Квалифицированный инвестор физическое лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалифицированный инвестор физическое лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
(Письмо Банка России от 10.06.2025 N 38-1-3/3538)Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
(Письмо Банка России от 10.06.2025 N 38-1-3/3538)Вопрос: О предоставлении инвестиционным советником индивидуальных инвестиционных рекомендаций физлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
Статья: Правовой статус квалифицированных инвесторов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)указание на уведомление физического лица лицом, осуществляющим признание квалифицированным инвестором, о том, что признание квалифицированным инвестором предоставляет возможность совершения сделок (заключения договоров), которые связаны с повышенными рисками финансовых потерь, в том числе превышающих сумму инвестиций, и неполучения ожидаемых доходов от инвестиций (в случае если заявление о признании квалифицированным инвестором подается физическим лицом);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)указание на уведомление физического лица лицом, осуществляющим признание квалифицированным инвестором, о том, что признание квалифицированным инвестором предоставляет возможность совершения сделок (заключения договоров), которые связаны с повышенными рисками финансовых потерь, в том числе превышающих сумму инвестиций, и неполучения ожидаемых доходов от инвестиций (в случае если заявление о признании квалифицированным инвестором подается физическим лицом);
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 74.1. Банк России вправе ограничить заключение кредитной организацией, действующей от собственного имени или по поручению и (или) от имени иной организации, договоров с физическими лицами об оказании финансовых услуг, сделок с ценными бумагами и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, если при заключении таких договоров, сделок физическим лицам неоднократно в течение календарного года предоставлялась неполная и (или) недостоверная информация о договоре, сделке и возникающих при исполнении договора, сделки рисках, либо если с физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", неоднократно в течение календарного года заключались указанные в настоящей части договоры, сделки, которые предназначались только для квалифицированных инвесторов, или такие договоры, сделки заключались без проведения тестирования или тестирование было проведено с нарушениями установленных требований при условии, что соответствующие договоры, сделки могли быть заключены только по результатам тестирования.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 74.1. Банк России вправе ограничить заключение кредитной организацией, действующей от собственного имени или по поручению и (или) от имени иной организации, договоров с физическими лицами об оказании финансовых услуг, сделок с ценными бумагами и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, если при заключении таких договоров, сделок физическим лицам неоднократно в течение календарного года предоставлялась неполная и (или) недостоверная информация о договоре, сделке и возникающих при исполнении договора, сделки рисках, либо если с физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", неоднократно в течение календарного года заключались указанные в настоящей части договоры, сделки, которые предназначались только для квалифицированных инвесторов, или такие договоры, сделки заключались без проведения тестирования или тестирование было проведено с нарушениями установленных требований при условии, что соответствующие договоры, сделки могли быть заключены только по результатам тестирования.
"Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов"
(утв. Банком России, протокол от 23.09.2021 N КФНП-33)
(вместе с "Методикой оценки результатов тестирования")9. Информирование о последствиях признания физических лиц
(утв. Банком России, протокол от 23.09.2021 N КФНП-33)
(вместе с "Методикой оценки результатов тестирования")9. Информирование о последствиях признания физических лиц
Статья: Краудинвестинг как способ привлечения финансовых ресурсов компании
(Власова Ю.А., Нетребина Ю.С.)
("Финансы", 2025, N 1)9. Существуют законодательные ограничения, предусмотренные Законом N 259-ФЗ [1], на инвестирование и привлечение инвестиций с помощью инвестиционных платформ. Так, максимальная сумма инвестирования для физического лица через инвестиционные платформы в течение одного календарного года составляет 600 тыс. руб. Однако данное ограничение не распространяется на физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами и индивидуальными предпринимателями. В случае если инвестор регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, тогда нет лимита по сумме инвестирования и подтверждать квалификацию не нужно. Законодательных ограничений по минимальной сумме инвестирования нет, но при инвестировании через инвестиционную платформу всегда существует минимальная сумма (лот инвестиций), доступная для инвестирования одним инвестором. Как правило, минимальный лот составляет 100 - 250 тыс. руб. Эмитент же за один календарный год может привлекать инвестиции на инвестиционной платформе в размере не более 1 млрд руб.
(Власова Ю.А., Нетребина Ю.С.)
("Финансы", 2025, N 1)9. Существуют законодательные ограничения, предусмотренные Законом N 259-ФЗ [1], на инвестирование и привлечение инвестиций с помощью инвестиционных платформ. Так, максимальная сумма инвестирования для физического лица через инвестиционные платформы в течение одного календарного года составляет 600 тыс. руб. Однако данное ограничение не распространяется на физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами и индивидуальными предпринимателями. В случае если инвестор регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, тогда нет лимита по сумме инвестирования и подтверждать квалификацию не нужно. Законодательных ограничений по минимальной сумме инвестирования нет, но при инвестировании через инвестиционную платформу всегда существует минимальная сумма (лот инвестиций), доступная для инвестирования одним инвестором. Как правило, минимальный лот составляет 100 - 250 тыс. руб. Эмитент же за один календарный год может привлекать инвестиции на инвестиционной платформе в размере не более 1 млрд руб.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<133> См., например: Львова С.В. Модели делегирования полномочий при признании физического лица квалифицированным инвестором // Вестник арбитражной практики. 2019. N 4 (83). С. 36 - 44; Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 7; Интерес в публичном и частном праве: науч. конф. в ГУ - ВШЭ (ноябрь 2002 г.) // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 139 - 142; Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3 - 9; и др.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<133> См., например: Львова С.В. Модели делегирования полномочий при признании физического лица квалифицированным инвестором // Вестник арбитражной практики. 2019. N 4 (83). С. 36 - 44; Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 7; Интерес в публичном и частном праве: науч. конф. в ГУ - ВШЭ (ноябрь 2002 г.) // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 139 - 142; Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3 - 9; и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Лицо может быть признано квалифицированным инвестором в отношении одного или нескольких видов сделок или ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Физическое лицо также может быть признано квалифицированным инвестором для получения возможности инвестирования с использованием инвестиционной платформы без ограничений, установленных федеральным законом, регулирующим привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ (п. 9 ст. 51.2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" в редакции, вступающей в силу с 1 октября 2021 г.).
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Лицо может быть признано квалифицированным инвестором в отношении одного или нескольких видов сделок или ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Физическое лицо также может быть признано квалифицированным инвестором для получения возможности инвестирования с использованием инвестиционной платформы без ограничений, установленных федеральным законом, регулирующим привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ (п. 9 ст. 51.2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" в редакции, вступающей в силу с 1 октября 2021 г.).
Статья: Рынок ценных бумаг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При признании физического лица квалифицированным инвестором на основании его соответствия требованию, предусмотренному пп. 3 п. 4 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг, учитывать договоры, предусмотренные п. 1 ст. 4.1 Закона о рынке ценных бумаг, вправе только форекс-дилер (п. 4.1 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При признании физического лица квалифицированным инвестором на основании его соответствия требованию, предусмотренному пп. 3 п. 4 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг, учитывать договоры, предусмотренные п. 1 ст. 4.1 Закона о рынке ценных бумаг, вправе только форекс-дилер (п. 4.1 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг).
Статья: Влияние международной ассоциации свопов и деривативов на российскую договорную практику и эволюцию отечественного законодательства в области производных финансовых инструментов
(Клементьев А.П., Комолов А.Л.)
("Банковское право", 2025, N 3)Таким образом, в отличие от документации РИСДА, на законодательном уровне рекомендации МАСД не были учтены в полной мере. Однако попытки сближения отечественного регулирования ликвидационного неттинга и типовых актов МАСД предпринимаются до сих пор, в частности, на рассмотрении в ГД РФ находился законопроект <15>, согласно которому сторонами отношения по ликвидационному неттингу могут стать признанные квалифицированными инвесторами физические лица, что соответствует определению лица (person), предусмотренному 2018 ISDA MNA. Кроме того, возможное устранение связи между ликвидационным неттингом и передачей сведений в репозитарий было озвучено представителями Банка России <16>.
