Льготы по налогам и сБорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по налогам и сБорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФ"Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21, пунктам 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФ"Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21, пунктам 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий (афганцам, участникам СВО, участникам вооруженного конфликта в Чечне и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по уплате налогов, сборов и иных платежей
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льготы по уплате налогов, сборов и иных платежей
Вопрос: Об установлении ставок налогов и сборов, налоговых льгот организациям, финансируемым из бюджета определенного муниципального образования и имеющим определенную организационно-правовую форму.
(Письмо Минфина России от 24.09.2024 N 03-02-08/91887)Вопрос: Об установлении ставок налогов и сборов, налоговых льгот организациям, финансируемым из бюджета определенного муниципального образования и имеющим определенную организационно-правовую форму.
(Письмо Минфина России от 24.09.2024 N 03-02-08/91887)Вопрос: Об установлении ставок налогов и сборов, налоговых льгот организациям, финансируемым из бюджета определенного муниципального образования и имеющим определенную организационно-правовую форму.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"Статья 5. Рекомендовать законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление льгот по уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в связи с оказанием Российской Федерации безвозмездной помощи (содействия).
(ред. от 28.12.2022)
"О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"Статья 5. Рекомендовать законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление льгот по уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в связи с оказанием Российской Федерации безвозмездной помощи (содействия).
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)3) утверждает порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, включая требования к инвестиционным проектам, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)3) утверждает порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, включая требования к инвестиционным проектам, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
Статья: Применение льготы по налогу на имущество, которая зависит от использования недвижимости в определенной деятельности
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что на основании подп. 3 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 56 НК РФ допускается установление льгот по налогам и сборам, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, то есть преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и налогоплательщикам гарантируется право использовать налоговые льготы при наличии оснований.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что на основании подп. 3 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 56 НК РФ допускается установление льгот по налогам и сборам, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, то есть преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и налогоплательщикам гарантируется право использовать налоговые льготы при наличии оснований.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, рассмотрение административного спора не является делом лишь конкретных сторон такого спора. Любое решение суда по административному спору всегда затрагивает также интересы неопределенного круга лиц и (или) общества в целом, в связи с чем мотивы такого решения должны быть доступны каждому. Каждый гражданин вправе знать, почему другие граждане по итогам разрешения спора судом не уплатили налоги, сборы, получили льготы, были освобождены от несения военной службы, или почему был ограничен свободный доступ к той или иной информации, размещенной в сети Интернет, ведь осуществление субъективных публичных прав и исполнение соответствующих обязанностей сопряжено как с интересами конкретных лиц, так и с публичными интересами.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, рассмотрение административного спора не является делом лишь конкретных сторон такого спора. Любое решение суда по административному спору всегда затрагивает также интересы неопределенного круга лиц и (или) общества в целом, в связи с чем мотивы такого решения должны быть доступны каждому. Каждый гражданин вправе знать, почему другие граждане по итогам разрешения спора судом не уплатили налоги, сборы, получили льготы, были освобождены от несения военной службы, или почему был ограничен свободный доступ к той или иной информации, размещенной в сети Интернет, ведь осуществление субъективных публичных прав и исполнение соответствующих обязанностей сопряжено как с интересами конкретных лиц, так и с публичными интересами.
Статья: Некоторые современные тенденции правового регулирования налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)<4> В статье 56 НК РФ (наименовании и тексте) говорится о "льготах по налогам и сборам". Однако в других положениях НК РФ, включая и ст. 381 данного Кодекса, встречается термин "налоговые льготы". См.: Шевелева Н.А., Братко Т.Д. Налоговая льгота как категория финансового права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. N 10. С. 63 - 80.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)<4> В статье 56 НК РФ (наименовании и тексте) говорится о "льготах по налогам и сборам". Однако в других положениях НК РФ, включая и ст. 381 данного Кодекса, встречается термин "налоговые льготы". См.: Шевелева Н.А., Братко Т.Д. Налоговая льгота как категория финансового права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. N 10. С. 63 - 80.
Готовое решение: Налоговые льготы
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого применение спецрежимов освобождает от уплаты отдельных налогов (сборов).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого применение спецрежимов освобождает от уплаты отдельных налогов (сборов).
Готовое решение: Какие меры поддержки существуют для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
(КонсультантПлюс, 2025)По федеральным налогам и сборам льготы устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 56 НК РФ). Сейчас для СОНКО такие льготы напрямую не предусмотрены. Они уплачивают налоги в том же порядке, что и прочие некоммерческие организации.
(КонсультантПлюс, 2025)По федеральным налогам и сборам льготы устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 56 НК РФ). Сейчас для СОНКО такие льготы напрямую не предусмотрены. Они уплачивают налоги в том же порядке, что и прочие некоммерческие организации.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Деятельность в области спорта сопряжена прежде всего с решением социально значимых задач государства, что предполагает установление преференций для субъектов спортивной деятельности в целях стимулирования ее развития. Обоснованность установленных законодательством о налогах и сборах льгот для спортивных организаций коррелирует с достижением положительного результата, заключающегося в заинтересованности в развитии всех видов спортивной деятельности.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Деятельность в области спорта сопряжена прежде всего с решением социально значимых задач государства, что предполагает установление преференций для субъектов спортивной деятельности в целях стимулирования ее развития. Обоснованность установленных законодательством о налогах и сборах льгот для спортивных организаций коррелирует с достижением положительного результата, заключающегося в заинтересованности в развитии всех видов спортивной деятельности.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наконец, необходимо отметить, что ст. 17 НК РФ предусматривает существование и такого факультативного (необязательного) элемента налогообложения, как налоговая льгота. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Факультативность налоговой льготы как элемента налогообложения проявляется не только в том, что ее установление необязательно при регламентации элементов налогообложения по конкретному налогу, но и в том, что нормы о налоговых льготах обычно не обладают абсолютной императивностью в отношении налогоплательщиков. В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наконец, необходимо отметить, что ст. 17 НК РФ предусматривает существование и такого факультативного (необязательного) элемента налогообложения, как налоговая льгота. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Факультативность налоговой льготы как элемента налогообложения проявляется не только в том, что ее установление необязательно при регламентации элементов налогообложения по конкретному налогу, но и в том, что нормы о налоговых льготах обычно не обладают абсолютной императивностью в отношении налогоплательщиков. В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.