Квалификационные требования фнс
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификационные требования фнс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024 N 13АП-16764/2024 по делу N А56-101360/2023
Категория спора: Поставка для государственных нужд (госзакупки).
Требования: О признании торгов на право заключения договора недействительными.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком опубликовано извещение о проведении запроса предложений на поставку бумаги для офисной техники, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при этом ответчик допустил к участию в торгах организации, представившие недостоверные сведения в части опыта поставок товаров, что повлекло неверную оценку их заявок по критерию "квалификация участника закупки".
Решение: Отказано.Вместе с тем Документация не содержала требований о представлении участниками закупки информации, полученной из источника, используемого истцом (сервис ФНС России "Прозрачный бизнес"). Кроме того, Документацией не предусмотрено, что при оценке по критерию "Квалификация участника закупки" представленные участником сведения и документы должны быть сопоставимы (подтверждаться) с данными бухгалтерской отчетности или сведениями из иных источников в сети Интернет. Сами по себе сведения из бухгалтерского баланса о размере выручки не свидетельствуют о невыполнении ООО "Контраст" и ООО "МНК Мебель" обязательств по поставке аналогичных товаров по договорам, которые были представлены ими в составе заявок на участие в закупке, так как поставленные товары могли быть оплачены покупателем не в том периоде, за который предоставлялась бухгалтерская отчетность.
Категория спора: Поставка для государственных нужд (госзакупки).
Требования: О признании торгов на право заключения договора недействительными.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком опубликовано извещение о проведении запроса предложений на поставку бумаги для офисной техники, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при этом ответчик допустил к участию в торгах организации, представившие недостоверные сведения в части опыта поставок товаров, что повлекло неверную оценку их заявок по критерию "квалификация участника закупки".
Решение: Отказано.Вместе с тем Документация не содержала требований о представлении участниками закупки информации, полученной из источника, используемого истцом (сервис ФНС России "Прозрачный бизнес"). Кроме того, Документацией не предусмотрено, что при оценке по критерию "Квалификация участника закупки" представленные участником сведения и документы должны быть сопоставимы (подтверждаться) с данными бухгалтерской отчетности или сведениями из иных источников в сети Интернет. Сами по себе сведения из бухгалтерского баланса о размере выручки не свидетельствуют о невыполнении ООО "Контраст" и ООО "МНК Мебель" обязательств по поставке аналогичных товаров по договорам, которые были представлены ими в составе заявок на участие в закупке, так как поставленные товары могли быть оплачены покупателем не в том периоде, за который предоставлялась бухгалтерская отчетность.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А12-6674/2021
Требование: Об отмене определения о признании сделки должника недействительной и применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение отменено.То обстоятельство, что на момент совершения оспариваемых банковских операций у ООО "Строительная компания будущего" имелись неисполненные обязательства перед кредиторами, требования которых в настоящий момент установлены в реестре требований кредиторов: (Черкасов А.В. (Городков А.В.), ООО "МКЛ", Фоменко И.В., ООО "ТЦ "Орион", МИ ФНС России N 2 по ВО, Беленьков И.П., Мерзликин А.В., Варакина Т.А., Тужилина М.В., Кубеков С.В.), само по себе не является безусловным основанием для квалификации признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества при оспаривании сделок должника.
Требование: Об отмене определения о признании сделки должника недействительной и применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение отменено.То обстоятельство, что на момент совершения оспариваемых банковских операций у ООО "Строительная компания будущего" имелись неисполненные обязательства перед кредиторами, требования которых в настоящий момент установлены в реестре требований кредиторов: (Черкасов А.В. (Городков А.В.), ООО "МКЛ", Фоменко И.В., ООО "ТЦ "Орион", МИ ФНС России N 2 по ВО, Беленьков И.П., Мерзликин А.В., Варакина Т.А., Тужилина М.В., Кубеков С.В.), само по себе не является безусловным основанием для квалификации признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества при оспаривании сделок должника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недействительность сделок, направленных на искусственное формирование задолженности перед контролирующими должника лицами
(Мельник Е.А., Плахов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Независимый эксперт в комиссии по проведению конкурса на замещение должности государственной гражданской службы, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационных экзаменов по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим инспекции ФНС России N 9 по Орловской области, инспекции ФНС России по г. Орлу, а с 2021 г. - Управления ФНС России по Орловской области. С декабря 2016 года по настоящее время Плахов А.В. является председателем Общественного совета при Контрольно-счетной палате Орловской области.
(Мельник Е.А., Плахов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Независимый эксперт в комиссии по проведению конкурса на замещение должности государственной гражданской службы, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационных экзаменов по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим инспекции ФНС России N 9 по Орловской области, инспекции ФНС России по г. Орлу, а с 2021 г. - Управления ФНС России по Орловской области. С декабря 2016 года по настоящее время Плахов А.В. является председателем Общественного совета при Контрольно-счетной палате Орловской области.
