Льготы детям-сиротам при поступлении в ВУЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы детям-сиротам при поступлении в ВУЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2006 N 85-о06-4
Уголовное дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие, а также выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного и на правильность определения меры наказания.При этом, располагая данными о том, что дочь М. - М.А., поступая в 2000 году во Всероссийскую государственную налоговую академию, указала в заявлении о смерти родителей, что не соответствовало действительности (на тот момент дети-сироты имели льготы при поступлении в высшие учебные заведения), что она представила в академию подложные свидетельства о смерти родителей, что в связи со статусом сироты ей выплачивалась стипендия, что в РОВД проводится проверка по заявлению Г.Ю., Г-ны свои требования о продаже квартиры сопровождали угрозами тем, что если квартира не будет продана М. на предлагаемых ими условиях, то они примут меры к отчислению М.А. из академии, что в отношении М-х будет возбуждено уголовное преследование путем направления писем в телепрограмму "Человек и закон", а также ректору академии с изложением обстоятельств поступления М.А. в учебное заведение.
Уголовное дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие, а также выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного и на правильность определения меры наказания.При этом, располагая данными о том, что дочь М. - М.А., поступая в 2000 году во Всероссийскую государственную налоговую академию, указала в заявлении о смерти родителей, что не соответствовало действительности (на тот момент дети-сироты имели льготы при поступлении в высшие учебные заведения), что она представила в академию подложные свидетельства о смерти родителей, что в связи со статусом сироты ей выплачивалась стипендия, что в РОВД проводится проверка по заявлению Г.Ю., Г-ны свои требования о продаже квартиры сопровождали угрозами тем, что если квартира не будет продана М. на предлагаемых ими условиях, то они примут меры к отчислению М.А. из академии, что в отношении М-х будет возбуждено уголовное преследование путем направления писем в телепрограмму "Человек и закон", а также ректору академии с изложением обстоятельств поступления М.А. в учебное заведение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Ситуация: Какие льготы существуют при поступлении в вуз?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельным лицам могут быть предоставлены льготы при поступлении в вуз, в частности прием без вступительных испытаний, преимущественное зачисление при успешном прохождении вступительных испытаний, прием на подготовительные отделения для обучения за счет федерального бюджета. В зависимости от вида льготы к таким лицам относятся, например, победители всероссийской олимпиады школьников, инвалиды I и II групп, дети-сироты.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельным лицам могут быть предоставлены льготы при поступлении в вуз, в частности прием без вступительных испытаний, преимущественное зачисление при успешном прохождении вступительных испытаний, прием на подготовительные отделения для обучения за счет федерального бюджета. В зависимости от вида льготы к таким лицам относятся, например, победители всероссийской олимпиады школьников, инвалиды I и II групп, дети-сироты.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2020 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия некоторых льгот при поступлении в вузы для детей-сирот и ветеранов боевых действий
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия некоторых льгот при поступлении в вузы для детей-сирот и ветеранов боевых действий
<Письмо> Минобразования РФ от 23.06.2000 N 22-06-728
<О справке о состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок>В правилах приема в вузы не прописываются условия целевого приема; приема лиц, получающих второе высшее образование; лиц, поступающих в магистратуру; категорий граждан, для которых государство законодательно закрепило определенные льготы при поступлении в вуз. Это прежде всего дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; ветераны войны; военнослужащие; победители международных школьных олимпиад по учебным предметам.
<О справке о состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок>В правилах приема в вузы не прописываются условия целевого приема; приема лиц, получающих второе высшее образование; лиц, поступающих в магистратуру; категорий граждан, для которых государство законодательно закрепило определенные льготы при поступлении в вуз. Это прежде всего дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; ветераны войны; военнослужащие; победители международных школьных олимпиад по учебным предметам.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)7. Положения п. 3 комментируемой статьи содержат перечень лиц, которым предоставляются льготы при поступлении в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения. Указанных лиц можно поделить на несколько групп:
(постатейный)
(Ласкина Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)7. Положения п. 3 комментируемой статьи содержат перечень лиц, которым предоставляются льготы при поступлении в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения. Указанных лиц можно поделить на несколько групп:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(постатейный)
(Шашкова О.В.)
(под ред. Т.С. Гусевой)
("ЭлКниги", 2014)В преамбуле комментируемого Закона в ранее действовавшей редакции было указано, что под его действие попадают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет. В связи с этим на практике возникал вопрос: почему гарантиями обеспечиваются только лица до 23 лет, а не до 20 или до 25 лет? Попытка вынести данный вопрос на рассмотрение Конституционного Суда не удалась: Конституционный Суд своим Определением от 19.11.2002 N 295-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку оценка законности и обоснованности действий (бездействия) органов исполнительной власти, как связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств, относится к ведению судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.
(постатейный)
(Шашкова О.В.)
(под ред. Т.С. Гусевой)
("ЭлКниги", 2014)В преамбуле комментируемого Закона в ранее действовавшей редакции было указано, что под его действие попадают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет. В связи с этим на практике возникал вопрос: почему гарантиями обеспечиваются только лица до 23 лет, а не до 20 или до 25 лет? Попытка вынести данный вопрос на рассмотрение Конституционного Суда не удалась: Конституционный Суд своим Определением от 19.11.2002 N 295-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку оценка законности и обоснованности действий (бездействия) органов исполнительной власти, как связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств, относится к ведению судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
(под ред. А.Н. Козырина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Видоизменение льготы было обусловлено тем, что определенное число детей-сирот, поступив в вуз, не могли в дальнейшем продолжать обучение ввиду слабой подготовленности, таким образом, целесообразность предоставления права на прием без вступительных испытаний не является очевидной. Тем не менее в целях государственной поддержки указанной категории граждан особые права сирот, установленные Федеральным законом, решено было временно расширить. Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ <659> внесены изменения в статью 108 Федерального закона, которые предусматривают распространение на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний - до 1 января 2017 года. В том случае, если нововведение будет иметь положительные результаты, действие указанной льготы планируется продлить либо установить эту льготу в качестве постоянной.
