Лицензия инвестиционного советника
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия инвестиционного советника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инвестиционное консультирование: правовые вопросы конкуренции
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Обе деятельности в сфере финансового рынка имеют немало общего. Например, клиент, который обслуживается в брокерской фирме, может попросить оказать ему и "фактические" консультационные услуги. Клиенты зачастую сами не могут знать, в какой именно финансовый инструмент им вкладываться, и обращаются за помощью к профессиональному участнику рынка ценных бумаг - брокеру. Стоит сказать, что в настоящее время на брокерскую деятельность выдано около 300 лицензий от Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ), а статус инвестиционного советника имеют лишь 176 организаций <9> в сфере финансового рынка. Наличествует риск того, что брокер может оказывать клиентам не только брокерские услуги, но и услуги по инвестиционному консультированию. Впоследствии брокер, который будет осуществлять деятельность по инвестиционному консультированию без получения статуса инвестиционного советника, может быть привлечен к ответственности. Многие же крупные игроки на российском финансовом рынке получили статусы инвестиционного советника, уже имея лицензию на оказание брокерских услуг. Поэтому они могут оказать как услуги по инвестиционному консультированию, так и брокерские услуги.
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Обе деятельности в сфере финансового рынка имеют немало общего. Например, клиент, который обслуживается в брокерской фирме, может попросить оказать ему и "фактические" консультационные услуги. Клиенты зачастую сами не могут знать, в какой именно финансовый инструмент им вкладываться, и обращаются за помощью к профессиональному участнику рынка ценных бумаг - брокеру. Стоит сказать, что в настоящее время на брокерскую деятельность выдано около 300 лицензий от Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ), а статус инвестиционного советника имеют лишь 176 организаций <9> в сфере финансового рынка. Наличествует риск того, что брокер может оказывать клиентам не только брокерские услуги, но и услуги по инвестиционному консультированию. Впоследствии брокер, который будет осуществлять деятельность по инвестиционному консультированию без получения статуса инвестиционного советника, может быть привлечен к ответственности. Многие же крупные игроки на российском финансовом рынке получили статусы инвестиционного советника, уже имея лицензию на оказание брокерских услуг. Поэтому они могут оказать как услуги по инвестиционному консультированию, так и брокерские услуги.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Согласно п. 1 ст. 39 ФЗ "О РЦБ" деятельность по управлению ценными бумагами осуществляется на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России. Нормативным актом, регулирующим порядок и сроки лицензирования, а также перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, является Положение Банка России от 29 июня 2022 г. N 798-П "О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения Банком России реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения о внесении (об отказе во внесении) сведений о лице в единый реестр инвестиционных советников и порядке ведения Банком России указанного реестра, а также о порядке предоставления Банком России лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда, лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и порядке ведения Банком России реестров указанных лицензий" <1>.
("Проспект", 2025)Согласно п. 1 ст. 39 ФЗ "О РЦБ" деятельность по управлению ценными бумагами осуществляется на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России. Нормативным актом, регулирующим порядок и сроки лицензирования, а также перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, является Положение Банка России от 29 июня 2022 г. N 798-П "О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения Банком России реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения о внесении (об отказе во внесении) сведений о лице в единый реестр инвестиционных советников и порядке ведения Банком России указанного реестра, а также о порядке предоставления Банком России лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда, лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и порядке ведения Банком России реестров указанных лицензий" <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Инвестиционный советник также вправе совмещать свою деятельность с любой иной не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельностью.
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Инвестиционный советник также вправе совмещать свою деятельность с любой иной не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельностью.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
Статья: Публично-правовое регулирование рынка коллективного инвестирования: теоретические вопросы
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2023, N 4)<22> Положение Банка России от 29 июня 2022 г. N 798-П "О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения Банком России реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения о внесении (об отказе во внесении) сведений о лице в единый реестр инвестиционных советников и порядке ведения Банком России указанного реестра, а также о порядке предоставления Банком России лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда, лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и порядке ведения Банком России реестров указанных лицензий" // СПС "КонсультантПлюс".
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2023, N 4)<22> Положение Банка России от 29 июня 2022 г. N 798-П "О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и порядке ведения Банком России реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения о внесении (об отказе во внесении) сведений о лице в единый реестр инвестиционных советников и порядке ведения Банком России указанного реестра, а также о порядке предоставления Банком России лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда, лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и порядке ведения Банком России реестров указанных лицензий" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Обязано ли ООО размещать аудиторское заключение в ЕФРСФДЮЛ?
(Консультация эксперта, 2025)если ООО является организацией, являющейся профессиональным участником РЦБ (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
(Консультация эксперта, 2025)если ООО является организацией, являющейся профессиональным участником РЦБ (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
Вопрос: Об НДС в отношении услуг по инвестиционному консультированию, оказываемых инвестиционным советником.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-07-07/32281)Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются консультационные услуги в отношении ценных бумаг, услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций, в том числе инвестиций в финансовые инструменты, а также консультации в связи с осуществлением репозитарной деятельности, оказываемые соответственно брокерами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, репозитариями, включенными в единый реестр инвестиционных советников, при условии, что такие услуги непосредственно связаны с услугами, которые оказываются ими в рамках лицензируемой деятельности.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-07-07/32281)Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются консультационные услуги в отношении ценных бумаг, услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций, в том числе инвестиций в финансовые инструменты, а также консультации в связи с осуществлением репозитарной деятельности, оказываемые соответственно брокерами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, репозитариями, включенными в единый реестр инвестиционных советников, при условии, что такие услуги непосредственно связаны с услугами, которые оказываются ими в рамках лицензируемой деятельности.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок назначения аудиторской организации (индивидуального аудитора) на годовом заседании общего собрания акционеров2) организации - профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только инвестиционное консультирование, а также совмещающих эту деятельность с любой иной не подлежащей лицензированию деятельностью), бюро кредитных историй;
Статья: Рынок ценных бумаг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг с учетом пп. 18 п. 1 ст. 2 и ст. 6.1 Закона о рынке ценных бумаг инвестиционные советники являются квалифицированными инвесторами в силу закона. Если лицо является квалифицированным инвестором в силу закона, то дополнительное его признание квалифицированным инвестором по заявлению законодательство о рынке ценных бумаг не предусматривает (Письмо Банка России от 15.12.2022 N 59-1-2/57361).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг с учетом пп. 18 п. 1 ст. 2 и ст. 6.1 Закона о рынке ценных бумаг инвестиционные советники являются квалифицированными инвесторами в силу закона. Если лицо является квалифицированным инвестором в силу закона, то дополнительное его признание квалифицированным инвестором по заявлению законодательство о рынке ценных бумаг не предусматривает (Письмо Банка России от 15.12.2022 N 59-1-2/57361).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ), бюро кредитных историй.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ), бюро кредитных историй.
Статья: Понятие банка развития как финансового института развития
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Указание на дополнительные функции института развития содержится в определении, предложенном П.И. Дубенко, которая понимает под многосторонними банками развития институты, осуществляющие финансовую поддержку и консультирование развивающихся стран в целях экономического и социального развития <16>. Так, например, Международный банк реконструкции и развития осуществляет свою деятельность не только через предоставление займов, гарантий и иных финансовых продуктов, но и посредством предоставления аналитических и консультационных услуг <17>. Миссия Канадского банка развития бизнеса также состоит в содействии созданию и развитию малых и средних предприятий посредством финансовой поддержки, включая венчурное финансирование и оказание консультационных услуг <18>. Возможность банка развития оказывать консультационные и информационные услуги устанавливается также в отношении Внешэкономбанка в п. 10 ст. 3 Закона о банке развития <19>. Представляется, однако, что речь должна идти именно об информационной и консультационной функциях банка развития, а не об оказываемых им услугах. Информационная функция банка развития во многом обусловлена принципом открытости, на базе которого строится его деятельность, что предполагает прозрачность и доступность информации о такой деятельности. Вместе с тем информационная функция банка развития не может быть сведена исключительно к реализации принципа открытости, так как государство использует банк развития как инструмент государственного регулирования, а значит, поддерживая те или иные проекты, банк развития фактически информирует иных потенциальных инвесторов о направлениях государственной политики. Что же касается консультационной функции, то, выступая профессиональным инвестором, банк развития зачастую внедряет в правоприменительную практику новые правовые конструкции, а следовательно, накопив опыт структурирования новых и сложных сделок, банк развития имеет возможность поделиться данным опытом с другими потенциальными инвесторами, чем также внесет свой вклад в развитие экономики. Отметим, что в настоящее время в ст. 6.2 Федерального закона N 39-ФЗ закреплено понятие инвестиционного консультирования, которое раскрывается как оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Банк развития должен иметь возможность предоставлять такие индивидуальные инвестиционные консультации в роли инвестиционного советника. Показательно, что в Федеральном законе N 39-ФЗ не устанавливается закрытый перечень лиц, которые могут выступать инвестиционными советниками, и указывается, что инвестиционный советник, являющийся юридическим лицом, вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитной организации, а также с любой иной не подлежащей лицензированию деятельностью.
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Указание на дополнительные функции института развития содержится в определении, предложенном П.И. Дубенко, которая понимает под многосторонними банками развития институты, осуществляющие финансовую поддержку и консультирование развивающихся стран в целях экономического и социального развития <16>. Так, например, Международный банк реконструкции и развития осуществляет свою деятельность не только через предоставление займов, гарантий и иных финансовых продуктов, но и посредством предоставления аналитических и консультационных услуг <17>. Миссия Канадского банка развития бизнеса также состоит в содействии созданию и развитию малых и средних предприятий посредством финансовой поддержки, включая венчурное финансирование и оказание консультационных услуг <18>. Возможность банка развития оказывать консультационные и информационные услуги устанавливается также в отношении Внешэкономбанка в п. 10 ст. 3 Закона о банке развития <19>. Представляется, однако, что речь должна идти именно об информационной и консультационной функциях банка развития, а не об оказываемых им услугах. Информационная функция банка развития во многом обусловлена принципом открытости, на базе которого строится его деятельность, что предполагает прозрачность и доступность информации о такой деятельности. Вместе с тем информационная функция банка развития не может быть сведена исключительно к реализации принципа открытости, так как государство использует банк развития как инструмент государственного регулирования, а значит, поддерживая те или иные проекты, банк развития фактически информирует иных потенциальных инвесторов о направлениях государственной политики. Что же касается консультационной функции, то, выступая профессиональным инвестором, банк развития зачастую внедряет в правоприменительную практику новые правовые конструкции, а следовательно, накопив опыт структурирования новых и сложных сделок, банк развития имеет возможность поделиться данным опытом с другими потенциальными инвесторами, чем также внесет свой вклад в развитие экономики. Отметим, что в настоящее время в ст. 6.2 Федерального закона N 39-ФЗ закреплено понятие инвестиционного консультирования, которое раскрывается как оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Банк развития должен иметь возможность предоставлять такие индивидуальные инвестиционные консультации в роли инвестиционного советника. Показательно, что в Федеральном законе N 39-ФЗ не устанавливается закрытый перечень лиц, которые могут выступать инвестиционными советниками, и указывается, что инвестиционный советник, являющийся юридическим лицом, вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитной организации, а также с любой иной не подлежащей лицензированию деятельностью.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Вместе с тем отдельными видами предпринимательской деятельности, определенными законом, индивидуальные предприниматели заниматься не вправе. Например, в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, за исключением деятельности инвестиционного советника, которым может быть индивидуальный предприниматель, являющийся членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Вместе с тем отдельными видами предпринимательской деятельности, определенными законом, индивидуальные предприниматели заниматься не вправе. Например, в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, за исключением деятельности инвестиционного советника, которым может быть индивидуальный предприниматель, являющийся членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Инвестиционный советник также вправе совмещать свою деятельность с любой иной не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ деятельностью.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Инвестиционный советник также вправе совмещать свою деятельность с любой иной не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ деятельностью.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ <77>) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности: 1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <78>; 2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ), бюро кредитных историй; 3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" <79>), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей; 4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ) <80>)), соответствующих хотя бы одному из следующих условий: а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей; 5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности России, субъекта РФ и (или) муниципального образования.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ <77>) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности: 1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <78>; 2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ), бюро кредитных историй; 3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" <79>), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей; 4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ) <80>)), соответствующих хотя бы одному из следующих условий: а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей; 5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности России, субъекта РФ и (или) муниципального образования.