Леса в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Леса в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию договоров управление приняло решение о приостановлении такой регистрации... В качестве оснований для приостановления государственной регистрации управление указало, что спорные договоры аренды в пункте 3.3.2 предусматривают право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643... установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию договоров управление приняло решение о приостановлении такой регистрации... В качестве оснований для приостановления государственной регистрации управление указало, что спорные договоры аренды в пункте 3.3.2 предусматривают право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643... установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФ"Вывод суда об отнесении спиленных деревьев к правовому режиму защитных лесов основан на результатах осмотра места происшествия и заключения судебной лесотехнической экспертизы N (т. 7 л.д. 187 - 208), учитывая положения п. 2 ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ, согласно которой леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к категории защитных лесов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В экологическом каркасе МО учитываются особенности их физико-географического положения в проекте системы расселения; такой каркас создает буфер для неблагоприятных воздействий промышленного сектора муниципальной экономики на жилую зону <29>. Базовыми элементами экологических каркасов МО также признаются ООПТ. При этом в экологический каркас МО помимо ООПТ и иных особо охраняемых территорий включаются лесные насаждения и массивы в пределах города <30>, озелененные участки в границах жилой, общественной и производственной застройки <31>, парки, озелененные набережные, скверы, сады, бульвары, рекреационные и парковые зоны, озелененные прибрежные ландшафты вдоль рек <32>, озелененные благоустроенные долины рек <33>, водные объекты <34>, водно-болотные комплексы <35>. Получается, что действующее правовое регулирование в структуру экологического каркаса МО включает в том числе и природные, и природно-антропогенные объекты, не имеющие особого охранного режима использования. Несмотря на то что МО относятся к самой малой планировочной единице социально-экономического развития территорий, такой подход к экологическому каркасу нельзя признать удачным. В приведенной ситуации у муниципалитетов отсутствует стимул для создания ООПТ местного значения. МО должны организовывать локальную сеть местных ООПТ, наделяя таким режимом городские леса, водоохранные зоны, парки, рекреационные местности и иные природные и природно-антропогенные объекты. Тогда экологический каркас МО будет состоять исключительно из элементов с особым охранным режимом использования.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В экологическом каркасе МО учитываются особенности их физико-географического положения в проекте системы расселения; такой каркас создает буфер для неблагоприятных воздействий промышленного сектора муниципальной экономики на жилую зону <29>. Базовыми элементами экологических каркасов МО также признаются ООПТ. При этом в экологический каркас МО помимо ООПТ и иных особо охраняемых территорий включаются лесные насаждения и массивы в пределах города <30>, озелененные участки в границах жилой, общественной и производственной застройки <31>, парки, озелененные набережные, скверы, сады, бульвары, рекреационные и парковые зоны, озелененные прибрежные ландшафты вдоль рек <32>, озелененные благоустроенные долины рек <33>, водные объекты <34>, водно-болотные комплексы <35>. Получается, что действующее правовое регулирование в структуру экологического каркаса МО включает в том числе и природные, и природно-антропогенные объекты, не имеющие особого охранного режима использования. Несмотря на то что МО относятся к самой малой планировочной единице социально-экономического развития территорий, такой подход к экологическому каркасу нельзя признать удачным. В приведенной ситуации у муниципалитетов отсутствует стимул для создания ООПТ местного значения. МО должны организовывать локальную сеть местных ООПТ, наделяя таким режимом городские леса, водоохранные зоны, парки, рекреационные местности и иные природные и природно-антропогенные объекты. Тогда экологический каркас МО будет состоять исключительно из элементов с особым охранным режимом использования.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)16.2. В случае расположения в границах водоохранных зон защитных лесов или особо защитных участков лесов правовой режим таких зон дополняют ограничения, установленные лесным законодательством. Так, гл. 17 ЛК РФ предусмотрены правила, определяющие условия и порядок использования и охраны защитных лесов, в том числе расположенных в водоохранных зонах, а также особо защитных участков лесов, которые могут находиться как в защитных, так и в эксплуатационных и резервных лесах.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)16.2. В случае расположения в границах водоохранных зон защитных лесов или особо защитных участков лесов правовой режим таких зон дополняют ограничения, установленные лесным законодательством. Так, гл. 17 ЛК РФ предусмотрены правила, определяющие условия и порядок использования и охраны защитных лесов, в том числе расположенных в водоохранных зонах, а также особо защитных участков лесов, которые могут находиться как в защитных, так и в эксплуатационных и резервных лесах.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 113. Леса, расположенные в водоохранных зонах
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 113. Леса, расположенные в водоохранных зонах
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Водоохранные зоны в качестве меры правовой охраны водных объектов появились еще в советском законодательстве. Водный кодекс РСФСР <4> от 30.06.1972 предписывал создание зон водоохранных лесов и водоохранных зон водных объектов.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Водоохранные зоны в качестве меры правовой охраны водных объектов появились еще в советском законодательстве. Водный кодекс РСФСР <4> от 30.06.1972 предписывал создание зон водоохранных лесов и водоохранных зон водных объектов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо указанных ограничений, на территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов. Так, в соответствии со ст. 113 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо указанных ограничений, на территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов. Так, в соответствии со ст. 113 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);