Крупная сделка 161-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Крупная сделка 161-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 N 20АП-907/2022 по делу N А54-4203/2020
Требование: О признании недействительными договоров на оказание услуг, договоров подряда.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 и пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, пунктами 4.4 и 4.5, 6.5 устава МКП "ЖКХ Рязанское" совершение муниципальным казенным предприятием крупной сделки требует наличия предварительного, а не последующего согласия собственника имущества предприятия на заключение соответствующего договора. При этом, получение надлежащим образом оформленного в письменном виде согласия уполномоченного органа в силу является именно обязанностью казенного предприятия, предшествующей возможности реализации права на совершение сделки.
Требование: О признании недействительными договоров на оказание услуг, договоров подряда.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 и пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, пунктами 4.4 и 4.5, 6.5 устава МКП "ЖКХ Рязанское" совершение муниципальным казенным предприятием крупной сделки требует наличия предварительного, а не последующего согласия собственника имущества предприятия на заключение соответствующего договора. При этом, получение надлежащим образом оформленного в письменном виде согласия уполномоченного органа в силу является именно обязанностью казенного предприятия, предшествующей возможности реализации права на совершение сделки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
Вопрос: О сделках унитарного предприятия, подлежащих согласованию с собственником его имущества.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)Согласно части 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)Согласно части 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Нормативные акты
<Письмо> Росимущества от 05.10.2015 N ИА-03/41274
"О необходимости согласования заключения мировых соглашений"В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
"О необходимости согласования заключения мировых соглашений"В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Статья: Сделки, совершаемые юридическими лицами в особом порядке: определение единого подхода
(Загребаева Е.В.)
("Право и экономика", 2021, N 7)Следует отметить, что работа законодателя в части правового регулирования сделок, совершаемых юридическими лицами в особом порядке (крупная сделка; сделка, в совершении которой имеется заинтересованность), идет непрерывно, но не в направлении выработки критериев единого понятия какой-либо из указанных выше сделок, а в части внесения изменений в уже действующие федеральные законы, содержащие положения о таких сделках. Приведем пример: правило определения количественного критерия крупной сделки о соотношении цены (стоимости имущества) сделки с балансовой стоимостью активов для унитарного предприятия вступило в силу 04.12.2020, когда было внесено соответствующее изменение в ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а указание на минимальный размер оплаты труда исключено <5>. В юридической литературе необходимость такого изменения была отмечена уже более 10 лет назад [1]. При этом во всех других законах, содержащих положения о крупной сделке, ее количественный критерий определяется исходя из соотношения с балансовой стоимостью активов. Для сравнения аналогичное правило для акционерного общества содержится в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и действует оно с 01.01.1996, т.е. с даты вступления в силу указанного Федерального закона. Приведенный пример демонстрирует то, насколько по-разному применяется подход к определению критериев крупной сделки: правило, действующее для одного вида коммерческой организации (акционерного общества) уже на протяжении более 20 лет, для другого вида коммерческой организации (унитарного предприятия) стало применяться относительно недавно. Приведем другой пример. Статья 16 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" была дополнена частью 4.1, введенной Федеральным законом от 13.07.2020 N 196-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу 12.10.2020 <6>. Указанное изменение касается того, что заинтересованный в сделке член правления кредитного кооператива не участвует в голосовании по вопросу об одобрении сделки с заинтересованностью. Для сравнения аналогичное правило для общего собрания акционеров акционерного общества содержится в п. 4 ст. 83 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и действует оно с 01.01.1996, т.е. с даты вступления в силу указанного Федерального закона.
(Загребаева Е.В.)
("Право и экономика", 2021, N 7)Следует отметить, что работа законодателя в части правового регулирования сделок, совершаемых юридическими лицами в особом порядке (крупная сделка; сделка, в совершении которой имеется заинтересованность), идет непрерывно, но не в направлении выработки критериев единого понятия какой-либо из указанных выше сделок, а в части внесения изменений в уже действующие федеральные законы, содержащие положения о таких сделках. Приведем пример: правило определения количественного критерия крупной сделки о соотношении цены (стоимости имущества) сделки с балансовой стоимостью активов для унитарного предприятия вступило в силу 04.12.2020, когда было внесено соответствующее изменение в ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а указание на минимальный размер оплаты труда исключено <5>. В юридической литературе необходимость такого изменения была отмечена уже более 10 лет назад [1]. При этом во всех других законах, содержащих положения о крупной сделке, ее количественный критерий определяется исходя из соотношения с балансовой стоимостью активов. Для сравнения аналогичное правило для акционерного общества содержится в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и действует оно с 01.01.1996, т.е. с даты вступления в силу указанного Федерального закона. Приведенный пример демонстрирует то, насколько по-разному применяется подход к определению критериев крупной сделки: правило, действующее для одного вида коммерческой организации (акционерного общества) уже на протяжении более 20 лет, для другого вида коммерческой организации (унитарного предприятия) стало применяться относительно недавно. Приведем другой пример. Статья 16 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" была дополнена частью 4.1, введенной Федеральным законом от 13.07.2020 N 196-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу 12.10.2020 <6>. Указанное изменение касается того, что заинтересованный в сделке член правления кредитного кооператива не участвует в голосовании по вопросу об одобрении сделки с заинтересованностью. Для сравнения аналогичное правило для общего собрания акционеров акционерного общества содержится в п. 4 ст. 83 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и действует оно с 01.01.1996, т.е. с даты вступления в силу указанного Федерального закона.
Статья: Когда суд не примет отказ истца от иска
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)- для унитарных, в т.ч. казенных, предприятий - ст. 22 и 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)- для унитарных, в т.ч. казенных, предприятий - ст. 22 и 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, унитарные предприятия как носители права хозяйственного ведения не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Тем самым, прежде чем совершить сделку, они обязаны получить такое согласие. При этом переход данного имущества в частную собственность (собственность юридических и физических лиц) повлечет необходимость применения законодательства о приватизации (ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, унитарные предприятия как носители права хозяйственного ведения не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Тем самым, прежде чем совершить сделку, они обязаны получить такое согласие. При этом переход данного имущества в частную собственность (собственность юридических и физических лиц) повлечет необходимость применения законодательства о приватизации (ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вообще не содержит определения "уставного фонда" (см.: Российская газета. 3 декабря 2002 г. N 229).
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вообще не содержит определения "уставного фонда" (см.: Российская газета. 3 декабря 2002 г. N 229).
Статья: Как правильно составить договор поручительства
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 2)Также необходимо помнить, что если договор поручительства является крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, то он должен быть согласован в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 2)Также необходимо помнить, что если договор поручительства является крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, то он должен быть согласован в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.
Статья: Особенности определения воли юридических лиц на выбытие имущества из владения
(Мальбин Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Между тем нередки случаи, когда для совершения сделки с имуществом необходимо одобрение иного органа юридического лица. Так, принятие решения о согласии на совершение крупной сделки хозяйственным обществом относится к компетенции общего собрания участников (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подп. 6 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), унитарным предприятием - собственника имущества унитарного предприятия (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
(Мальбин Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Между тем нередки случаи, когда для совершения сделки с имуществом необходимо одобрение иного органа юридического лица. Так, принятие решения о согласии на совершение крупной сделки хозяйственным обществом относится к компетенции общего собрания участников (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подп. 6 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), унитарным предприятием - собственника имущества унитарного предприятия (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Вопрос: О совершении МУП крупной сделки.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 28-05-10/10369)Вместе с тем считаем возможным отметить, что согласно статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества МУП.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 28-05-10/10369)Вместе с тем считаем возможным отметить, что согласно статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества МУП.
Статья: О регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)<3> Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной (см. ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), необходим документ, подтверждающий ее одобрение.
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)<3> Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной (см. ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), необходим документ, подтверждающий ее одобрение.