Лица особого правового статуса
Подборка наиболее важных документов по запросу Лица особого правового статуса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона" Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей""Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы лицам, проходившим военную службу, как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения с военной службы.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Должностное лицо местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...нормы Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус согласно Федеральному закону [от 06.10.2003 N 131-ФЗ - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...нормы Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус согласно Федеральному закону [от 06.10.2003 N 131-ФЗ - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус работодателей - физических лиц: вопросы теории и практики
(Андреев А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Для лиц, имеющих особый правовой статус, таких как нотариусы или адвокаты, законодательство предусматривает специальное правовое регулирование в определенных аспектах. Так, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержит правило, согласно которому адвокат вправе заключить трудовой договор со стажером, только имея адвокатский стаж не менее пяти лет.
(Андреев А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Для лиц, имеющих особый правовой статус, таких как нотариусы или адвокаты, законодательство предусматривает специальное правовое регулирование в определенных аспектах. Так, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержит правило, согласно которому адвокат вправе заключить трудовой договор со стажером, только имея адвокатский стаж не менее пяти лет.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года"Прекратив производство по делу в части поверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года"Прекратив производство по делу в части поверки конституционности пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку он направлен на регулирование трудовых отношений и не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, Конституционный Суд признал остальные оспариваемые положения соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.
Статья: Проблема открытости судебной власти на примере рассмотрения обращений граждан: институциональный и пенальный аспекты
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<13> Хромов Е.В. Привлечение к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом // Lex russica (Русский закон). 2017. N 6. С. 66.
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<13> Хромов Е.В. Привлечение к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом // Lex russica (Русский закон). 2017. N 6. С. 66.
Статья: К вопросу о привлечении к административной ответственности депутатов Государственной Думы Российской Федерации
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)<4> Приказ Генпрокуратуры России от 23 ноября 2015 г. N 645 "О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом" (п. 2.4) // СПС "КонсультантПлюс".
(Стенюшкина Э.А.)
("Юрист", 2025, N 3)<4> Приказ Генпрокуратуры России от 23 ноября 2015 г. N 645 "О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом" (п. 2.4) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Перспективы совершенствования локального нормотворчества в государственных корпорациях и корпоративных объединениях
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Описанное выше ограничивает самостоятельность организаций, входящих в корпоративное объединение, и предопределяет сужение работодательской власти в отношениях, регулируемых трудовым правом, что позволяет утверждать о том, что такой работодатель - юридическое лицо обладает особым правовым статусом, а соответственно, имеются основания для введения специального правового регулирования в отношении указанной категории работодателей. В связи с этим предлагаем предоставить государственным корпорациям и головным организациям корпоративных объединений право централизованного принятия локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов.
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Описанное выше ограничивает самостоятельность организаций, входящих в корпоративное объединение, и предопределяет сужение работодательской власти в отношениях, регулируемых трудовым правом, что позволяет утверждать о том, что такой работодатель - юридическое лицо обладает особым правовым статусом, а соответственно, имеются основания для введения специального правового регулирования в отношении указанной категории работодателей. В связи с этим предлагаем предоставить государственным корпорациям и головным организациям корпоративных объединений право централизованного принятия локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов.
Статья: О преимущественном праве на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Росгвардии, являющимся ветеранами боевых действий
(Наумов Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)В целом изменения законодательства, внесенные в правовой механизм предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты, следует оценить позитивно, поскольку они направлены на поддержку лиц, обладающих особым правовым статусом (ветераны боевых действий) по отношению к другим сотрудникам. Дальнейшее внесение корреспондирующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 позволит обеспечить оптимальный механизм реализации данной социальной гарантии.
(Наумов Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)В целом изменения законодательства, внесенные в правовой механизм предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты, следует оценить позитивно, поскольку они направлены на поддержку лиц, обладающих особым правовым статусом (ветераны боевых действий) по отношению к другим сотрудникам. Дальнейшее внесение корреспондирующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 позволит обеспечить оптимальный механизм реализации данной социальной гарантии.
