Льготные лекарства инвалидам 2 группы
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготные лекарства инвалидам 2 группы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.08.2014 N 56-АПГ14-9
Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 20.05.2014, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Приморского края от 30.12.2013 N 510-па "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".Таким образом, отсутствие в оспариваемом Перечне лекарственного препарата "сингуляр" (монтелукаст) не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права неработающих инвалидов II группы, страдающих бронхиальной астмой, на обеспечение на льготных условиях данным лекарственным препаратом в условиях амбулаторного лечения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии.
Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 20.05.2014, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Приморского края от 30.12.2013 N 510-па "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".Таким образом, отсутствие в оспариваемом Перечне лекарственного препарата "сингуляр" (монтелукаст) не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права неработающих инвалидов II группы, страдающих бронхиальной астмой, на обеспечение на льготных условиях данным лекарственным препаратом в условиях амбулаторного лечения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии.
Определение Верховного Суда РФ от 30.07.2001 N 78-Г01-35
Заявление в части признания недействующей ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" удовлетворено, поскольку состояние бюджета города федерального значения не может служить основанием для ограничения прав льготных категорий граждан города на отпуск лекарственных средств бесплатно, то есть так, как это определено федеральным законодательством.Как усматривается по материалам дела, заявительница К. является инвалидом 2-ой группы (бессрочно).
Заявление в части признания недействующей ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" удовлетворено, поскольку состояние бюджета города федерального значения не может служить основанием для ограничения прав льготных категорий граждан города на отпуск лекарственных средств бесплатно, то есть так, как это определено федеральным законодательством.Как усматривается по материалам дела, заявительница К. является инвалидом 2-ой группы (бессрочно).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из Перечня лекарств для льготных групп населения имеют, в частности, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 890).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение с 50%-ной скидкой рецептурных лекарств из Перечня лекарств для льготных групп населения имеют, в частности, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными, при амбулаторном лечении (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ N 890).
Статья: Правила назначения пособий по уходу за инвалидами и престарелыми изменятся
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)С 1 апреля в России были повышены пенсии инвалидов I, II и III групп. Инвалиды I группы и граждане с приобретенной в детстве инвалидностью II группы в апреле стали получать 14 306,73 рубля, а детям-инвалидам I группы пенсию проиндексировали до 17 167,83 рубля.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)С 1 апреля в России были повышены пенсии инвалидов I, II и III групп. Инвалиды I группы и граждане с приобретенной в детстве инвалидностью II группы в апреле стали получать 14 306,73 рубля, а детям-инвалидам I группы пенсию проиндексировали до 17 167,83 рубля.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 323-О-П
"По жалобе гражданина Сунгатуллина Казима Галиулловича на нарушение его конституционных прав рядом положений статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Подпункты 12, 18, 24, 25 и 26 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предусматривали предоставление инвалидам войны таких прав и льгот, как бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение работающих инвалидов войны путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих - обеспечение бесплатными путевками пенсионными органами либо выплату в установленном порядке денежной компенсации, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; инвалидам войны I и II групп - бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, а инвалидам войны III группы - один раз в два года (туда и обратно) либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта. Признав приведенные подпункты утратившими силу, федеральный законодатель одновременно тем же Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внес в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" дополнения, предоставив инвалидам войны право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включаются дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом, по смыслу взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и части 3 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", граждане, имеющие право на получение перечисленных социальных услуг, с 1 января 2006 года вправе были самостоятельно определить для себя наиболее приемлемую форму получения названных мер социальной поддержки - денежную либо натуральную.
"По жалобе гражданина Сунгатуллина Казима Галиулловича на нарушение его конституционных прав рядом положений статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Подпункты 12, 18, 24, 25 и 26 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предусматривали предоставление инвалидам войны таких прав и льгот, как бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при наличии медицинских показаний - первоочередное обеспечение работающих инвалидов войны путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих - обеспечение бесплатными путевками пенсионными органами либо выплату в установленном порядке денежной компенсации, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; инвалидам войны I и II групп - бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, а инвалидам войны III группы - один раз в два года (туда и обратно) либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта. Признав приведенные подпункты утратившими силу, федеральный законодатель одновременно тем же Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внес в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" дополнения, предоставив инвалидам войны право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включаются дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом, по смыслу взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и части 3 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", граждане, имеющие право на получение перечисленных социальных услуг, с 1 января 2006 года вправе были самостоятельно определить для себя наиболее приемлемую форму получения названных мер социальной поддержки - денежную либо натуральную.