Статья: Должностная инструкция: практические ситуации
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Во-вторых, в рамках отраслевого управления (ФНС России, МЧС России, Росатом, РЖД и т.п.), когда необходимо обеспечить безопасность высокотехнологичных процессов и требуется строгая регламентация выполнения трудовых функций и операций в рамках участия в единых процессах и операциях, могут централизованно разрабатываться должностные и рабочие инструкции прямого применения, имеющие обязательный характер. Они создаются, как правило, специалистами отрасли, специалистами производственной безопасности и охраны труда, основываются на отраслевых регламентирующих документах в рамках единых квалификационных требований для технических контролеров и инспекторов, специалистов по вводу данных в единые реестры и т.п. должностей и специальностей. Задачи, функции и должностные обязанности изменениям не подлежат, но в наименовании вида документа слово "типовая", как правило, не указывается. Обязательность применения должностной инструкции устанавливается в приказе о ее утверждении и дате введения в действие.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Во-вторых, в рамках отраслевого управления (ФНС России, МЧС России, Росатом, РЖД и т.п.), когда необходимо обеспечить безопасность высокотехнологичных процессов и требуется строгая регламентация выполнения трудовых функций и операций в рамках участия в единых процессах и операциях, могут централизованно разрабатываться должностные и рабочие инструкции прямого применения, имеющие обязательный характер. Они создаются, как правило, специалистами отрасли, специалистами производственной безопасности и охраны труда, основываются на отраслевых регламентирующих документах в рамках единых квалификационных требований для технических контролеров и инспекторов, специалистов по вводу данных в единые реестры и т.п. должностей и специальностей. Задачи, функции и должностные обязанности изменениям не подлежат, но в наименовании вида документа слово "типовая", как правило, не указывается. Обязательность применения должностной инструкции устанавливается в приказе о ее утверждении и дате введения в действие.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Финансовый орган субъекта Российской Федерации взаимодействует с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Финансовый орган субъекта Российской Федерации взаимодействует с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказ ФНС России от 12.03.2009 N ММ-7-5/114@
(ред. от 29.10.2024)
"О введении условий оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2009 N 13700)5.1.1. Премия по итогам работы может выплачиваться работникам за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год или иной срок, который устанавливается руководителем территориального органа ФНС России.
(ред. от 29.10.2024)
"О введении условий оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2009 N 13700)5.1.1. Премия по итогам работы может выплачиваться работникам за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год или иной срок, который устанавливается руководителем территориального органа ФНС России.
Статья: Недостоверная информация в заявках участников: риски заказчиков и участников торгов
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 10)Суды указали, что в случае возникновения сомнений в достоверности представленных сведений комиссия заказчика вправе и обязана проверить (путем направления запросов в органы государственной власти, использования сервиса ФНС России "Прозрачный бизнес" и иными способами), соответствуют ли действительности сообщенные участником сведения. Невыполнение этих требований способствовало признанию победителем конкурсов и заключению контрактов по итогам их проведения с участником, который сообщил недостоверные сведения.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 10)Суды указали, что в случае возникновения сомнений в достоверности представленных сведений комиссия заказчика вправе и обязана проверить (путем направления запросов в органы государственной власти, использования сервиса ФНС России "Прозрачный бизнес" и иными способами), соответствуют ли действительности сообщенные участником сведения. Невыполнение этих требований способствовало признанию победителем конкурсов и заключению контрактов по итогам их проведения с участником, который сообщил недостоверные сведения.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися квалификации и установления требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению было принято специальное Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися квалификации и установления требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению было принято специальное Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" <1>.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как следует из протокола подведения итогов, заявка участника признана не соответствующей требованиям Извещения в связи со следующим: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Участник закупки для оценки по критерию "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предоставил данные 30 специалистов из реестра НОПРИЗ; при этом согласно выпискам из электронных трудовых книжек: 1 специалист работает с 2021 года, 5 специалистов работают с 2022 года и 24 специалиста - с 2023. При проверке контрагента на сервисе Федеральной налоговой службы "Прозрачный бизнес" у участника определяется средняя списочная численность: за 2021 год - 1 человек, за 2022 год - 1 человек. Таким образом, участник предоставил недостоверную информацию, содержащуюся в заявке на участие в закупке".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как следует из протокола подведения итогов, заявка участника признана не соответствующей требованиям Извещения в связи со следующим: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Участник закупки для оценки по критерию "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предоставил данные 30 специалистов из реестра НОПРИЗ; при этом согласно выпискам из электронных трудовых книжек: 1 специалист работает с 2021 года, 5 специалистов работают с 2022 года и 24 специалиста - с 2023. При проверке контрагента на сервисе Федеральной налоговой службы "Прозрачный бизнес" у участника определяется средняя списочная численность: за 2021 год - 1 человек, за 2022 год - 1 человек. Таким образом, участник предоставил недостоверную информацию, содержащуюся в заявке на участие в закупке".
Статья: Современные подходы в правовом обеспечении механизма государственного контроля предпринимательской деятельности
(Комиссаров А.В., Комиссаров М.А., Абакумова Е.Ю.)
("Право и экономика", 2023, N 9)Еще одной проблемой является недостаточная юридическая квалификация должностных лиц контролирующих и надзорных органов в гражданско-правовой области, что может приводить к необоснованным требованиям о необходимости досудебного обжалования в тех случаях, когда такой порядок на самом деле не является обязательным. Это, в свою очередь, может вести к дополнительным судебным разбирательствам и общему снижению эффективности механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, например, в споре между ООО "Онер" и Межрайонной инспекцией ФНС N 20 по Пермскому краю, где истец (ООО "Онер") заявлял о защите своей деловой репутации, представитель органа налогового контроля настаивал на том, что истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Инспекции, а значит, его заявление суд должен отклонить. Однако суд указал, что в силу п. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение досудебного порядка по данной категории споров не требуется, и дело судом было рассмотрено <8>.
(Комиссаров А.В., Комиссаров М.А., Абакумова Е.Ю.)
("Право и экономика", 2023, N 9)Еще одной проблемой является недостаточная юридическая квалификация должностных лиц контролирующих и надзорных органов в гражданско-правовой области, что может приводить к необоснованным требованиям о необходимости досудебного обжалования в тех случаях, когда такой порядок на самом деле не является обязательным. Это, в свою очередь, может вести к дополнительным судебным разбирательствам и общему снижению эффективности механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, например, в споре между ООО "Онер" и Межрайонной инспекцией ФНС N 20 по Пермскому краю, где истец (ООО "Онер") заявлял о защите своей деловой репутации, представитель органа налогового контроля настаивал на том, что истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Инспекции, а значит, его заявление суд должен отклонить. Однако суд указал, что в силу п. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение досудебного порядка по данной категории споров не требуется, и дело судом было рассмотрено <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, в настоящее время уже существует внушительный перечень Типовых ДПП, утв. профильными ФОИВами с учетом отдельных требований к определенным видам деятельности:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, в настоящее время уже существует внушительный перечень Типовых ДПП, утв. профильными ФОИВами с учетом отдельных требований к определенным видам деятельности:
Статья: Правила определения порядка удовлетворения налоговых обязательств в банкротстве
(Тихонова В., Мухина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)Определенным приоритетом по сравнению с иными кредиторами пользуется ФНС России <1>, однако требования уполномоченного органа зачастую весьма сложны в определении:
(Тихонова В., Мухина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)Определенным приоритетом по сравнению с иными кредиторами пользуется ФНС России <1>, однако требования уполномоченного органа зачастую весьма сложны в определении:
Статья: К вопросу о квалификации переплаты в пользу налогового органа по судебному акту о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности
(Данилов К.С., Стоянова М.К., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)<*> По материалам гражданского дела N А40-191073/22-108-3300 Арбитражного суда города Москвы (участники судебного спора: заявитель - ООО "Локар", заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве, третьи лица, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Арена ДжиПи" и конкурсный управляющий ООО "Арена ДжиПи").
(Данилов К.С., Стоянова М.К., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)<*> По материалам гражданского дела N А40-191073/22-108-3300 Арбитражного суда города Москвы (участники судебного спора: заявитель - ООО "Локар", заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по городу Москве, третьи лица, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Арена ДжиПи" и конкурсный управляющий ООО "Арена ДжиПи").
Статья: Ответственность за непредставление сведений по запросу налогового органа
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)При квалификации налоговых правонарушений, выразившихся в непредставлении документов (непредоставлении информации) по требованиям налоговых органов, направленным в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, налоговики должны руководствоваться п. 6 ст. 93.1, согласно которому (см. Письмо ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-2/18011):
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)При квалификации налоговых правонарушений, выразившихся в непредставлении документов (непредоставлении информации) по требованиям налоговых органов, направленным в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, налоговики должны руководствоваться п. 6 ст. 93.1, согласно которому (см. Письмо ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-2/18011):
Статья: "Старый" новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<8> Письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России) // СПС "КонсультантПлюс".
(Ряполова Я.П.)
("Российский следователь", 2023, N 10)<8> Письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России) // СПС "КонсультантПлюс".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Важно отметить, что на основании абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями <148>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Важно отметить, что на основании абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями <148>.