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Анализ судебной практики показывает устойчивое повторение одних и тех же процессуальных ошибок. Наиболее часто встречаются случаи возбуждения уголовного дела с нарушением требований закона, в том числе в отношении лиц с особым правовым статусом. Существенное число дел возвращается прокурору из-за недостаточно конкретизированного описания обвинения. Отсутствие указания на квалифицирующие признаки или описание причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и наступившими последствиями приводит к невозможности постановления законного приговора в силу ограничения активной роли суда пределами обвинения. Нередки нарушения, связанные с применением особого порядка судебного разбирательства без соблюдения установленных условий. Также зафиксированы примеры недостатков обвинения и постановленных приговоров на фоне противоречивых или неполных представленных доказательств.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Анализ судебной практики показывает устойчивое повторение одних и тех же процессуальных ошибок. Наиболее часто встречаются случаи возбуждения уголовного дела с нарушением требований закона, в том числе в отношении лиц с особым правовым статусом. Существенное число дел возвращается прокурору из-за недостаточно конкретизированного описания обвинения. Отсутствие указания на квалифицирующие признаки или описание причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и наступившими последствиями приводит к невозможности постановления законного приговора в силу ограничения активной роли суда пределами обвинения. Нередки нарушения, связанные с применением особого порядка судебного разбирательства без соблюдения установленных условий. Также зафиксированы примеры недостатков обвинения и постановленных приговоров на фоне противоречивых или неполных представленных доказательств.
Статья: Законодательство о некоммерческих организациях и проблемы их участия в гражданском обороте
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Так, уполномоченный орган субъекта РФ обязан включать в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, на что неоднократно обращалось внимание судами при рассмотрении дел данной категории. Нетрудно заметить, что реализация права на жилье такими лицами сопряжена с соблюдением дополнительных условий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), что позволяет отступить от формального достижения возраста 18 лет и реализовать предоставленное законом право на жилье за его пределами по достижении 23 лет <4>. Представляется, что расширительное применение возрастного критерия позволяет применить особые механизмы, обеспечивающие реализацию данного права лицами, обладающими особым правовым статусом, за пределами совершеннолетия. Такие особенности предоставления жилого помещения указанным лицам обусловлены периодом окончания срока их пребывания или обучения в соответствующей организации (образовательные, медицинские, социальные, исправительные, иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ч. 1 ст. 8 N 159-ФЗ)).
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Так, уполномоченный орган субъекта РФ обязан включать в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, на что неоднократно обращалось внимание судами при рассмотрении дел данной категории. Нетрудно заметить, что реализация права на жилье такими лицами сопряжена с соблюдением дополнительных условий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), что позволяет отступить от формального достижения возраста 18 лет и реализовать предоставленное законом право на жилье за его пределами по достижении 23 лет <4>. Представляется, что расширительное применение возрастного критерия позволяет применить особые механизмы, обеспечивающие реализацию данного права лицами, обладающими особым правовым статусом, за пределами совершеннолетия. Такие особенности предоставления жилого помещения указанным лицам обусловлены периодом окончания срока их пребывания или обучения в соответствующей организации (образовательные, медицинские, социальные, исправительные, иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ч. 1 ст. 8 N 159-ФЗ)).
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Значение выделения квазипубличных юридических лиц в сфере электроэнергетики заключается, прежде всего в том, что появляется возможность выявить юридические лица, которые занимают особое правовое положение в электроэнергетической отрасли и обладают властными или организационными полномочиями по отношению к другим субъектам электроэнергетики. Кроме того, они также наделены публичными правами в отношении последних. Наконец, выявление таких юридических лиц позволяет проанализировать систему договорных связей между такими лицами и иными участниками отношений, в частности, в сфере организации снабжения электрической энергией, их законность и юридическую обоснованность.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Значение выделения квазипубличных юридических лиц в сфере электроэнергетики заключается, прежде всего в том, что появляется возможность выявить юридические лица, которые занимают особое правовое положение в электроэнергетической отрасли и обладают властными или организационными полномочиями по отношению к другим субъектам электроэнергетики. Кроме того, они также наделены публичными правами в отношении последних. Наконец, выявление таких юридических лиц позволяет проанализировать систему договорных связей между такими лицами и иными участниками отношений, в частности, в сфере организации снабжения электрической энергией, их законность и юридическую обоснованность.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)- дела в отношении лиц "с особым правовым статусом";
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)- дела в отношении лиц "с особым правовым статусом";
Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)1) дела в отношении несовершеннолетних и лиц с особым правовым статусом, рассматриваемые судом первой инстанции;
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)1) дела в отношении несовершеннолетних и лиц с особым правовым статусом, рассматриваемые судом первой инстанции;