Определение Верховного Суда РФ от 30.07.2001 N 78Г01-35
<О частичной отмене решения Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2001 N 3-211/2000 и признании недействующей и не подлежащей применению статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.1997 N 226-78 "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга">Как усматривается по материалам дела заявительница Кольцова Л.П. является инвалидом 2-й группы (бессрочно).
<О частичной отмене решения Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2001 N 3-211/2000 и признании недействующей и не подлежащей применению статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.1997 N 226-78 "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга">Как усматривается по материалам дела заявительница Кольцова Л.П. является инвалидом 2-й группы (бессрочно).
Статья: Лекарственное обеспечение как элемент государственной социальной помощи
(Соколова Н.А., Подвязникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2014, N 3)Однако действующее законодательство <8> предусматривает еще один вариант бесплатного обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан (в том числе неработающих инвалидов II группы) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Гражданин Н. одновременно относится к двум льготным категориям, то есть имеет право на получение предоставлений за счет федерального и регионального бюджетов. Уточним, что Перечень лекарств для отдельных групп граждан, определенных Постановлением N 890, является приложением к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Анализ ряда территориальных программ позволяет сделать вывод, что содержащиеся в них перечни лекарственных препаратов содержат большее количество международных непатентованных наименований медикаментов по сравнению с Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития N 665, однако Перечни лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, предусмотренные в территориальных программах субъектов РФ, разные по объему. Так, если бы гражданин Н. проживал на территории Пермского края, он бы получил препарат "Травопрост" бесплатно, за счет средств регионального бюджета, а территориальная программа государственных гарантий Тюменской области такого права ему бы не предоставила <9>.
(Соколова Н.А., Подвязникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2014, N 3)Однако действующее законодательство <8> предусматривает еще один вариант бесплатного обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан (в том числе неработающих инвалидов II группы) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Гражданин Н. одновременно относится к двум льготным категориям, то есть имеет право на получение предоставлений за счет федерального и регионального бюджетов. Уточним, что Перечень лекарств для отдельных групп граждан, определенных Постановлением N 890, является приложением к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Анализ ряда территориальных программ позволяет сделать вывод, что содержащиеся в них перечни лекарственных препаратов содержат большее количество международных непатентованных наименований медикаментов по сравнению с Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития N 665, однако Перечни лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, предусмотренные в территориальных программах субъектов РФ, разные по объему. Так, если бы гражданин Н. проживал на территории Пермского края, он бы получил препарат "Травопрост" бесплатно, за счет средств регионального бюджета, а территориальная программа государственных гарантий Тюменской области такого права ему бы не предоставила <9>.
Статья: Споры по разделу жилья между взрослыми детьми и их родителями
(Разумова Е.)
("Жилищное право", 2016, N 2)А1 состоит на учете и наблюдается в конкретной специализированной поликлинике, а также состоит на медицинском обслуживании с правом выписки льготных лекарств в другой поликлинике. Кроме того, А1 является инвалидом 2 группы.
(Разумова Е.)
("Жилищное право", 2016, N 2)А1 состоит на учете и наблюдается в конкретной специализированной поликлинике, а также состоит на медицинском обслуживании с правом выписки льготных лекарств в другой поликлинике. Кроме того, А1 является инвалидом 2 группы.
"Родители и дети: юридические вопросы"
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Кроме льгот по образованию, государство предоставляет детям-инвалидам и иные льготы.
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Кроме льгот по образованию, государство предоставляет детям-инвалидам и иные льготы.
Статья: Лекарственное обеспечение инвалидов: теоретические и практические проблемы
(Волкова Н.С., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2018, N 11)Во вторую категорию включены: работающие инвалиды II группы; инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными.
(Волкова Н.С., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2018, N 11)Во вторую категорию включены: работающие инвалиды II группы; инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными.
