Льгота на транспорт сельхозтоваропроизводителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льгота на транспорт сельхозтоваропроизводителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 358 "Объект налогообложения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик (КФХ) оспорил доначисление транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств, указав, что весь принадлежащий ему транспорт подлежит льготированию по транспортному налогу в полном объеме на основании подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, поскольку налогоплательщик занимается только сельскохозяйственным производством и все транспортные средства используются только для производства сельскохозяйственной продукции. Суд признал правомерным доначисление транспортного налога в отношении ряда принадлежащих налогоплательщику грузовых и легковых автомобилей, поскольку налогоплательщик не представил надлежащих доказательств использования автомобилей при сельскохозяйственных работах, а сама по себе регистрация транспортных средств сельхозпредприятием не означает наличие у него льготы по транспортному налогу на все транспортные средства, зарегистрированные за ним. Суд отметил, что для применения льготы автомобили должны не только принадлежать сельскохозяйственному товаропроизводителю, но и использоваться ими при сельскохозяйственных работах. В качестве доказательства использования транспортных средств в сельскохозяйственных работах налогоплательщик представил составленные КФХ и подписанные только главой КФХ: накладную на отпуск молочной продукции, акт передачи скота на откорм, акт ремонта сенокосного оборудования, акт вывоза навоза. Суд указал, что данные документы не подтверждают постоянное и планомерное использование транспортных средств в течение всего года при сельскохозяйственных работах, а лишь указывают на то, что в течение года каждое из транспортных средств использовалось в деятельности КФХ по одному дню. Кроме того, суд принял во внимание, что в течение года единственным источником поступления денежных средств на счет КФХ является один контрагент с назначением платежа "оплата за биологическую рекультивацию", от указанных в документах контрагентов денежные средства за ремонт и молочную продукцию налогоплательщику не поступали, услуги по откорму скота налогоплательщик не оплачивал. Представленные налогоплательщиком первичные документы (акт передачи скота, накладная на молочную продукцию) содержат значительное число недостатков, не зарегистрированы в государственных информационных системах. Также налогоплательщик не представил доказательств, что спорные транспортные средства используются, или могут быть использованы КФХ только в производстве сельскохозяйственной продукции, или специально приспособлены и переоборудованы только для ведения сельскохозяйственной деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик (КФХ) оспорил доначисление транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств, указав, что весь принадлежащий ему транспорт подлежит льготированию по транспортному налогу в полном объеме на основании подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, поскольку налогоплательщик занимается только сельскохозяйственным производством и все транспортные средства используются только для производства сельскохозяйственной продукции. Суд признал правомерным доначисление транспортного налога в отношении ряда принадлежащих налогоплательщику грузовых и легковых автомобилей, поскольку налогоплательщик не представил надлежащих доказательств использования автомобилей при сельскохозяйственных работах, а сама по себе регистрация транспортных средств сельхозпредприятием не означает наличие у него льготы по транспортному налогу на все транспортные средства, зарегистрированные за ним. Суд отметил, что для применения льготы автомобили должны не только принадлежать сельскохозяйственному товаропроизводителю, но и использоваться ими при сельскохозяйственных работах. В качестве доказательства использования транспортных средств в сельскохозяйственных работах налогоплательщик представил составленные КФХ и подписанные только главой КФХ: накладную на отпуск молочной продукции, акт передачи скота на откорм, акт ремонта сенокосного оборудования, акт вывоза навоза. Суд указал, что данные документы не подтверждают постоянное и планомерное использование транспортных средств в течение всего года при сельскохозяйственных работах, а лишь указывают на то, что в течение года каждое из транспортных средств использовалось в деятельности КФХ по одному дню. Кроме того, суд принял во внимание, что в течение года единственным источником поступления денежных средств на счет КФХ является один контрагент с назначением платежа "оплата за биологическую рекультивацию", от указанных в документах контрагентов денежные средства за ремонт и молочную продукцию налогоплательщику не поступали, услуги по откорму скота налогоплательщик не оплачивал. Представленные налогоплательщиком первичные документы (акт передачи скота, накладная на молочную продукцию) содержат значительное число недостатков, не зарегистрированы в государственных информационных системах. Также налогоплательщик не представил доказательств, что спорные транспортные средства используются, или могут быть использованы КФХ только в производстве сельскохозяйственной продукции, или специально приспособлены и переоборудованы только для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие льготы по транспортному налогу предусмотрены для организаций (ИП)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие льготы по транспортному налогу предусмотрены для сельхозтоваропроизводителей
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие льготы по транспортному налогу предусмотрены для сельхозтоваропроизводителей
Информация: В Госдуму внесен законопроект, упрощающий налогообложение имущества организаций
("Официальный сайт ФНС России", 2025)Кроме того, законопроект уточняет порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельхозтоваропроизводителей. Налоговая льгота в отношении тракторов, комбайнов, самоходных машин для перевозки и внесения минеральных удобрений, специализированных автотранспортных средств, используемых при сельхозработах для производства сельхозпродукции, будет применяться в течение всего налогового периода независимо от срока их фактического использования в календарном году.
("Официальный сайт ФНС России", 2025)Кроме того, законопроект уточняет порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельхозтоваропроизводителей. Налоговая льгота в отношении тракторов, комбайнов, самоходных машин для перевозки и внесения минеральных удобрений, специализированных автотранспортных средств, используемых при сельхозработах для производства сельхозпродукции, будет применяться в течение всего налогового периода независимо от срока их фактического использования в календарном году.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 333
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)В графе 2 указывается код вида услуги в соответствии со справочником, раскрывающимся в XML-шаблоне и размещенным на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://rosstat.gov.ru/statistics/price/methodology/ в подразделе Дополнительная информация: Ведомственный справочник "Виды товаров и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями, для регистрации цен.
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)В графе 2 указывается код вида услуги в соответствии со справочником, раскрывающимся в XML-шаблоне и размещенным на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://rosstat.gov.ru/statistics/price/methodology/ в подразделе Дополнительная информация: Ведомственный справочник "Виды товаров и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями, для регистрации цен.
Приказ Росстата от 10.09.2025 N 471
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования официальной статистической информации в системе национальных счетов"
(вместе с "Официальной статистической методологией формирования консолидированных национальных счетов Российской Федерации", "Официальной статистической методологией формирования валового внутреннего продукта Российской Федерации по источникам доходов", "Официальной статистической методологией формирования валового внутреннего продукта Российской Федерации методом использования доходов", "Официальной статистической методологией составления национальных счетов Российской Федерации в разрезе институциональных секторов экономики", "Официальной статистической методологией составления показателей счета образования доходов по субъектам Российской Федерации", "Официальной статистической методологией составления отдельных элементов счета использования доходов по субъектам Российской Федерации", "Официальной статистической методологией определения отношения объема инвестиций в основной капитал к валовому внутреннему продукту", "Официальной статистической методологией определения доли оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте")а) стоимость товаров и услуг, выдаваемых предприятиями своим наемным работникам в порядке натуральной оплаты из продукции, произведенной на этих предприятиях (например, зерно, выдаваемое работникам сельскохозяйственных предприятий, стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиа-, морского, речного, автомобильного и городского транспорта);
"Об утверждении официальных статистических методологий формирования официальной статистической информации в системе национальных счетов"
(вместе с "Официальной статистической методологией формирования консолидированных национальных счетов Российской Федерации", "Официальной статистической методологией формирования валового внутреннего продукта Российской Федерации по источникам доходов", "Официальной статистической методологией формирования валового внутреннего продукта Российской Федерации методом использования доходов", "Официальной статистической методологией составления национальных счетов Российской Федерации в разрезе институциональных секторов экономики", "Официальной статистической методологией составления показателей счета образования доходов по субъектам Российской Федерации", "Официальной статистической методологией составления отдельных элементов счета использования доходов по субъектам Российской Федерации", "Официальной статистической методологией определения отношения объема инвестиций в основной капитал к валовому внутреннему продукту", "Официальной статистической методологией определения доли оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте")а) стоимость товаров и услуг, выдаваемых предприятиями своим наемным работникам в порядке натуральной оплаты из продукции, произведенной на этих предприятиях (например, зерно, выдаваемое работникам сельскохозяйственных предприятий, стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиа-, морского, речного, автомобильного и городского транспорта);
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Следует отметить, что на доходность аграриев огромное влияние оказывает действующая система налоговых льгот и преференций. К ним относятся, например: нулевая ставка по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), применение которой позволило сохранить в распоряжении сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовые ресурсы в 2018 г. в объеме 68,9 млрд руб., в 2019 г. - 68,3 млрд руб., за 9 месяцев 2020 г. - 62,9 млрд руб., пониженная ставка налога на добавленную стоимость - 10% вместо 18% (хотя в отношении не всех видов продукции), специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, льготы по транспортному налогу в отношении некоторых видов сельскохозяйственной техники, включая комбайны, трактора (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ) и др.
