Льготные кредиты на пополнение оБоротных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготные кредиты на пополнение оБоротных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд отметил, что смысл кредитования заключается в том, чтобы предоставить предпринимателям возможность развития, увеличения оборотных средств без необходимости ожидания накопления. Следуя законодательной логике, следствием уменьшения налогооблагаемой базы по УСН на проценты по кредитам и займам является уменьшение нагрузки на бизнес, имеющей льготный режим налогообложения для обеспечения возможности роста.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд отметил, что смысл кредитования заключается в том, чтобы предоставить предпринимателям возможность развития, увеличения оборотных средств без необходимости ожидания накопления. Следуя законодательной логике, следствием уменьшения налогооблагаемой базы по УСН на проценты по кредитам и займам является уменьшение нагрузки на бизнес, имеющей льготный режим налогообложения для обеспечения возможности роста.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В 2020 г. комплекс мер поддержки для СОО включал возможности получения банковских кредитов на пополнение оборотных средств по льготной ставке, выделение субсидий для поддержания производства и реализации продукции, предоставление государственных гарантий по кредитам, рассрочки или отсрочки по налогам и авансовым платежам по ним <8>, введение мораториев на проверки и банкротство.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В 2020 г. комплекс мер поддержки для СОО включал возможности получения банковских кредитов на пополнение оборотных средств по льготной ставке, выделение субсидий для поддержания производства и реализации продукции, предоставление государственных гарантий по кредитам, рассрочки или отсрочки по налогам и авансовым платежам по ним <8>, введение мораториев на проверки и банкротство.
Статья: Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. Компания заключила с банком договор об открытии кредитной линии для пополнения оборотных средств. Кредит предоставлялся на льготных условиях в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1764. Расходы на льготное кредитование компенсировались банку государственными субсидиями. Однако в декабре 2020 г., в период действия кредитного договора, банк выявил нарушения заемщиком условий кредитного договора в части целевого использования кредитных средств. Дело в том, что контрагент заемщика периодически возвращал ему плату за товар. В соответствии с кредитным договором в случае возврата на расчетный счет заемщика денежных средств он должен был направлять денежные средства на погашение задолженности по кредиту или повторно использовать их строго по целевому назначению. Вместо этого заемщик перечислял эти суммы на погашение задолженности в другом банке.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. Компания заключила с банком договор об открытии кредитной линии для пополнения оборотных средств. Кредит предоставлялся на льготных условиях в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1764. Расходы на льготное кредитование компенсировались банку государственными субсидиями. Однако в декабре 2020 г., в период действия кредитного договора, банк выявил нарушения заемщиком условий кредитного договора в части целевого использования кредитных средств. Дело в том, что контрагент заемщика периодически возвращал ему плату за товар. В соответствии с кредитным договором в случае возврата на расчетный счет заемщика денежных средств он должен был направлять денежные средства на погашение задолженности по кредиту или повторно использовать их строго по целевому назначению. Вместо этого заемщик перечислял эти суммы на погашение задолженности в другом банке.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 27.11.1992 N 1483
"О недопущении дискриминации приватизированных предприятий при оказании государственной финансовой поддержки"1. Установить, что на приватизированные предприятия распространяются порядок и условия представления льготных целевых государственных кредитов: на пополнение оборотных средств, инвестиционные нужды, осуществление программ конверсии военного производства, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, а также на другие нужды, определяемые Правительством Российской Федерации, включая дотирование закупок по импорту, осуществляемых за счет централизованных валютных средств.
"О недопущении дискриминации приватизированных предприятий при оказании государственной финансовой поддержки"1. Установить, что на приватизированные предприятия распространяются порядок и условия представления льготных целевых государственных кредитов: на пополнение оборотных средств, инвестиционные нужды, осуществление программ конверсии военного производства, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, а также на другие нужды, определяемые Правительством Российской Федерации, включая дотирование закупок по импорту, осуществляемых за счет централизованных валютных средств.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" по предоставлению субсидий российским производителям средств производства и автоматизации на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" по предоставлению субсидий российским производителям средств производства и автоматизации на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности.
Статья: Туристский бизнес Казахстана в период пандемии COVID-19: состояние и меры поддержки
(Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Кроме того, были внесены изменения в действующие государственные программы поддержки предпринимательства в части расширения мер по финансированию оборотных средств, унификации процентной ставки до 6% годовых и увеличению суммы кредита с государственным гарантированием под него. В рамках программы "Дорожная карта бизнеса" были сняты отраслевые ограничения для субъектов отрасли, ранее льготные кредиты могли выдаваться только гостиничному бизнесу, а теперь и туроператорам с турагентами. Также в целях поддержки персонала туркомпаний в течение двух месяцев государством выплачивались социальные выплаты в размере минимальной заработной платы (42 500 тенге).
(Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Кроме того, были внесены изменения в действующие государственные программы поддержки предпринимательства в части расширения мер по финансированию оборотных средств, унификации процентной ставки до 6% годовых и увеличению суммы кредита с государственным гарантированием под него. В рамках программы "Дорожная карта бизнеса" были сняты отраслевые ограничения для субъектов отрасли, ранее льготные кредиты могли выдаваться только гостиничному бизнесу, а теперь и туроператорам с турагентами. Также в целях поддержки персонала туркомпаний в течение двух месяцев государством выплачивались социальные выплаты в размере минимальной заработной платы (42 500 тенге).
Вопрос: О вопросах, связанных с предоставлением кредита (займа), с применением переменных процентных ставок, предоставлением льготного периода заемщикам - субъектам МСП и их льготным кредитованием.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 05-09-09/86403)Вместе с тем отмечаем, что в настоящее время в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" осуществляется всесторонняя финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), в том числе программа льготного кредитования субъектов МСП, реализуемая в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", позволяющая субъектам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях, заключить кредитный договор на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие предпринимательской деятельности или рефинансирование по льготной ставке.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 05-09-09/86403)Вместе с тем отмечаем, что в настоящее время в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" осуществляется всесторонняя финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), в том числе программа льготного кредитования субъектов МСП, реализуемая в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", позволяющая субъектам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях, заключить кредитный договор на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие предпринимательской деятельности или рефинансирование по льготной ставке.
Вопрос: О предоставлении льготных кредитов микропредприятиям и самозанятым гражданам, в том числе осуществляющим деятельность в области культуры, спорта.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2024 N ОГ-Д13-4502)В соответствии с пунктом 5 Правил уполномоченный банк вправе предоставить заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (видах деятельности), предусмотренных приложением N 2 к Правилам, в числе которых "Деятельность в области культуры, спорта", льготный кредит на пополнение оборотных средств в размере от 500 тыс. рублей до 500 млн рублей на срок до 3 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 1 года), на инвестиционные цели в размере от 500 тыс. рублей до 2 млрд рублей на срок до 10 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 5 лет), а также на рефинансирование ранее взятого кредита.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2024 N ОГ-Д13-4502)В соответствии с пунктом 5 Правил уполномоченный банк вправе предоставить заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (видах деятельности), предусмотренных приложением N 2 к Правилам, в числе которых "Деятельность в области культуры, спорта", льготный кредит на пополнение оборотных средств в размере от 500 тыс. рублей до 500 млн рублей на срок до 3 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 1 года), на инвестиционные цели в размере от 500 тыс. рублей до 2 млрд рублей на срок до 10 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 5 лет), а также на рефинансирование ранее взятого кредита.
Статья: Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства как мера финансовой поддержки в условиях международных санкций
(Ермолов Н.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)В Программе закреплена возможность предоставления четырех видов льготных кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства:
(Ермолов Н.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)В Программе закреплена возможность предоставления четырех видов льготных кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства:
Статья: Льготные кредиты: условия предоставления и анализ судебной практики
(Булыгина Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Программа предусматривает предоставление льготных кредитов:
(Булыгина Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Программа предусматривает предоставление льготных кредитов:
Статья: Учет внутригруппового интереса при приобретении крупного пакета акций (значительной доли) хозяйственного общества, входящего в состав холдинга
(Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)В этой связи при проведении юридической проверки перед заключением договора о приобретении акций (доли) рекомендуется уделить особое внимание анализу внутригрупповых сделок, а именно: 1) установить наличие целесообразности (общей экономической цели) в совершении таких сделок (например, выдача поручительств для получения кредита одним из обществ холдинга, предоставление на льготных условиях займа дочернему обществу в целях пополнения оборотных средств и т.д.); 2) выявить, получило ли общество, акции (доля) которого приобретаются, справедливую компенсацию или выгоду в денежной или неденежной форме по итогам длительного периода; 3) учитывались ли интересы миноритарных участников при совершении внутригрупповых сделок. В случае отсутствия хотя бы одного из этих обстоятельств необходимо предусмотреть в договоре достаточные компенсационные механизмы.
(Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)В этой связи при проведении юридической проверки перед заключением договора о приобретении акций (доли) рекомендуется уделить особое внимание анализу внутригрупповых сделок, а именно: 1) установить наличие целесообразности (общей экономической цели) в совершении таких сделок (например, выдача поручительств для получения кредита одним из обществ холдинга, предоставление на льготных условиях займа дочернему обществу в целях пополнения оборотных средств и т.д.); 2) выявить, получило ли общество, акции (доля) которого приобретаются, справедливую компенсацию или выгоду в денежной или неденежной форме по итогам длительного периода; 3) учитывались ли интересы миноритарных участников при совершении внутригрупповых сделок. В случае отсутствия хотя бы одного из этих обстоятельств необходимо предусмотреть в договоре достаточные компенсационные механизмы.
Вопрос: О применении коэффициентов приведения условных обязательств кредитного характера к кредитным эквивалентам при формировании кредитными организациями резервов на возможные потери.
(Письмо Банка России от 20.08.2024 N 23-20/879)В нашем понимании к финансированию на пополнение оборотных средств относятся краткосрочные ссуды, направленные на финансирование операционной деятельности. Кредитор должен обладать способностью самостоятельно определять цели кредитования исходя из условий кредитования, так же как в целях применения иных нормативных актов Банка России и актов Правительства РФ, применяемых к такому виду кредитования <6>. В качестве ориентира в этих целях предлагаем руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств". Также ДБРА полагает возможным учитывать Постановление Правительства Российской Федерации N 582 <7>, в котором содержится перечень расходов, соответствующих цели кредитования на пополнение оборотных средств. При отражении кредитных линий на пополнение оборотных средств в форме 0409303 <8> следует привести код "1" данного вида цели в графе 2 раздела 3 "Цели кредитования".
(Письмо Банка России от 20.08.2024 N 23-20/879)В нашем понимании к финансированию на пополнение оборотных средств относятся краткосрочные ссуды, направленные на финансирование операционной деятельности. Кредитор должен обладать способностью самостоятельно определять цели кредитования исходя из условий кредитования, так же как в целях применения иных нормативных актов Банка России и актов Правительства РФ, применяемых к такому виду кредитования <6>. В качестве ориентира в этих целях предлагаем руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств". Также ДБРА полагает возможным учитывать Постановление Правительства Российской Федерации N 582 <7>, в котором содержится перечень расходов, соответствующих цели кредитования на пополнение оборотных средств. При отражении кредитных линий на пополнение оборотных средств в форме 0409303 <8> следует привести код "1" данного вида цели в графе 2 раздела 3 "Цели кредитования".
Статья: Злоупотребление мораторием на банкротство со стороны контролирующих должника лиц
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)В кризисный период при существенном снижении выручки для обретения финансовой стабильности собственники бизнеса стараются снизить издержки своих предприятий и аккумулировать оборотные средства для осуществления их деятельности. Экономическая помощь со стороны государства в виде налоговых каникул, снижения размера страховых взносов, отсрочки арендных платежей, льготных кредитов на зарплату оказалась недостаточно эффективной. Предоставленные отсрочки только переносили оплату на другой срок, банки так и не протянули руку помощи бизнесу, поскольку к заемщикам предъявлялись весьма жесткие требования. В итоге получить желаемые кредиты и льготы смогли далеко не все, поэтому собственники бизнеса искали внутренние резервы, которые помогли бы пережить кризисный период.
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)В кризисный период при существенном снижении выручки для обретения финансовой стабильности собственники бизнеса стараются снизить издержки своих предприятий и аккумулировать оборотные средства для осуществления их деятельности. Экономическая помощь со стороны государства в виде налоговых каникул, снижения размера страховых взносов, отсрочки арендных платежей, льготных кредитов на зарплату оказалась недостаточно эффективной. Предоставленные отсрочки только переносили оплату на другой срок, банки так и не протянули руку помощи бизнесу, поскольку к заемщикам предъявлялись весьма жесткие требования. В итоге получить желаемые кредиты и льготы смогли далеко не все, поэтому собственники бизнеса искали внутренние резервы, которые помогли бы пережить кризисный период.
Статья: Актуальные вопросы работы финансовой системы
("Официальный сайт Банка России", 2025)Цели - инвестиции, развитие предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств, рефинансирование.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Цели - инвестиции, развитие предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств, рефинансирование.