"Ветераны, инвалиды, чернобыльцы - ваши льготы и привилегии"
(выпуск 13)
(Тресков В.И.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Перечень льгот инвалидам II группы:
(выпуск 13)
(Тресков В.И.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Перечень льгот инвалидам II группы:
Статья: К вопросу о пенсионном обеспечении детей-инвалидов в Российской Федерации
(Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2018, N 3)Важное значение было придано дальнейшему улучшению материального положения детей-инвалидов и инвалидов с детства, и с 1987 г. размеры пособий инвалидам с детства с 16 лет достигли: по I группе инвалидности - 50 рублей и по II группе инвалидности - 40 рублей в месяц, а на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет размер пенсионного обеспечения вырос с 20 до 30 рублей в месяц. Одновременно с денежным пособием были предоставлены льготы в виде дополнительного медицинского обслуживания, скидок на лекарства, льготы в образовании, на транспорте и т.п.
(Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2018, N 3)Важное значение было придано дальнейшему улучшению материального положения детей-инвалидов и инвалидов с детства, и с 1987 г. размеры пособий инвалидам с детства с 16 лет достигли: по I группе инвалидности - 50 рублей и по II группе инвалидности - 40 рублей в месяц, а на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет размер пенсионного обеспечения вырос с 20 до 30 рублей в месяц. Одновременно с денежным пособием были предоставлены льготы в виде дополнительного медицинского обслуживания, скидок на лекарства, льготы в образовании, на транспорте и т.п.
"Биомедицинское право в России и за рубежом: Монография"
(Романовский Г.Б., Тарусина Н.Н., Мохов А.А. и др.)
("Проспект", 2015)Еще не так давно право на льготное лекарственное обеспечение было закреплено в ст. ст. 22, 23, 26, 27, 28, 44 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" и в п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Согласно этим нормативным актам, бесплатно получали все лекарственные средства инвалиды и участники ВОВ; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; граждане из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан и на территориях других стран; дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до шести лет; инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Кроме того, бесплатно отпускались все лекарства для граждан, страдающих такими заболеваниями, как диабет, лепра, онкологические заболевания, СПИД, а также для ВИЧ-инфицированных и др.
(Романовский Г.Б., Тарусина Н.Н., Мохов А.А. и др.)
("Проспект", 2015)Еще не так давно право на льготное лекарственное обеспечение было закреплено в ст. ст. 22, 23, 26, 27, 28, 44 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" и в п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Согласно этим нормативным актам, бесплатно получали все лекарственные средства инвалиды и участники ВОВ; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; граждане из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан и на территориях других стран; дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до шести лет; инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Кроме того, бесплатно отпускались все лекарства для граждан, страдающих такими заболеваниями, как диабет, лепра, онкологические заболевания, СПИД, а также для ВИЧ-инфицированных и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(постатейный)
(Кухаренко Т.А., Гурина О.А.)
(под ред. Э.Р. Курманова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Пример 2. Прокуратура г. Калуги провела проверку по обращению 64-летнего жителя областного центра, являющегося инвалидом 2 группы, о нарушении его прав на обеспечение лекарственными средствами. Установлено, что мужчина пользуется правом на льготное обеспечение необходимыми лекарствами. В связи с имеющимся заболеванием бронхиальной астмой тяжелой степени 24 сентября т.г. врач выписал ему рецепт на получение льготного лекарственного препарата. Рецепт в тот же день был предоставлен в аптечный пункт Государственного предприятия "Калугафармация" для обеспечения лекарственным препаратом. Однако выяснилось, что лекарство с требуемой дозировкой в аптечном пункте отсутствует. Учитывая медицинские показания, замена лекарственного препарата, выписанного врачом, на препарат с меньшей дозировкой инвалиду противопоказана. В результате нарушения установленных требований закона по необеспечению инвалида жизненно необходимыми лекарственными средствами его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу. По результатам проверки прокурор города Калуги направил в суд исковое заявление об обязании Министерства здравоохранения Калужской области обеспечить гражданина - инвалида 2 группы лекарственным препаратом. Исковые требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме. Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры города Калуги <9>.
(постатейный)
(Кухаренко Т.А., Гурина О.А.)
(под ред. Э.Р. Курманова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Пример 2. Прокуратура г. Калуги провела проверку по обращению 64-летнего жителя областного центра, являющегося инвалидом 2 группы, о нарушении его прав на обеспечение лекарственными средствами. Установлено, что мужчина пользуется правом на льготное обеспечение необходимыми лекарствами. В связи с имеющимся заболеванием бронхиальной астмой тяжелой степени 24 сентября т.г. врач выписал ему рецепт на получение льготного лекарственного препарата. Рецепт в тот же день был предоставлен в аптечный пункт Государственного предприятия "Калугафармация" для обеспечения лекарственным препаратом. Однако выяснилось, что лекарство с требуемой дозировкой в аптечном пункте отсутствует. Учитывая медицинские показания, замена лекарственного препарата, выписанного врачом, на препарат с меньшей дозировкой инвалиду противопоказана. В результате нарушения установленных требований закона по необеспечению инвалида жизненно необходимыми лекарственными средствами его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу. По результатам проверки прокурор города Калуги направил в суд исковое заявление об обязании Министерства здравоохранения Калужской области обеспечить гражданина - инвалида 2 группы лекарственным препаратом. Исковые требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме. Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры города Калуги <9>.
Статья: Актуальные вопросы льготного лекарственного обеспечения
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 5)Первой коллизией является дублирование права на льготное лекарственное обеспечение у граждан, являющихся одновременно и федеральными, и региональными льготниками. Например, инвалиды имеют право на получение льготных лекарственных препаратов как "федеральные льготники" в рамках положений ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). Одновременно инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы и дети-инвалиды также имеют право на бесплатное получение лекарственных средств как "региональные льготники" в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с учетом норм Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства РФ N 890). При этом обращает на себя внимание различный объем требований к лекарственному обеспечению федеральных и региональных льготников. В частности, в силу ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ инвалид как "федеральный льготник" имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, которые, во-первых, предусмотрены стандартами медицинской помощи, во-вторых, входят в особый перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Напротив, тот же инвалид, уже как "региональный льготник", согласно Постановлению Правительства РФ N 890, имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами. Иначе говоря, если рассматривать объем финансирования, необходимого для льготного лекарственного обеспечения одного инвалида, то региональные бюджеты потенциально несут большую нагрузку. В то же время "федеральный льготник" в силу ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ вправе отказаться от получения льготных лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации. В результате отмечается увеличение нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации вследствие роста численности граждан, получающих и выплаты из федерального бюджета за отказ от льготных лекарств (положенных им как федеральным льготникам), и сами лекарственные препараты (в рамках региональной льготы), на что указано в письме Росздравнадзора от 15 июня 2018 г. N 01И-1458/18 <4>.
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 5)Первой коллизией является дублирование права на льготное лекарственное обеспечение у граждан, являющихся одновременно и федеральными, и региональными льготниками. Например, инвалиды имеют право на получение льготных лекарственных препаратов как "федеральные льготники" в рамках положений ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). Одновременно инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы и дети-инвалиды также имеют право на бесплатное получение лекарственных средств как "региональные льготники" в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с учетом норм Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства РФ N 890). При этом обращает на себя внимание различный объем требований к лекарственному обеспечению федеральных и региональных льготников. В частности, в силу ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ инвалид как "федеральный льготник" имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, которые, во-первых, предусмотрены стандартами медицинской помощи, во-вторых, входят в особый перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Напротив, тот же инвалид, уже как "региональный льготник", согласно Постановлению Правительства РФ N 890, имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами. Иначе говоря, если рассматривать объем финансирования, необходимого для льготного лекарственного обеспечения одного инвалида, то региональные бюджеты потенциально несут большую нагрузку. В то же время "федеральный льготник" в силу ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ вправе отказаться от получения льготных лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации. В результате отмечается увеличение нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации вследствие роста численности граждан, получающих и выплаты из федерального бюджета за отказ от льготных лекарств (положенных им как федеральным льготникам), и сами лекарственные препараты (в рамках региональной льготы), на что указано в письме Росздравнадзора от 15 июня 2018 г. N 01И-1458/18 <4>.