Льготы по оплате коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по оплате коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Сельская местность
(КонсультантПлюс, 2025)Не взыскиваются за счет казны РФ убытки в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг медицинским работникам сельской местности, если компенсация аналогичных расходов иных категорий граждан осуществляется за счет бюджета субъекта РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Не взыскиваются за счет казны РФ убытки в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг медицинским работникам сельской местности, если компенсация аналогичных расходов иных категорий граждан осуществляется за счет бюджета субъекта РФ
Позиция ВС РФ: Вред, причиненный в результате взыскания излишней платы с гражданина, которому предоставлены льготы, возмещается согласно нормам об общих основаниях ответственности за причинение вреда
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.1998 N 76-Г98-2
Применимые нормы: ст. 1064 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗВред, причиненный в результате взыскания излишней платы с гражданина, которому предоставлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.п., возмещается на основании ст. 1064 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.1998 N 76-Г98-2
Применимые нормы: ст. 1064 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗВред, причиненный в результате взыскания излишней платы с гражданина, которому предоставлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.п., возмещается на основании ст. 1064 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получить льготы и субсидии по оплате коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по оплате ЖКУ, как правило, предоставляются на региональном уровне. Например, в г. Москве льготы по оплате ЖКУ установлены для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, ветеранов труда, инвалидов, некоторых категорий пенсионеров и других категорий лиц. Скидки предоставляются не более чем на одну квартиру (жилое помещение) и только по одному основанию по выбору гражданина при наличии нескольких оснований (п. п. 4, 6 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по оплате ЖКУ, как правило, предоставляются на региональном уровне. Например, в г. Москве льготы по оплате ЖКУ установлены для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, ветеранов труда, инвалидов, некоторых категорий пенсионеров и других категорий лиц. Скидки предоставляются не более чем на одну квартиру (жилое помещение) и только по одному основанию по выбору гражданина при наличии нескольких оснований (п. п. 4, 6 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП).
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
(ред. от 04.11.2025)1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде. В платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг (п. п. 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде. В платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг (п. п. 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Так, в Определении от 4 декабря 2007 года N 965-О-П в связи с оспариванием гражданами отмены положений, по их мнению, ранее предусматривавших для работников библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и пенсионеров из их числа (при условии работы в сельской местности не менее 10 лет) льготы по бесплатному пользованию жилой площадью с отоплением и освещением, и снижением, соответственно, уровня социальной защищенности этих лиц Конституционный Суд РФ отметил, что "положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, включая п. 2 ст. 42 и ч. 1 ст. 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг". Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, "изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления". Сходные мотивы, со ссылкой на неоднократное указание ранее соответствующей позиции в решениях Конституционного Суда РФ и со ссылкой на Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П, имеются и в Определении от 24 апреля 2018 года N 965-О.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Так, в Определении от 4 декабря 2007 года N 965-О-П в связи с оспариванием гражданами отмены положений, по их мнению, ранее предусматривавших для работников библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и пенсионеров из их числа (при условии работы в сельской местности не менее 10 лет) льготы по бесплатному пользованию жилой площадью с отоплением и освещением, и снижением, соответственно, уровня социальной защищенности этих лиц Конституционный Суд РФ отметил, что "положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, включая п. 2 ст. 42 и ч. 1 ст. 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг". Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, "изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления". Сходные мотивы, со ссылкой на неоднократное указание ранее соответствующей позиции в решениях Конституционного Суда РФ и со ссылкой на Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П, имеются и в Определении от 24 апреля 2018 года N 965-О.
Ситуация: Как инвалиду получить льготу по оплате коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок получения инвалидами льготы по оплате коммунальных услуг (на примере г. Москвы)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок получения инвалидами льготы по оплате коммунальных услуг (на примере г. Москвы)
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)С 01.01.2023 гарантирующий поставщик на основании регионального правового акта обязан предоставлять льготы на оплату электроэнергии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам семей погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы (граждане указанных категорий полностью освобождаются от оплаты электроэнергии). В связи с этим между гарантирующим поставщиком и центром социальной поддержки населения заключается договор о возмещении доходов от предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий. Предметом договора является возмещение доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в виде освобождения от внесения платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за коммунальные услуги, а именно за электрическую энергию, гражданам соответствующих категорий. Таким образом, отдельные граждане полностью освобождаются от оплаты электроэнергии (предоставление льгот в натуральной форме), а гарантирующий поставщик будет получать на свой расчетный счет денежные средства (субсидию из областного бюджета) на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам. Какие записи в описанной ситуации производятся в бухгалтерском учете гарантирующего поставщика? Являются ли получаемые субсидии целевым финансированием, которое отражается в бухучете с использованием счета 86? Каков порядок признания получаемых субсидий в целях налогообложения прибыли? Нужно ли их включать в облагаемую базу по НДС?
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)С 01.01.2023 гарантирующий поставщик на основании регионального правового акта обязан предоставлять льготы на оплату электроэнергии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам семей погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы (граждане указанных категорий полностью освобождаются от оплаты электроэнергии). В связи с этим между гарантирующим поставщиком и центром социальной поддержки населения заключается договор о возмещении доходов от предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий. Предметом договора является возмещение доходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в виде освобождения от внесения платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за коммунальные услуги, а именно за электрическую энергию, гражданам соответствующих категорий. Таким образом, отдельные граждане полностью освобождаются от оплаты электроэнергии (предоставление льгот в натуральной форме), а гарантирующий поставщик будет получать на свой расчетный счет денежные средства (субсидию из областного бюджета) на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам. Какие записи в описанной ситуации производятся в бухгалтерском учете гарантирующего поставщика? Являются ли получаемые субсидии целевым финансированием, которое отражается в бухучете с использованием счета 86? Каков порядок признания получаемых субсидий в целях налогообложения прибыли? Нужно ли их включать в облагаемую базу по НДС?
Статья: Спор о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением по договору социального найма (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- запросы о внесении в реестр парковочных разрешений, запросы об оформлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии за спорную квартиру, получение ответчиком программ индивидуальной реабилитации инвалида (например, Определение Московского городского суда от 26.08.2019 N 4г-10760/2019 по делу N 2-2642/18);
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- запросы о внесении в реестр парковочных разрешений, запросы об оформлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии за спорную квартиру, получение ответчиком программ индивидуальной реабилитации инвалида (например, Определение Московского городского суда от 26.08.2019 N 4г-10760/2019 по делу N 2-2642/18);
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 28.2 указанного Закона полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. В настоящее время на практике предоставление указанной скидки заменено предоставлением ежемесячной денежной компенсации органами социальной защиты населения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 28.2 указанного Закона полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. В настоящее время на практике предоставление указанной скидки заменено предоставлением ежемесячной денежной компенсации органами социальной защиты населения.
Статья: Семья с редким (орфанным) пациентом как субъект правоотношений в сфере здравоохранения: миф или реальность?
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При таких обстоятельствах для получения льготного лекарственного обеспечения пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями вынуждены проходить через процедуру установления инвалидности, чтобы войти в перечень федеральных льготников. Но и такой подход не может разрешить проблемы пациентов благополучно в полной мере. Установленная инвалидность ведет к целому перечню социальных гарантий (в которых, справедливости ради, не всегда и нуждаются пациенты с редким (орфанным) заболеванием). Для того чтобы получить весь комплекс поддержки, регулятор последовательно установил сложную процедуру для получения инвалидности. Так, зачастую у орфанных пациентов есть единственная потребность в льготном лекарственном обеспечении, но нет актуального запроса, например в денежных выплатах или льготах на коммунальные платежи и проч. Тем не менее именно инвалидность остается единственным доступным основанием для получения жизненно необходимого лекарственного препарата бесплатно. В такой ситуации в заведомо проигрышной позиции оказываются все участники процесса: пациент, который должен доказать ограничение функций своего организма, которые нередко при течении редких (орфанных) заболеваний отсутствуют; врач, который вынужден обосновать тяжесть течения заболевания согласно критериям, чтобы пациент смог получать препарат, и государство, которое приобретает дополнительного льготника и обязано предоставить ему весь пакет социальных гарантий. При наличии персонифицированного подхода к пациенту и его семье таких рисков можно было избежать, предоставляя только ту государственную поддержку, в которой действительно нуждается пациент и его семья. В некоторых случаях достаточно было бы только обеспечить лекарствами, в других - лекарствами и оплатой генетических анализов, в некоторых - могла бы действительно понадобиться инвалидность.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)При таких обстоятельствах для получения льготного лекарственного обеспечения пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями вынуждены проходить через процедуру установления инвалидности, чтобы войти в перечень федеральных льготников. Но и такой подход не может разрешить проблемы пациентов благополучно в полной мере. Установленная инвалидность ведет к целому перечню социальных гарантий (в которых, справедливости ради, не всегда и нуждаются пациенты с редким (орфанным) заболеванием). Для того чтобы получить весь комплекс поддержки, регулятор последовательно установил сложную процедуру для получения инвалидности. Так, зачастую у орфанных пациентов есть единственная потребность в льготном лекарственном обеспечении, но нет актуального запроса, например в денежных выплатах или льготах на коммунальные платежи и проч. Тем не менее именно инвалидность остается единственным доступным основанием для получения жизненно необходимого лекарственного препарата бесплатно. В такой ситуации в заведомо проигрышной позиции оказываются все участники процесса: пациент, который должен доказать ограничение функций своего организма, которые нередко при течении редких (орфанных) заболеваний отсутствуют; врач, который вынужден обосновать тяжесть течения заболевания согласно критериям, чтобы пациент смог получать препарат, и государство, которое приобретает дополнительного льготника и обязано предоставить ему весь пакет социальных гарантий. При наличии персонифицированного подхода к пациенту и его семье таких рисков можно было избежать, предоставляя только ту государственную поддержку, в которой действительно нуждается пациент и его семья. В некоторых случаях достаточно было бы только обеспечить лекарствами, в других - лекарствами и оплатой генетических анализов, в некоторых - могла бы действительно понадобиться инвалидность.