Льготы для it компаний 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы для it компаний 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Задачи и риски компании при выделении ИТ-функции в отдельное юридическое лицо
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.
Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в ИТ-компаниях в санкционных условиях
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)По прогнозам экспертов, российская электроника вследствие этого должна вырасти в цене в 2 раза, но согласно Росстату по итогам сентября 2022 г. стоимость электротоваров и других бытовых приборов выросла в России только на 18,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Связано это в том числе и с законодательно принятыми Правительством РФ налоговыми и другими льготами для ИТ-компаний, в значительной степени компенсирующими негативные аспекты параллельного импорта из КНР и других стран для российского потребителя.
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)По прогнозам экспертов, российская электроника вследствие этого должна вырасти в цене в 2 раза, но согласно Росстату по итогам сентября 2022 г. стоимость электротоваров и других бытовых приборов выросла в России только на 18,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Связано это в том числе и с законодательно принятыми Правительством РФ налоговыми и другими льготами для ИТ-компаний, в значительной степени компенсирующими негативные аспекты параллельного импорта из КНР и других стран для российского потребителя.
Нормативные акты
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработан Минэкономразвития России)В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
(разработан Минэкономразвития России)В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
<Письмо> ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@
"О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса"Следовательно, сама по себе реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельное юридическое лицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в сфере информационных технологий, на которое распространяются пункты 1.15, 1.16 статьи 284, подпункты 3, 18 пункта 1 статьи 427 Кодекса, не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни в нарушение пункта 1 статьи 54.1 Кодекса и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения ("дробление бизнеса", необоснованное получение налоговых льгот и пр.).
"О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса"Следовательно, сама по себе реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельное юридическое лицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в сфере информационных технологий, на которое распространяются пункты 1.15, 1.16 статьи 284, подпункты 3, 18 пункта 1 статьи 427 Кодекса, не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни в нарушение пункта 1 статьи 54.1 Кодекса и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения ("дробление бизнеса", необоснованное получение налоговых льгот и пр.).
Статья: Налоговые льготы для высокотехнологичных компаний: особенности и перспективы
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Соответствующих разъяснений государственных органов нет, но в отношении начала применения льгот в связи с аккредитацией организации в сфере IT-деятельности в письме Минфина РФ от 12.02.2021 N 03-15-06/9699 указано следующее:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Соответствующих разъяснений государственных органов нет, но в отношении начала применения льгот в связи с аккредитацией организации в сфере IT-деятельности в письме Минфина РФ от 12.02.2021 N 03-15-06/9699 указано следующее:
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: Гибридность - сестра таланта
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Какие льготы предлагают компании сотрудникам
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Какие льготы предлагают компании сотрудникам
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В целом следует констатировать, что большая часть льгот по страховым взносам приходится на три группы хозяйствующих субъектов: IT-компании, субъекты малого и среднего бизнеса, а также производители электронных баз компонентов. И если в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысила 931,5 млрд рублей, то в 2023 г. одна может быть более 1 трлн рублей <20>. И в рамках указанных групп также наблюдается численный рост. При этом ученые отмечают, что увеличение, например, числа аккредитованных IT-компаний происходит не вследствие инвестиционной привлекательности данной отрасли, а именно по причине тотальной заинтересованности таких компаний в получении льгот по страховым взносам <21>. Однако эффективное развитие цифровой экономики без соответствующих мер поддержки и стимулирования не представляется возможным <22>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В целом следует констатировать, что большая часть льгот по страховым взносам приходится на три группы хозяйствующих субъектов: IT-компании, субъекты малого и среднего бизнеса, а также производители электронных баз компонентов. И если в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысила 931,5 млрд рублей, то в 2023 г. одна может быть более 1 трлн рублей <20>. И в рамках указанных групп также наблюдается численный рост. При этом ученые отмечают, что увеличение, например, числа аккредитованных IT-компаний происходит не вследствие инвестиционной привлекательности данной отрасли, а именно по причине тотальной заинтересованности таких компаний в получении льгот по страховым взносам <21>. Однако эффективное развитие цифровой экономики без соответствующих мер поддержки и стимулирования не представляется возможным <22>.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Основная часть предоставленных льгот приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, производителей электронных и компонентных баз, а также IT-компании. Прогноз ПФР относительно суммы выпадающих доходов при уплате страховых взносов соответствующими субъектами экономической деятельности удобно представить в виде рис. 2. Только в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысит 931,5 млрд рублей - или 11% от суммы пенсионных выплат ПФР на 2021 г.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Основная часть предоставленных льгот приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства, производителей электронных и компонентных баз, а также IT-компании. Прогноз ПФР относительно суммы выпадающих доходов при уплате страховых взносов соответствующими субъектами экономической деятельности удобно представить в виде рис. 2. Только в 2021 г. общая сумма предоставленных государством льгот по уплате страховых взносов компаниям указанных в диаграмме секторов превысит 931,5 млрд рублей - или 11% от суммы пенсионных выплат ПФР на 2021 г.
Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов, но не соответствует критериям, указанным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные ставки страховых взносов, но не соответствует критерию, указанному в пп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729, при этом п. 7 также не может выполнить? Могут ли обязать произвести перерасчет с начала 2022 г. по общим ставкам? Если за 9 месяцев применяются льготные ставки, то как заполнить отчетность за год?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные ставки страховых взносов, но не соответствует критерию, указанному в пп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729, при этом п. 7 также не может выполнить? Могут ли обязать произвести перерасчет с начала 2022 г. по общим ставкам? Если за 9 месяцев применяются льготные ставки, то как заполнить отчетность за год?
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Аналогичные критерии применяются для получения права на льготу по страховым взносам. В частности, в соответствии с подп. 18 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний радиоэлектронной промышленности установлен единый пониженный тариф обязательных страховых взносов - 7,6%. Важно отметить, что льготное налогообложение применяется не только для доходов, не превышающих предельную величину (в 2023 г. - 1 917 000 руб., в 2024 г. - 2 225 000 руб.), также полностью освобождены выплаты сотрудникам таких компаний с превышения указанного лимита (п. 2 ст. 427 НК РФ, письмо Минфина России от 14 сентября 2021 г. N 03-15-06/74331). Соответствующие разъяснения опубликованы Минфином России в отношении ИТ-компаний, но исходя из конструкции и сходства льгот применимы и в отношении радиоэлектроники. При этом взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний субъекты радиоэлектронной промышленности уплачивают в общеустановленном порядке. Таким образом, предельная сумма начисленных взносов на сотрудника радиоэлектронной компании составит 145 692 рубля в 2023 г., 169 100 рублей - в 2024 г.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Аналогичные критерии применяются для получения права на льготу по страховым взносам. В частности, в соответствии с подп. 18 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний радиоэлектронной промышленности установлен единый пониженный тариф обязательных страховых взносов - 7,6%. Важно отметить, что льготное налогообложение применяется не только для доходов, не превышающих предельную величину (в 2023 г. - 1 917 000 руб., в 2024 г. - 2 225 000 руб.), также полностью освобождены выплаты сотрудникам таких компаний с превышения указанного лимита (п. 2 ст. 427 НК РФ, письмо Минфина России от 14 сентября 2021 г. N 03-15-06/74331). Соответствующие разъяснения опубликованы Минфином России в отношении ИТ-компаний, но исходя из конструкции и сходства льгот применимы и в отношении радиоэлектроники. При этом взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний субъекты радиоэлектронной промышленности уплачивают в общеустановленном порядке. Таким образом, предельная сумма начисленных взносов на сотрудника радиоэлектронной компании составит 145 692 рубля в 2023 г., 169 100 рублей - в 2024 г.
Статья: Налоговая концепция "дробление бизнеса". Законодательство изменилось, проблемы остаются
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Изложенные выводы на первый взгляд подтверждались письмом ФНС России от 9 апреля 2021 года N СД-19-3/173@ в отношении распространения мер поддержки IT-компаний как на вновь создаваемые, так и на образованные в результате реорганизации (разделение, выделение) компании. Конечно, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий для применения мер поддержки. В данном случае для применения налоговых преимуществ необходимо рассматривать в качестве достаточной деловой цели реальное ведение соответствующей деятельности или ведение деятельности на определенной территории.
(Легейда А.Г., Рябов А.А.)
("Закон", 2022, N 11)Изложенные выводы на первый взгляд подтверждались письмом ФНС России от 9 апреля 2021 года N СД-19-3/173@ в отношении распространения мер поддержки IT-компаний как на вновь создаваемые, так и на образованные в результате реорганизации (разделение, выделение) компании. Конечно, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий для применения мер поддержки. В данном случае для применения налоговых преимуществ необходимо рассматривать в качестве достаточной деловой цели реальное ведение соответствующей деятельности или ведение деятельности на определенной территории.
Вопрос: Какие возможны последствия, если IT-организация, аккредитованная в 2021 г., не направила согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022 или направила позже этой даты?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие возможны последствия, если IT-организация, аккредитованная в 2021 г., не направила согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022? Будут ли последствия, если согласие направлено позже указанной даты?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Какие возможны последствия, если IT-организация, аккредитованная в 2021 г., не направила согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022? Будут ли последствия, если согласие направлено позже указанной даты?