Купля-продажа лесных насаждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Купля-продажа лесных насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административный штраф за невнесение информации в ЕГАИС, ФГИС "Меркурий"
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует, что распоряжением министерства лесного комплекса... утвержден перечень лиц, ответственных за внесение данных по договорам купли-продажи лесных насаждений в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней... таким лицом назначен начальник отдела лесного хозяйства Ф., утвержден его логин как пользователя программы ЕГАИС учета древесины и сделок с ней.
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует, что распоряжением министерства лесного комплекса... утвержден перечень лиц, ответственных за внесение данных по договорам купли-продажи лесных насаждений в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней... таким лицом назначен начальник отдела лесного хозяйства Ф., утвержден его логин как пользователя программы ЕГАИС учета древесины и сделок с ней.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)инженер организации, используя фиктивные договоры купли-продажи лесных насаждений, которые могли бы разрешать заготовку древесины для собственных нужд заказчиков, организовал незаконную рубку лесных насаждений
(КонсультантПлюс, 2025)инженер организации, используя фиктивные договоры купли-продажи лесных насаждений, которые могли бы разрешать заготовку древесины для собственных нужд заказчиков, организовал незаконную рубку лесных насаждений
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как осуществляется заготовка гражданами древесины для собственных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Подпишите договор купли-продажи лесных насаждений
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Подпишите договор купли-продажи лесных насаждений
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы человеком либо они произросли без его целенаправленных усилий. Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы человеком либо они произросли без его целенаправленных усилий. Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 7. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 7. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Приказ Минприроды России от 27.07.2020 N 488
"Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61294)Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2020 г. N 61294
"Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61294)Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2020 г. N 61294
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Статья: Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) о договорах купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон договора купли-продажи лесных насаждений, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором, дата заключения и номер этого договора, срок его действия);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) о договорах купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон договора купли-продажи лесных насаждений, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором, дата заключения и номер этого договора, срок его действия);
Статья: Использование информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах: правовое регулирование порядка предоставления информации третьим лицам
(Ижаев О.А., Кутейников Д.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)По объему данных представляет интерес и единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), создание и функционирование которой прямо предусмотрено Лесным кодексом РФ <16>. В ЛесЕГАИС, в частности, вносятся данные о субъектах предпринимательской деятельности, занимающихся заготовкой древесины; о документах, подтверждающих право на использование лесных участков; о договорах купли-продажи лесных насаждений; об отчетах об использовании лесов; о сделках с древесиной (дата, наименования сторон, цена сделки и т.п.); о местоположении хранения древесины. В соответствии с ч. 5 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ предоставление содержащейся в ЛесЕГАИС информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется без взимания платы. При этом некоторые данные, конкретный перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.11.2014 N 2320-р <17>, являются общедоступными.
(Ижаев О.А., Кутейников Д.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)По объему данных представляет интерес и единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), создание и функционирование которой прямо предусмотрено Лесным кодексом РФ <16>. В ЛесЕГАИС, в частности, вносятся данные о субъектах предпринимательской деятельности, занимающихся заготовкой древесины; о документах, подтверждающих право на использование лесных участков; о договорах купли-продажи лесных насаждений; об отчетах об использовании лесов; о сделках с древесиной (дата, наименования сторон, цена сделки и т.п.); о местоположении хранения древесины. В соответствии с ч. 5 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ предоставление содержащейся в ЛесЕГАИС информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется без взимания платы. При этом некоторые данные, конкретный перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.11.2014 N 2320-р <17>, являются общедоступными.
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)С учетом актуальности проблемы, в целях эффективной реализации мер поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, устранения препятствий на пути развития предпринимательства, улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности региона прокуратура республики предложила главе Республики Коми рассмотреть вопрос о возможности субсидирования за счет регионального бюджета части затрат по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам конкурентных процедур.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)С учетом актуальности проблемы, в целях эффективной реализации мер поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, устранения препятствий на пути развития предпринимательства, улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности региона прокуратура республики предложила главе Республики Коми рассмотреть вопрос о возможности субсидирования за счет регионального бюджета части затрат по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам конкурентных процедур.
