Квалификационные требования к обрАзованию
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования к обрАзованию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 59 "Ведение дел в арбитражном суде через представителей" АПК РФ"Из анализа положений статей 59 и 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также иных актов законодательства Российской Федерации усматривается, что представителями могут выступать либо адвокаты (лица, имеющие специальный статус и осуществляющие на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")), либо иные оказывающие юридическую помощь лица (единственное квалификационное требование - наличие у данных лиц высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности), обладающие документом, подтверждающим их полномочия действовать от имени представляемого (таковым, как правило, является доверенность)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61 "Оформление и подтверждение полномочий представителя" АПК РФ"Из анализа положений статей 59 и 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также иных актов законодательства Российской Федерации усматривается, что представителями могут выступать либо адвокаты (лица, имеющие специальный статус и осуществляющие на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")), либо иные оказывающие юридическую помощь лица (единственное квалификационное требование - наличие у данных лиц высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности), обладающие документом, подтверждающим их полномочия действовать от имени представляемого (таковым, как правило, является доверенность)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихСодержащиеся в регламенте квалификационные требования к уровню образования установлены, в частности, в ч. 3 - 5 ст. 12 Закона N 79-ФЗ. Например, лица, поступающие на должности гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы, должны иметь высшее образование не ниже уровня специалиста или магистра (ч. 3 ст. 12 Закона N 79-ФЗ). Данное требование к образованию для замещения названных должностей не распространяется на лиц, перечисленных в п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ. Это следует из ст. 3 указанного Закона.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу дополнительного образования?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу дополнительного образования?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу дополнительного образования?
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Статья: Условия поступления на муниципальную службу в новых регионах Российской Федерации
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Помимо уровня профессионального образования, для замещения должностей муниципальной службы могут быть установлены требования и к виду образования (квалификационные требования к специальности, направлению подготовки). Такие требования включаются в должностную инструкцию муниципального служащего. Установление их не является обязательным, и его целесообразность определяется на уровне каждого конкретного органа местного самоуправления.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Помимо уровня профессионального образования, для замещения должностей муниципальной службы могут быть установлены требования и к виду образования (квалификационные требования к специальности, направлению подготовки). Такие требования включаются в должностную инструкцию муниципального служащего. Установление их не является обязательным, и его целесообразность определяется на уровне каждого конкретного органа местного самоуправления.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)установлено требование к квалификации (образованию) сотрудников участника. Полагаем, что исход дела будет зависеть от того, смог ли заказчик доказать, что определенные действия при выполнении работ (оказании услуг) могут осуществляться только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Полагаем, что если требование установлено для целей оценки и сопоставления заявок участников, его могут посчитать допустимым;
(КонсультантПлюс, 2025)установлено требование к квалификации (образованию) сотрудников участника. Полагаем, что исход дела будет зависеть от того, смог ли заказчик доказать, что определенные действия при выполнении работ (оказании услуг) могут осуществляться только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Полагаем, что если требование установлено для целей оценки и сопоставления заявок участников, его могут посчитать допустимым;
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)С первыми из них контракты и трудовые договоры должны заключаться по общим правилам, что же касается вторых, то с ними могут заключаться срочные контракты либо срочные трудовые договоры на срок не более одного года (с возможностью их повторного заключения не более двух раз). Такое решение видится нам достаточно неоднозначным. По-видимому, по замыслу авторов Положения, за этот период государственные и муниципальные служащие, не соответствующие квалификационным требованиям, должны принять меры для того, чтобы им соответствовать. Однако в этом плане данный срок (три года) видится недостаточным. Так, к примеру, если гражданин, замещающий должность государственной либо муниципальной службы, не соответствует квалификационному требованию к уровню образования, то для получения, например, высшего образования ему потребуется минимум четыре года (а фактически, с учетом установленных сроков приема в вузы, - и больше). Получается, что через три года такой служащий, даже при условии успешного исполнения им обязанностей по должности будет подлежать увольнению.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)С первыми из них контракты и трудовые договоры должны заключаться по общим правилам, что же касается вторых, то с ними могут заключаться срочные контракты либо срочные трудовые договоры на срок не более одного года (с возможностью их повторного заключения не более двух раз). Такое решение видится нам достаточно неоднозначным. По-видимому, по замыслу авторов Положения, за этот период государственные и муниципальные служащие, не соответствующие квалификационным требованиям, должны принять меры для того, чтобы им соответствовать. Однако в этом плане данный срок (три года) видится недостаточным. Так, к примеру, если гражданин, замещающий должность государственной либо муниципальной службы, не соответствует квалификационному требованию к уровню образования, то для получения, например, высшего образования ему потребуется минимум четыре года (а фактически, с учетом установленных сроков приема в вузы, - и больше). Получается, что через три года такой служащий, даже при условии успешного исполнения им обязанностей по должности будет подлежать увольнению.