(Клементьев А.П., Комолов А.Л.)
("Банковское право", 2025, N 3)Таким образом, в отличие от документации РИСДА, на законодательном уровне рекомендации МАСД не были учтены в полной мере. Однако попытки сближения отечественного регулирования ликвидационного неттинга и типовых актов МАСД предпринимаются до сих пор, в частности, на рассмотрении в ГД РФ находился законопроект <15>, согласно которому сторонами отношения по ликвидационному неттингу могут стать признанные квалифицированными инвесторами физические лица, что соответствует определению лица (person), предусмотренному 2018 ISDA MNA. Кроме того, возможное устранение связи между ликвидационным неттингом и передачей сведений в репозитарий было озвучено представителями Банка России <16>.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В настоящее время в российском законодательстве, практике и доктрине не выработана общая концепция делегирования отдельных властных полномочий субъектам частного права <379>, в связи с чем закономерно поставить вопрос о том, делегирует ли государство свои функции только саморегулируемым организациям арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства) или передает их также самим арбитражным управляющим. В научной литературе отмечается, например, что одной из форм делегирования публичных полномочий частному субъекту является передача профучастнику рынка ценных бумаг общественно значимой функции, направленной на защиту инвесторов в виде признания физических лиц квалифицированными инвесторами <380>. Представляется, что с данной позицией нельзя согласиться, так как, следуя приведенной логике, можно будет признать делегированием публично-правовой функции любое наделение субъекта профессиональной деятельности определенными законодательными полномочиями, в том числе адвокатов, нотариусов, врачей. Представляется, что арбитражные управляющие сами по себе не являются теми субъектами, которым государство делегирует осуществление публично-правовых функций. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство делегирует отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям <381>, но не ее участникам - конкретным субъектам такой деятельности. Субъекты профессиональной деятельности не берут на себя функции регулирования, а лишь реализуют свои задачи в рамках установленных законом полномочий.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В настоящее время в российском законодательстве, практике и доктрине не выработана общая концепция делегирования отдельных властных полномочий субъектам частного права <379>, в связи с чем закономерно поставить вопрос о том, делегирует ли государство свои функции только саморегулируемым организациям арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства) или передает их также самим арбитражным управляющим. В научной литературе отмечается, например, что одной из форм делегирования публичных полномочий частному субъекту является передача профучастнику рынка ценных бумаг общественно значимой функции, направленной на защиту инвесторов в виде признания физических лиц квалифицированными инвесторами <380>. Представляется, что с данной позицией нельзя согласиться, так как, следуя приведенной логике, можно будет признать делегированием публично-правовой функции любое наделение субъекта профессиональной деятельности определенными законодательными полномочиями, в том числе адвокатов, нотариусов, врачей. Представляется, что арбитражные управляющие сами по себе не являются теми субъектами, которым государство делегирует осуществление публично-правовых функций. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство делегирует отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям <381>, но не ее участникам - конкретным субъектам такой деятельности. Субъекты профессиональной деятельности не берут на себя функции регулирования, а лишь реализуют свои задачи в рамках установленных законом полномочий.
Статья: Ставка купонного дохода по облигациям: существующие правила и вопрос добросовестности эмитента
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2024, N 1)- квалифицированные инвесторы - физические лица;
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2024, N 1)- квалифицированные инвесторы - физические лица;
Статья: Цифровые финансовые активы и их операторы
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: Могут ли физические лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, приобретать ЦФА? Если да, то есть ли какие-нибудь ограничения на инвестирование в ЦФА такими физическими лицами?
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: Могут ли физические лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, приобретать ЦФА? Если да, то есть ли какие-нибудь ограничения на инвестирование в ЦФА такими физическими лицами?