Статья: Актуальные проблемы аренды лесных участков
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Право участия субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере использования лесных ресурсов ограничивается нормами ч. 4 ст. 29.1 и ч. 4.1 ст. 75 Лесного кодекса РФ, устанавливающими для этих субъектов предпринимательства заготовку древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений в пределах одной лесосеки. Это законодательное ограничение часто не учитывается контрольными государственными органами при рассмотрении антимонопольных дел. Полагаем, что такое законодательное ограничение на участие субъектов малого предпринимательства в лесопользовании вполне оправдано повышенными требованиями к арендатору лесного участка по сравнению с покупателем древесины: последний не обязан осуществлять лесовосстановительные мероприятия. Именно расширенными задачами освоения лесного участка со значительными лесовосстановительными задачами обусловлена специфика договора аренды лесного участка по сравнению с договором купли-продажи лесных насаждений. Однако порядок ограничений в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в заготовке древесины недостаточно четко прописан в подзаконных актах. Результатом подобного пробела правового регулирования является схоластический подход антимонопольных органов в применении ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", заключающийся в приоритете узко понимаемых экономических прав субъектов малого предпринимательства над публичными интересами государства. Данная норма сформулирована весьма абстрактно, что предоставляет антимонопольным органам широкие возможности для произвольного ее применения. В связи с этим актуализируется необходимость законодательного закрепления при проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков дополнительных требований к арендаторам этих участков в плане кадрового и материально-технического обеспечения выполнения всего комплекса мероприятий по договору аренды, опыта лесозаготовок, чтобы отсечь случайных и недобросовестных лесозаготовителей, не имеющих необходимых средств.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Право участия субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере использования лесных ресурсов ограничивается нормами ч. 4 ст. 29.1 и ч. 4.1 ст. 75 Лесного кодекса РФ, устанавливающими для этих субъектов предпринимательства заготовку древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений в пределах одной лесосеки. Это законодательное ограничение часто не учитывается контрольными государственными органами при рассмотрении антимонопольных дел. Полагаем, что такое законодательное ограничение на участие субъектов малого предпринимательства в лесопользовании вполне оправдано повышенными требованиями к арендатору лесного участка по сравнению с покупателем древесины: последний не обязан осуществлять лесовосстановительные мероприятия. Именно расширенными задачами освоения лесного участка со значительными лесовосстановительными задачами обусловлена специфика договора аренды лесного участка по сравнению с договором купли-продажи лесных насаждений. Однако порядок ограничений в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в заготовке древесины недостаточно четко прописан в подзаконных актах. Результатом подобного пробела правового регулирования является схоластический подход антимонопольных органов в применении ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", заключающийся в приоритете узко понимаемых экономических прав субъектов малого предпринимательства над публичными интересами государства. Данная норма сформулирована весьма абстрактно, что предоставляет антимонопольным органам широкие возможности для произвольного ее применения. В связи с этим актуализируется необходимость законодательного закрепления при проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков дополнительных требований к арендаторам этих участков в плане кадрового и материально-технического обеспечения выполнения всего комплекса мероприятий по договору аренды, опыта лесозаготовок, чтобы отсечь случайных и недобросовестных лесозаготовителей, не имеющих необходимых средств.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере лесопользования (практика прокуратуры Республики Коми)
(Куницына Е.А., Сметанина Н.Э.)
("Законность", 2023, N 7)Участковый лесничий Мощьюгского участкового лесничества в период исполнения обязанностей руководителя не урегулировал конфликт интересов при оказании себе государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (2 марта 2022 г. этим лесничим рассмотрено собственное заявление и заключен договор купли-продажи).
(Куницына Е.А., Сметанина Н.Э.)
("Законность", 2023, N 7)Участковый лесничий Мощьюгского участкового лесничества в период исполнения обязанностей руководителя не урегулировал конфликт интересов при оказании себе государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (2 марта 2022 г. этим лесничим рассмотрено собственное заявление и заключен договор купли-продажи).
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса регламентирует и российское законодательство. Прежде всего - лесное законодательство, Лесной кодекс РФ, который содержит положения о договоре купли-продажи лесных насаждений, обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших вывоз древесины из Российской Федерации, в том числе обязанность представлять оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа. Это и таможенное законодательство: Федеральные законы от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса регламентирует и российское законодательство. Прежде всего - лесное законодательство, Лесной кодекс РФ, который содержит положения о договоре купли-продажи лесных насаждений, обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших вывоз древесины из Российской Федерации, в том числе обязанность представлять оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа. Это и таможенное законодательство: Федеральные законы от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.