(под ред. А.Н. Козырина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Видоизменение льготы было обусловлено тем, что определенное число детей-сирот, поступив в вуз, не могли в дальнейшем продолжать обучение ввиду слабой подготовленности, таким образом, целесообразность предоставления права на прием без вступительных испытаний не является очевидной. Тем не менее в целях государственной поддержки указанной категории граждан особые права сирот, установленные Федеральным законом, решено было временно расширить. Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ <659> внесены изменения в статью 108 Федерального закона, которые предусматривают распространение на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний - до 1 января 2017 года. В том случае, если нововведение будет иметь положительные результаты, действие указанной льготы планируется продлить либо установить эту льготу в качестве постоянной.
"Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе"
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2007)граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2007)граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
"Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования выпускника детского интернатного учреждения и Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>. Согласно п. 4 этого Постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику одежды содержится в письме Минобразования России от 11 октября 1993 г. "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения".
(постатейный)
(Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования выпускника детского интернатного учреждения и Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>. Согласно п. 4 этого Постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику одежды содержится в письме Минобразования России от 11 октября 1993 г. "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения".
Статья: Свобода доступа к образованию в России
(Порфирьев А.И.)
("Юридическое образование и наука", N 3, 2002)Как видно, формулировка данной части ст. 43 Конституции не содержит понятия "общедоступность". Однако ст. 2 Закона РФ "Об образовании" среди принципов государственной политики в области образования называет принцип общедоступности образования (в частности, высшего). Применительно к высшему образованию, как обоснованно полагает О.Н. Смолин, этот принцип выступает "не в индивидуальном (доступность буквально для каждого), а в социальном смысле (доступность независимо от социального положения)" <*>. Для обеспечения этого принципа законодатель установил для некоторых групп абитуриентов льготы. Например, вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих вузах <**>. Другой пример: в 1995 г. выпускники школ пострадавшего от землетрясения Охинского района Сахалинской области, освоившие программы среднего (полного) образования, получили право на поступление в высшее учебное заведение без вступительных экзаменов для получения бесплатного образования <***>. Таким образом, в данном случае законодатель существенно расширил конституционные гарантии получения высшего образования.
(Порфирьев А.И.)
("Юридическое образование и наука", N 3, 2002)Как видно, формулировка данной части ст. 43 Конституции не содержит понятия "общедоступность". Однако ст. 2 Закона РФ "Об образовании" среди принципов государственной политики в области образования называет принцип общедоступности образования (в частности, высшего). Применительно к высшему образованию, как обоснованно полагает О.Н. Смолин, этот принцип выступает "не в индивидуальном (доступность буквально для каждого), а в социальном смысле (доступность независимо от социального положения)" <*>. Для обеспечения этого принципа законодатель установил для некоторых групп абитуриентов льготы. Например, вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих вузах <**>. Другой пример: в 1995 г. выпускники школ пострадавшего от землетрясения Охинского района Сахалинской области, освоившие программы среднего (полного) образования, получили право на поступление в высшее учебное заведение без вступительных экзаменов для получения бесплатного образования <***>. Таким образом, в данном случае законодатель существенно расширил конституционные гарантии получения высшего образования.
"Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. И.М. Кузнецовой)
("БЕК", 1996)6. Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования выпускника детского интернатного учреждения и Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 (Семейное законодательство. Сб. нормативных актов и документов. М., 1995 г. С. 331 - 333). Согласно п. 4 этого Постановления выпускникам учебно - воспитательных учреждений всех типов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику одежды содержится в письме Министерства образования РФ "Об обеспечении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения" от 11 октября 1993 г. ("Вестник образования", 1994, N 2, с. 53). Кроме того, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения (п. 5 этого Постановления).
(постатейный)
(под ред. И.М. Кузнецовой)
("БЕК", 1996)6. Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования выпускника детского интернатного учреждения и Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 (Семейное законодательство. Сб. нормативных актов и документов. М., 1995 г. С. 331 - 333). Согласно п. 4 этого Постановления выпускникам учебно - воспитательных учреждений всех типов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику одежды содержится в письме Министерства образования РФ "Об обеспечении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения" от 11 октября 1993 г. ("Вестник образования", 1994, N 2, с. 53). Кроме того, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения (п. 5 этого Постановления).
"Права студентов, учащихся и абитуриентов"
(Суняева Р.Л.)
("Юрайт-Издат", 2007)В соответствии со ст. 6 Закона о социальной поддержке детей-сирот дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование (т.е. окончившие 9 или 11 классов), зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Остальные абитуриенты обучаются на платной основе.
(Суняева Р.Л.)
("Юрайт-Издат", 2007)В соответствии со ст. 6 Закона о социальной поддержке детей-сирот дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование (т.е. окончившие 9 или 11 классов), зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Остальные абитуриенты обучаются на платной основе.
"Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2005)- граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)
("За права военнослужащих", 2005)- граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;