохозяйственной деятельности, в том числе обязанности по утверждению новых нормативных правовых актов соответствующего вида.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Действительно начальные предписания (ст. 1, 3 - 6.3, 6.5 - 6.7) Закона о введении в действие ВК РФ посвящены вспомогательному, "вводному" регулированию. Так, в ст. 1 устанавливается дата введения в действие ВК РФ, в ст. 3 перечисляются законоположения, которые утрачивают силу со дня его введения в действие, а в ст. 4 с указанной даты признаются не действующими на территории Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, регулирующие водные отношения. Статьи 5, 6, 6.5, 6.6 и ч. 2 ст. 6.7 устанавливают переходные положения для уже возникших правоотношений (действие прежде выданных лицензий и прав водопользования, предоставленных на основании иных актов, и др.). В ст. 6.1 - 6.3, а также в ч. 1 ст. 6.7 предусматриваются переходные периоды для действия обязательных требований в отношении водохозяйственной деятельности, в том числе обязанности по утверждению новых нормативных правовых актов соответствующего вида.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Уплата водного налога осуществляется хозяйствующими субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности, связанной с забором воды из подземных водных объектов. При заборе воды из подземных водных объектов для собственных (личных) нужд без использования ее в коммерческих целях водный налог не уплачивается (Письмо Минфина России от 22.04.2019 N 03-06-07-02/28788). С учетом изложенного при наличии объекта налогообложения уплачивать водный налог должен арендатор, осуществляющий лицензируемый вид водопользования на основании лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземных вод. В случае забора воды по направлению деятельности, не требующему наличия лицензии, арендатор-водопользователь не должен платить водный налог.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Уплата водного налога осуществляется хозяйствующими субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности, связанной с забором воды из подземных водных объектов. При заборе воды из подземных водных объектов для собственных (личных) нужд без использования ее в коммерческих целях водный налог не уплачивается (Письмо Минфина России от 22.04.2019 N 03-06-07-02/28788). С учетом изложенного при наличии объекта налогообложения уплачивать водный налог должен арендатор, осуществляющий лицензируемый вид водопользования на основании лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземных вод. В случае забора воды по направлению деятельности, не требующему наличия лицензии, арендатор-водопользователь не должен платить водный налог.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 45
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами положений главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов"Учитывая, что с момента аннулирования лицензии (разрешения) прекращается право пользования водными биологическими ресурсами, регулярные взносы по этой лицензии (разрешению) за последующие периоды не уплачиваются.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами положений главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов"Учитывая, что с момента аннулирования лицензии (разрешения) прекращается право пользования водными биологическими ресурсами, регулярные взносы по этой лицензии (разрешению) за последующие периоды не уплачиваются.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользователи недр на участках недр, расположенных на территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, и содержащих минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, помимо целей, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", имеют право в соответствии с лицензией на пользование недрами использовать добытые минеральные воды для их реализации, а лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы - для производства продукции и ее последующей реализации.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользователи недр на участках недр, расположенных на территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, и содержащих минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, помимо целей, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", имеют право в соответствии с лицензией на пользование недрами использовать добытые минеральные воды для их реализации, а лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы - для производства продукции и ее последующей реализации.
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Недаром в правовой литературе ОВОС и государственная экологическая экспертиза обсуждаются именно как способы минимизации эколого-правовых рисков. Например, Н.В. Кичигин, подробно рассматривая данную проблематику, отмечает, что в большинстве своем эколого-правовые риски реализовываются на этапе хозяйственной деятельности предприятий, и, если они не минимизированы на более ранней стадии, предотвратить их последствия бывает уже невозможно. Поэтому общественность должна быть привлечена к обсуждениям перспективной деятельности на самом раннем этапе, когда открыты все возможности. Ведь и для предприятий реализация эколого-правовых рисков влечет за собой негативные последствия от уплаты административных штрафов, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, до приостановления или полного прекращения права недропользования (землепользования, водопользования), аннулирования лицензии <10>.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Недаром в правовой литературе ОВОС и государственная экологическая экспертиза обсуждаются именно как способы минимизации эколого-правовых рисков. Например, Н.В. Кичигин, подробно рассматривая данную проблематику, отмечает, что в большинстве своем эколого-правовые риски реализовываются на этапе хозяйственной деятельности предприятий, и, если они не минимизированы на более ранней стадии, предотвратить их последствия бывает уже невозможно. Поэтому общественность должна быть привлечена к обсуждениям перспективной деятельности на самом раннем этапе, когда открыты все возможности. Ведь и для предприятий реализация эколого-правовых рисков влечет за собой негативные последствия от уплаты административных штрафов, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, до приостановления или полного прекращения права недропользования (землепользования, водопользования), аннулирования лицензии <10>.