Легализация налоговой базы
Подборка наиболее важных документов по запросу Легализация налоговой базы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: нормативное регулирование работы налоговых комиссий, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, скрытая форма налогового контроля, добровольное уточнение налоговых обязательств.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Ключевые слова: нормативное регулирование работы налоговых комиссий, вызов на комиссию по легализации налоговой базы, скрытая форма налогового контроля, добровольное уточнение налоговых обязательств.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
Статья: Анализ изменений в налогообложении доходов физических лиц в России
(Майбуров И.А., Лапов Д.Е.)
("Финансы", 2023, N 4)Несмотря на различия в механизмах воздействия на поведение налогоплательщиков роста и снижения налоговой нагрузки, поведенческая модель осталась неизменной как при повышении ставки НДФЛ в 2021 г., так и при ее снижении в 2001 г. за счет отказа от прогрессивной шкалы. Даже с учетом того, что две ставки шкалы НДФЛ, отличающиеся всего на 2%, не обеспечивают значительной степени прогрессии, совокупный накопленный опыт позволяет предполагать, что изменение модели подоходного налогообложения в России не вызовет снижения уровня легализации налоговой базы. В связи с этим необходимо рассмотреть потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы для их перераспределения и изъятия у домашних хозяйств.
(Майбуров И.А., Лапов Д.Е.)
("Финансы", 2023, N 4)Несмотря на различия в механизмах воздействия на поведение налогоплательщиков роста и снижения налоговой нагрузки, поведенческая модель осталась неизменной как при повышении ставки НДФЛ в 2021 г., так и при ее снижении в 2001 г. за счет отказа от прогрессивной шкалы. Даже с учетом того, что две ставки шкалы НДФЛ, отличающиеся всего на 2%, не обеспечивают значительной степени прогрессии, совокупный накопленный опыт позволяет предполагать, что изменение модели подоходного налогообложения в России не вызовет снижения уровня легализации налоговой базы. В связи с этим необходимо рассмотреть потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы для их перераспределения и изъятия у домашних хозяйств.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)До проведения ВНП налоговый орган может пригласить налогоплательщика на заседание рабочей группы (ранее - комиссия по легализации налоговой базы), предложив подать уточненную декларацию.
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)До проведения ВНП налоговый орган может пригласить налогоплательщика на заседание рабочей группы (ранее - комиссия по легализации налоговой базы), предложив подать уточненную декларацию.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)"1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)"1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
Статья: Цифровая налоговая база
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Из содержания п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> следует, что роль оператора обмена цифровых финансовых активов заключается в обеспечении совершения сделок с цифровыми правами, стороны которых могут и не отвечать требованиям, установленным п. 2 ст. 10 данного Федерального закона. В деятельности по обмену цифровых валют участвуют не только операторы обмена, но и сами лица, вступающие в отношения по переходу прав на цифровые валюты, к которым относятся физические лица. Физические лица вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <4> (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ). Действительное ограничение для применения налога на профессиональный доход налогоплательщиками - физическими лицами содержится в определении объекта налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако как налоговое, так и гражданское законодательство не относит цифровые валюты ни к товарам, ни к работам или услугам, ни к имущественным правам. В науке также отсутствует единство по вопросу правовой сущности цифровых денег <5>. Закон определяет цифровую валюту через наделение цифрового кода некоторыми юридическими признаками, совокупность которых не позволяет соотнести его правовой образ с известными правовыми понятиями, и сам правовой образ цифровой валюты не является целостным, позволяющим сформировать самостоятельное правовое понятие для цифровой валюты. Однако, как показывают ранее приведенные цифры, это не является препятствием для включения цифровой валюты в гражданский оборот, а только существенно сдерживает раскрытие всего потенциала данной экономической сущности для цивилизованного технологичного общества, признаком которого является эффективное использование возможностей цифровой валюты в организации общественных отношений. Источник и (или) способ получения дохода, кроме специально оговоренных случаев, не противоречит целям налогового регулирования, в частности легализации налоговой базы по доходам физических лиц при применении налога на профессиональный доход.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Из содержания п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> следует, что роль оператора обмена цифровых финансовых активов заключается в обеспечении совершения сделок с цифровыми правами, стороны которых могут и не отвечать требованиям, установленным п. 2 ст. 10 данного Федерального закона. В деятельности по обмену цифровых валют участвуют не только операторы обмена, но и сами лица, вступающие в отношения по переходу прав на цифровые валюты, к которым относятся физические лица. Физические лица вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <4> (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ). Действительное ограничение для применения налога на профессиональный доход налогоплательщиками - физическими лицами содержится в определении объекта налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако как налоговое, так и гражданское законодательство не относит цифровые валюты ни к товарам, ни к работам или услугам, ни к имущественным правам. В науке также отсутствует единство по вопросу правовой сущности цифровых денег <5>. Закон определяет цифровую валюту через наделение цифрового кода некоторыми юридическими признаками, совокупность которых не позволяет соотнести его правовой образ с известными правовыми понятиями, и сам правовой образ цифровой валюты не является целостным, позволяющим сформировать самостоятельное правовое понятие для цифровой валюты. Однако, как показывают ранее приведенные цифры, это не является препятствием для включения цифровой валюты в гражданский оборот, а только существенно сдерживает раскрытие всего потенциала данной экономической сущности для цивилизованного технологичного общества, признаком которого является эффективное использование возможностей цифровой валюты в организации общественных отношений. Источник и (или) способ получения дохода, кроме специально оговоренных случаев, не противоречит целям налогового регулирования, в частности легализации налоговой базы по доходам физических лиц при применении налога на профессиональный доход.
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)При отклонении от заявленных показателей у компании могут быть запрошены пояснения и направлена повестка о вызове на допрос для дачи пояснений. Например, п. 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" предписано вызывать представителя налогоплательщика, если требуется получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)При отклонении от заявленных показателей у компании могут быть запрошены пояснения и направлена повестка о вызове на допрос для дачи пояснений. Например, п. 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" предписано вызывать представителя налогоплательщика, если требуется получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Примечание. Что из себя представляют налоговые комиссии, как составить просьбу в ИФНС перенести заседание, что будет, если компания доплатит налоги, как поможет участие юриста или адвоката при допросе директора, читайте в статьях "Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение" в N 4, 2020, на стр. 11 и "Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?" в N 11, 2021, на стр. 32.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Примечание. Что из себя представляют налоговые комиссии, как составить просьбу в ИФНС перенести заседание, что будет, если компания доплатит налоги, как поможет участие юриста или адвоката при допросе директора, читайте в статьях "Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение" в N 4, 2020, на стр. 11 и "Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?" в N 11, 2021, на стр. 32.