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Следует отметить, что на доходность аграриев огромное влияние оказывает действующая система налоговых льгот и преференций. К ним относятся, например: нулевая ставка по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), применение которой позволило сохранить в распоряжении сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовые ресурсы в 2018 г. в объеме 68,9 млрд руб., в 2019 г. - 68,3 млрд руб., за 9 месяцев 2020 г. - 62,9 млрд руб., пониженная ставка налога на добавленную стоимость - 10% вместо 18% (хотя в отношении не всех видов продукции), специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, льготы по транспортному налогу в отношении некоторых видов сельскохозяйственной техники, включая комбайны, трактора (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ) и др.
Готовое решение: Налоговые льготы
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговым кодексом РФ не установлены льготы по транспортному налогу. Однако каждый регион России может установить свои льготы, а также освободить от авансовых платежей по налогу (ст. 356, п. 6 ст. 362 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговым кодексом РФ не установлены льготы по транспортному налогу. Однако каждый регион России может установить свои льготы, а также освободить от авансовых платежей по налогу (ст. 356, п. 6 ст. 362 НК РФ).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
Статья: Донастройка налоговой политики: перспективы
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)1) уточняется порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей;
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)1) уточняется порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей;
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)В этой же статье названы транспортные средства, не облагаемые налогом:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)В этой же статье названы транспортные средства, не облагаемые налогом:
Статья: Применение льготы по транспортному налогу в отношении специальных машин
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)Компания являлась сельскохозяйственным производителем и занималась выращиванием зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур. На нее были зарегистрированы специальные машины, которые компания использовала в сельскохозяйственной деятельности. Транспортным налогом она их не облагала, руководствуясь положениями подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Согласно этой норме не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)Компания являлась сельскохозяйственным производителем и занималась выращиванием зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур. На нее были зарегистрированы специальные машины, которые компания использовала в сельскохозяйственной деятельности. Транспортным налогом она их не облагала, руководствуясь положениями подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Согласно этой норме не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Вопрос: ИП - сельскохозяйственный товаропроизводитель (овцевод) периодически перевозит овец, используя автомобиль марки "Газель", в кузове которого оборудованы специальные клетки. Является ли автомобиль объектом налогообложения по транспортному налогу? Применим ли пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Ответ: Согласно позиции финансового ведомства при использовании дооборудованного автомобиля сельскохозяйственным товаропроизводителем для этого вида деятельности (перевозка с/х животных) в части использования льготы по транспортному налогу необходимо отнесение используемой техники к специальной. Налоговый орган будет руководствоваться указанным подходом, а иное с высокой долей вероятности повлечет доначисление налога.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Ответ: Согласно позиции финансового ведомства при использовании дооборудованного автомобиля сельскохозяйственным товаропроизводителем для этого вида деятельности (перевозка с/х животных) в части использования льготы по транспортному налогу необходимо отнесение используемой техники к специальной. Налоговый орган будет руководствоваться указанным подходом, а иное с высокой долей вероятности повлечет доначисление налога.
Типовая ситуация: Налоговые льготы: имущество, транспорт, земля
(Издательство "Главная книга", 2025)Заявление на льготу по транспортному налогу
(Издательство "Главная книга", 2025)Заявление на льготу по транспортному налогу
Готовое решение: Какая спецтехника облагается транспортным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)спецтехника не является объектом обложения согласно п. 2 ст. 358 НК РФ. Например, это тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства, которые зарегистрированы на сельхозпроизводителей и используются ими в сельхозпроизводстве (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)спецтехника не является объектом обложения согласно п. 2 ст. 358 НК РФ. Например, это тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства, которые зарегистрированы на сельхозпроизводителей и используются ими в сельхозпроизводстве (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ);