Льгота по энергоэффективному оБорудованию
Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота по энергоэффективному оБорудованию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы налогового стимулирования как направления экономического регулирования охраны окружающей среды
(Андрюшин С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В п. 21 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота в виде освобождения от обложения налогом на имущество организаций в течение трех лет со дня постановки на учет вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Данная налоговая льгота распространяется только на многоквартирные дома, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации <18>. Столь ограниченное действие указанной льготы ставит в неравное положение налогоплательщиков, которым принадлежат объекты, отвечающие параметрам высокой энергетической эффективности, однако имеющие иное целевое назначение.
(Андрюшин С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 1)В п. 21 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота в виде освобождения от обложения налогом на имущество организаций в течение трех лет со дня постановки на учет вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Данная налоговая льгота распространяется только на многоквартирные дома, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации <18>. Столь ограниченное действие указанной льготы ставит в неравное положение налогоплательщиков, которым принадлежат объекты, отвечающие параметрам высокой энергетической эффективности, однако имеющие иное целевое назначение.
Последние изменения: Льготы по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые коды, напротив, не вошли в новый перечень. Были исключены, в частности, коды льгот для объектов с высокой энергетической эффективностью (2010337, 2010338) и коды некоторых льгот, предоставляемых в связи с коронавирусом (2010501 - 2010508).
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые коды, напротив, не вошли в новый перечень. Были исключены, в частности, коды льгот для объектов с высокой энергетической эффективностью (2010337, 2010338) и коды некоторых льгот, предоставляемых в связи с коронавирусом (2010501 - 2010508).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Таким образом, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Таким образом, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.
Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600
(ред. от 08.02.2022)
"Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности"актуализацию перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, не реже одного раза в год, начиная с 1 января 2016 г.;
(ред. от 08.02.2022)
"Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности"актуализацию перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, не реже одного раза в год, начиная с 1 января 2016 г.;
Готовое решение: Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)объекты с высокой энергоэффективностью по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, которые можно отнести к недвижимому имуществу. Для включения объекта в данный Перечень нужно подать заявление в Минэкономразвития России (п. п. 4, 5 Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2021 N 305);
(КонсультантПлюс, 2025)объекты с высокой энергоэффективностью по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, которые можно отнести к недвижимому имуществу. Для включения объекта в данный Перечень нужно подать заявление в Минэкономразвития России (п. п. 4, 5 Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2021 N 305);
Статья: Налог на имущество в 2023 - 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)- все организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих аналогичный класс, если к таким объектам предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)- все организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих аналогичный класс, если к таким объектам предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Помимо вынужденного изменения налогового законодательства в связи с пандемией был взят курс на "зеленые" инвестиции. В 2011 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила доклад для Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20, в котором обозначалось, что для обеспечения устойчивого развития необходимы новые идеи и инвестиции в экологические проекты. "Зеленые" инвестиции означают вложения государства и предприятий в экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. В связи с этим страны ОЭСР начали корректировать свою налоговую политику для установления специального режима для "зеленых" инвестиций. Многие государства осознают, что длинная амортизация не дает заменить старое оборудование на более новое, энергоэффективное, поэтому в свою налоговую политику включают широкие отрасли и капитальные вложения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Помимо вынужденного изменения налогового законодательства в связи с пандемией был взят курс на "зеленые" инвестиции. В 2011 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила доклад для Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20, в котором обозначалось, что для обеспечения устойчивого развития необходимы новые идеи и инвестиции в экологические проекты. "Зеленые" инвестиции означают вложения государства и предприятий в экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. В связи с этим страны ОЭСР начали корректировать свою налоговую политику для установления специального режима для "зеленых" инвестиций. Многие государства осознают, что длинная амортизация не дает заменить старое оборудование на более новое, энергоэффективное, поэтому в свою налоговую политику включают широкие отрасли и капитальные вложения.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Статьей 381 НК РФ федеральный законодатель установил налоговые льготы по налогу на имущество. Например, согласно пункту 21 названной статьи от налогообложения освобождаются организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Статьей 381 НК РФ федеральный законодатель установил налоговые льготы по налогу на имущество. Например, согласно пункту 21 названной статьи от налогообложения освобождаются организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Статья: Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Необходимо обратить внимание на то, что "зеленые" инвестиции обладают рядом особенностей, среди которых ключевым является наличие повышенного уровня изначальных капиталовложений, а также рисков, обусловленных высокой долей инноваций в технологическом процессе <32>. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" предусматривает упрощение налогового и таможенного администрирования, а также создание существенных налоговых стимулов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, вместе с тем в настоящее время такие меры никак не связаны с развитием и реализацией цели зеленой экономики, а существующие налоговые стимулы, направленные на охрану окружающей среды, имеют невысокую эффективность и низкий уровень востребованности среди налогоплательщиков. Можно согласиться с С.В. Андрюшиным, определяющим, что причинами этого являются: "...дефекты правового регулирования; неоднозначность и неопределенность норм, которая приводит к рискам предъявления претензий при проведении налогового контроля, в связи с чем интерес к их применению снижается; разные подходы в судебной практике к толкованию норм-стимулов; ограниченное действие отдельных норм-стимулов; политико-правовые причины, заключающиеся в превалировании интересов фиска" <33>. Огромное количество споров по вопросам применения налоговых льгот, в виде освобождения от налога на имущество в отношении вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (п. 21 ст. 381 НК РФ) <34>, указанные выводы только подтверждают.
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Необходимо обратить внимание на то, что "зеленые" инвестиции обладают рядом особенностей, среди которых ключевым является наличие повышенного уровня изначальных капиталовложений, а также рисков, обусловленных высокой долей инноваций в технологическом процессе <32>. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" предусматривает упрощение налогового и таможенного администрирования, а также создание существенных налоговых стимулов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, вместе с тем в настоящее время такие меры никак не связаны с развитием и реализацией цели зеленой экономики, а существующие налоговые стимулы, направленные на охрану окружающей среды, имеют невысокую эффективность и низкий уровень востребованности среди налогоплательщиков. Можно согласиться с С.В. Андрюшиным, определяющим, что причинами этого являются: "...дефекты правового регулирования; неоднозначность и неопределенность норм, которая приводит к рискам предъявления претензий при проведении налогового контроля, в связи с чем интерес к их применению снижается; разные подходы в судебной практике к толкованию норм-стимулов; ограниченное действие отдельных норм-стимулов; политико-правовые причины, заключающиеся в превалировании интересов фиска" <33>. Огромное количество споров по вопросам применения налоговых льгот, в виде освобождения от налога на имущество в отношении вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (п. 21 ст. 381 НК РФ) <34>, указанные выводы только подтверждают.