Кто может быть наблюдателем
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто может быть наблюдателем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с отказом в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации
(КонсультантПлюс, 2025)период работы в должности летчика-наблюдателя в льготном исчислении при недоказанности работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях (индивидуальные сведения представлены без указания кода льготных условий труда и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)период работы в должности летчика-наблюдателя в льготном исчислении при недоказанности работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях (индивидуальные сведения представлены без указания кода льготных условий труда и пр.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"42) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"42) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Глава 4. СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ИНОСТРАННЫХ (МЕЖДУНАРОДНЫХ)
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Глава 4. СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ИНОСТРАННЫХ (МЕЖДУНАРОДНЫХ)
Ситуация: Кто и в каком порядке может проголосовать на выборах вне помещения для голосования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Голосование проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса (при наличии не менее двух наблюдателей голосование может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса), которые должны иметь при себе, в частности (п. 9 ст. 66 Закона N 67-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Голосование проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса (при наличии не менее двух наблюдателей голосование может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса), которые должны иметь при себе, в частности (п. 9 ст. 66 Закона N 67-ФЗ):
Статья: Онлайн-присутствие журналиста в судебном заседании: миф или реальность
(Потеева А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Наблюдатель в судебном онлайн-заседании
(Потеева А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Наблюдатель в судебном онлайн-заседании
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В работе над текстом документа приняли участие 46 государств - членов Совета Европы и все государства - наблюдатели при Совете Европы: Канада, Япония, Мексика, Ватикан и США, а также страны Европейского союза и значительное число государств, не являющихся членами Совета Европы: Австралия, Аргентина, Коста-Рика, Израиль, Перу и Уругвай [1477].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В работе над текстом документа приняли участие 46 государств - членов Совета Европы и все государства - наблюдатели при Совете Европы: Канада, Япония, Мексика, Ватикан и США, а также страны Европейского союза и значительное число государств, не являющихся членами Совета Европы: Австралия, Аргентина, Коста-Рика, Израиль, Перу и Уругвай [1477].
Готовое решение: Как создать инвентаризационную комиссию и чем она должна заниматься
(КонсультантПлюс, 2025)Сотрудники аудиторских организаций должны участвовать в проведении инвентаризации существенных для отчетности организации материальных активов в качестве наблюдателей, если это практически осуществимо (срок проведения инвентаризации приходится на период сбора аудиторских доказательств) (п. А17 МСА 500 "Аудиторские доказательства", пп. "а" п. 4 МСА 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях").
(КонсультантПлюс, 2025)Сотрудники аудиторских организаций должны участвовать в проведении инвентаризации существенных для отчетности организации материальных активов в качестве наблюдателей, если это практически осуществимо (срок проведения инвентаризации приходится на период сбора аудиторских доказательств) (п. А17 МСА 500 "Аудиторские доказательства", пп. "а" п. 4 МСА 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях").
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования - такие решения могут быть обжалованы в течение пяти дней со дня их принятия (ч. 3.1 ст. 298 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования - такие решения могут быть обжалованы в течение пяти дней со дня их принятия (ч. 3.1 ст. 298 КАС РФ).
Статья: Местное сообщество как субъект местного самоуправления: между социальным и конституционно-правовым
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 4)2. Субъект местного самоуправления: в поиске оптимальной терминологии. Несмотря на отказ от романтизма 80-х годов XX в. с их концепцией социалистического самоуправления и особой ролью местного самоуправления в ее реализации, а также не меньшего романтизма 90-х, связывавших свои демократические ожидания с местным самоуправлением как с преимущественно гражданской активностью, тезис о коллективном субъекте местного самоуправления сохраняет свое значение. Жители различных населенных пунктов не являются пассивными наблюдателями за тем, "с какой заботой" органы государственной (исполнительной) власти на местах или избранные ими на выборах органы местной власти решают проблемы жизнеобеспечения, периодически испрашивая мнения населения. Напротив, именно жители, точнее социальная группа, локализованная по месту проживания индивидов в целях совместного решения проблем жизнеобеспечения, является носителем муниципальной власти. Это важнейший элемент социально-политической природы местного самоуправления.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 4)2. Субъект местного самоуправления: в поиске оптимальной терминологии. Несмотря на отказ от романтизма 80-х годов XX в. с их концепцией социалистического самоуправления и особой ролью местного самоуправления в ее реализации, а также не меньшего романтизма 90-х, связывавших свои демократические ожидания с местным самоуправлением как с преимущественно гражданской активностью, тезис о коллективном субъекте местного самоуправления сохраняет свое значение. Жители различных населенных пунктов не являются пассивными наблюдателями за тем, "с какой заботой" органы государственной (исполнительной) власти на местах или избранные ими на выборах органы местной власти решают проблемы жизнеобеспечения, периодически испрашивая мнения населения. Напротив, именно жители, точнее социальная группа, локализованная по месту проживания индивидов в целях совместного решения проблем жизнеобеспечения, является носителем муниципальной власти. Это важнейший элемент социально-политической природы местного самоуправления.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).