Кто относится к сельхозтоваропроизводителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто относится к сельхозтоваропроизводителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.1 "Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, он в спорный период осуществлял различную сельскохозяйственную деятельность, в том числе разведение КРС, выращивание сельскохозяйственных культур, переработку продуктов такой деятельности, реализацию. При этом существенным для рассмотрения дела являлось установление факта отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям и использование имущества в соответствующих целях.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, он в спорный период осуществлял различную сельскохозяйственную деятельность, в том числе разведение КРС, выращивание сельскохозяйственных культур, переработку продуктов такой деятельности, реализацию. При этом существенным для рассмотрения дела являлось установление факта отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям и использование имущества в соответствующих целях.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.2 "Налогоплательщики" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Относится ли переработка и реализация сельхозтоваропроизводителями как внутри группы лиц, так и лицам, не входящим в одну группу лиц с производителями товаров, пшеницы и меслина, ячменя и кукурузы к собственным технологическим и производственно-эксплуатационным нуждам и каков порядок предоставления информации на биржу?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Вопрос: Об отнесении организаций и (или) ИП к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 21.05.2024 N 03-03-06/1/46031)Вопрос: Об отнесении организаций и (или) ИП к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 21.05.2024 N 03-03-06/1/46031)Вопрос: Об отнесении организаций и (или) ИП к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- организациям, не менее 51% доли (акций) которых принадлежат сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным к субъектам малого предпринимательства, включая КФХ, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, ИП, производящим фермерскую продукцию.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- организациям, не менее 51% доли (акций) которых принадлежат сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным к субъектам малого предпринимательства, включая КФХ, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, ИП, производящим фермерскую продукцию.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом можно добавить, что в ст. 18 НК РФ также устанавливаются специальные налоговые режимы. К таковым относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения; налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента). В число условий перехода лиц на те или иные специальные налоговые режимы включены экономические показатели, которые могут характеризовать деятельность конкретных лиц. В частности, речь идет о таких показателях, как организационно-правовая форма, вид экономической деятельности налогоплательщика, размер дохода и т.д.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)При этом можно добавить, что в ст. 18 НК РФ также устанавливаются специальные налоговые режимы. К таковым относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения; налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента). В число условий перехода лиц на те или иные специальные налоговые режимы включены экономические показатели, которые могут характеризовать деятельность конкретных лиц. В частности, речь идет о таких показателях, как организационно-правовая форма, вид экономической деятельности налогоплательщика, размер дохода и т.д.
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В настоящее время все сельхозтоваропроизводители относятся к группе "прочие потребители" и покупают электроэнергию по нерегулируемым ценам, тарифы для которых определяются в зависимости от уровня напряжения: чем ниже напряжение, тем дороже электроэнергия. Однако до сих пор данный вопрос не был решен в пользу аграриев. Напротив, Минэнерго РФ и Федеральная антимонопольная служба России не только не поддерживали предоставление льгот на электроэнергию для аграриев, опасаясь увеличения расходов на электроэнергию для других потребителей, а, напротив, предложили им перейти с розничного на оптовый рынок электроэнергии, на котором не потребуется платить сбытовой компании за поставки электроэнергии, а также использовать современные энергосберегающие технологии. Эти меры, может быть, и эффективные, но они требуют дополнительных финансовых расходов, которых у аграриев и так достаточно.
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В настоящее время все сельхозтоваропроизводители относятся к группе "прочие потребители" и покупают электроэнергию по нерегулируемым ценам, тарифы для которых определяются в зависимости от уровня напряжения: чем ниже напряжение, тем дороже электроэнергия. Однако до сих пор данный вопрос не был решен в пользу аграриев. Напротив, Минэнерго РФ и Федеральная антимонопольная служба России не только не поддерживали предоставление льгот на электроэнергию для аграриев, опасаясь увеличения расходов на электроэнергию для других потребителей, а, напротив, предложили им перейти с розничного на оптовый рынок электроэнергии, на котором не потребуется платить сбытовой компании за поставки электроэнергии, а также использовать современные энергосберегающие технологии. Эти меры, может быть, и эффективные, но они требуют дополнительных финансовых расходов, которых у аграриев и так достаточно.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц урегулированы нормами гл. IX Закона о банкротстве. К таким юридическим лицам отнесены: градообразующие организации; сельскохозяйственные организации; финансовые организации, включая кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, кредитные кооперативы, микрофинансовые компании; стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий; застройщики; участники клиринга и клиенты участника клиринга.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц урегулированы нормами гл. IX Закона о банкротстве. К таким юридическим лицам отнесены: градообразующие организации; сельскохозяйственные организации; финансовые организации, включая кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, кредитные кооперативы, микрофинансовые компании; стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий; застройщики; участники клиринга и клиенты участника клиринга.
Статья: Применение ставки 0% по налогу на прибыль сельхозпроизводителями
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)К этой же категории доходов следует отнести и поступления от оказания другим сельхозпроизводителям услуг, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (см. Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-11-06/1/80106).
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)К этой же категории доходов следует отнести и поступления от оказания другим сельхозпроизводителям услуг, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (см. Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-11-06/1/80106).
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Взятое имущество и земельные участки в аренду могут учитываться на забалансовых счетах в случаях, если срок аренды не превышает 12 месяцев; стоимость арендуемого имущества без учета его износа (аналогично новому объекту основных средств) не превышает 300 тыс. руб.; при этом у организации имеются намерения получать от арендуемого объекта экономические выгоды независимо от других объектов учета; сельскохозяйственная организация относится к числу субъектов, применяющих упрощенные способы учета. В этих случаях для забалансового учета также открываются инвентарные карточки. В сельском хозяйстве долю обязательств по арендной плате можно погашать готовой продукцией.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Взятое имущество и земельные участки в аренду могут учитываться на забалансовых счетах в случаях, если срок аренды не превышает 12 месяцев; стоимость арендуемого имущества без учета его износа (аналогично новому объекту основных средств) не превышает 300 тыс. руб.; при этом у организации имеются намерения получать от арендуемого объекта экономические выгоды независимо от других объектов учета; сельскохозяйственная организация относится к числу субъектов, применяющих упрощенные способы учета. В этих случаях для забалансового учета также открываются инвентарные карточки. В сельском хозяйстве долю обязательств по арендной плате можно погашать готовой продукцией.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Сельскохозяйственные организации, не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства, относятся к сельскохозяйственным организациям индустриального типа. Это, в частности, птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Сельскохозяйственные организации, не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства, относятся к сельскохозяйственным организациям индустриального типа. Это, в частности, птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы.
Статья: Административные процедуры предоставления государственной и муниципальной поддержки в сфере сельского хозяйства в условиях трансформации публичного управления в России
(Кустов С.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Подобные законы субъектов РФ в большинстве случаев не закрепляют процедуры предоставления мер финансовой поддержки. Нормы указанных законодательных актов, как правило, разграничивают полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере предоставления поддержки и выделяют виды оказываемой поддержки. При этом в законах субъектов РФ закрепляется, что порядок предоставления мер финансовой поддержки устанавливается подзаконными правовыми актами, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Так, Законом Кемеровской области от 26 декабря 2018 г. N 134-ОЗ предусматривается, что определение порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области (п. 2 ч. 2 ст. 4).
(Кустов С.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Подобные законы субъектов РФ в большинстве случаев не закрепляют процедуры предоставления мер финансовой поддержки. Нормы указанных законодательных актов, как правило, разграничивают полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере предоставления поддержки и выделяют виды оказываемой поддержки. При этом в законах субъектов РФ закрепляется, что порядок предоставления мер финансовой поддержки устанавливается подзаконными правовыми актами, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Так, Законом Кемеровской области от 26 декабря 2018 г. N 134-ОЗ предусматривается, что определение порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области (п. 2 ч. 2 ст. 4).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 11.01.2023 N СД-4-3/141@ <О распределении расходов для применения нулевой ставки по налогу на прибыль при реализации сельхозпродукции>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)К сельскохозяйственным товаропроизводителям относят организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)К сельскохозяйственным товаропроизводителям относят организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию.
Статья: Сопоставительный анализ систем использования сельскохозяйственных земель Китая и России
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)2) коллективные хозяйства - состоят из нескольких семей, которые совместно ведут сельскохозяйственное производство, относятся к сельскохозяйственным предприятиям (характеризуются меньшей раздробленностью земельных наделов).
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)2) коллективные хозяйства - состоят из нескольких семей, которые совместно ведут сельскохозяйственное производство, относятся к сельскохозяйственным предприятиям (характеризуются меньшей раздробленностью земельных наделов).
Статья: Сельхозтоваропроизводитель списал кредиторскую задолженность во внереализационные доходы: какую ставку налога на прибыль применять?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя приведено в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Таковым считается организация, производящая сельскохозяйственную продукцию, осуществляющая ее первичную и последующую переработку и реализующая эту продукцию. При этом необходимо, чтобы доля реализации произведенной сельхозпродукции и услуг сельхозтоваропроизводителям, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации составляла не менее 70%.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя приведено в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Таковым считается организация, производящая сельскохозяйственную продукцию, осуществляющая ее первичную и последующую переработку и реализующая эту продукцию. При этом необходимо, чтобы доля реализации произведенной сельхозпродукции и услуг сельхозтоваропроизводителям, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации составляла не менее 70%.