Готовое решение: Как формируется кадровый резерв госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве кандидатов не могут быть рассмотрены лица, которые, в частности, не соответствуют квалификационным требованиям к стажу и образованию, имеют неснятое дисциплинарное взыскание, не имеют гражданства РФ (п. 17 Положения о федеральном кадровом резерве).
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве кандидатов не могут быть рассмотрены лица, которые, в частности, не соответствуют квалификационным требованиям к стажу и образованию, имеют неснятое дисциплинарное взыскание, не имеют гражданства РФ (п. 17 Положения о федеральном кадровом резерве).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ <523>): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ <523>): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).
Готовое решение: Какие имеются особенности приема иностранного гражданина на должность руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)высококвалифицированный иностранный специалист может быть привлечен для осуществления руководства и координации деятельности, связанной с ведением розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары), если соответствует определенным квалификационным требованиям к образованию и стажу работы. Это следует из п. 1.3 ст. 13.2 Закона об иностранцах, п. 1 Перечня, являющегося Приложением N 1 к Приказу Минтруда России от 23.09.2013 N 475н;
(КонсультантПлюс, 2025)высококвалифицированный иностранный специалист может быть привлечен для осуществления руководства и координации деятельности, связанной с ведением розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары), если соответствует определенным квалификационным требованиям к образованию и стажу работы. Это следует из п. 1.3 ст. 13.2 Закона об иностранцах, п. 1 Перечня, являющегося Приложением N 1 к Приказу Минтруда России от 23.09.2013 N 475н;
Статья: Конституционно-правовое содержание требования об образовании кандидатов в судьи
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)Тем самым легальная трактовка высшего юридического образования как квалификационного требования, выполняющего роль своеобразного "входного фильтра" в судейскую профессию, связывается законодателем: а) с двухуровневой подготовкой юристов (бакалавр и магистр), поскольку специальности "юриспруденция" в системе современного образования не существует, а также б) с универсальной (широкой) направленностью юридического образования. Между тем за последние годы структура юридического образования усложнилась. Успешно действуют адаптированные к потребностям практики программы высшего юридического образования, на основании которых готовятся и подготовлены юридические кадры уровня "специалисты" по разным направлениям юридической практики. Однако действующая редакция анализируемого положения п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей не учитывает указанных принципиальных изменений образовательно-кадровой действительности.
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)Тем самым легальная трактовка высшего юридического образования как квалификационного требования, выполняющего роль своеобразного "входного фильтра" в судейскую профессию, связывается законодателем: а) с двухуровневой подготовкой юристов (бакалавр и магистр), поскольку специальности "юриспруденция" в системе современного образования не существует, а также б) с универсальной (широкой) направленностью юридического образования. Между тем за последние годы структура юридического образования усложнилась. Успешно действуют адаптированные к потребностям практики программы высшего юридического образования, на основании которых готовятся и подготовлены юридические кадры уровня "специалисты" по разным направлениям юридической практики. Однако действующая редакция анализируемого положения п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей не учитывает указанных принципиальных изменений образовательно-кадровой действительности.
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)квалификационных требованиях, требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы;
(КонсультантПлюс, 2025)квалификационных требованиях, требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы;