Крсои
Подборка наиболее важных документов по запросу Крсои (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)"...между собственником помещения в производственно-административном здании... и... УК... заключен договор управления... в силу пункта 3.1.15 которого управляющая организация приняла на себя обязательства заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества здания.
(КонсультантПлюс, 2025)"...между собственником помещения в производственно-административном здании... и... УК... заключен договор управления... в силу пункта 3.1.15 которого управляющая организация приняла на себя обязательства заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества здания.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание задолженности по оплате энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
(КонсультантПлюс, 2025)...Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества МКД, относятся холодная вода, горячая вода, электроэнергия и отведение сточных вод. Плата за указанные ресурсы включается в плату за содержание жилого помещения при условии, что конструктивные особенности МКД позволяют потреблять соответствующий вид коммунальных ресурсов при содержании общего имущества (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества МКД, относятся холодная вода, горячая вода, электроэнергия и отведение сточных вод. Плата за указанные ресурсы включается в плату за содержание жилого помещения при условии, что конструктивные особенности МКД позволяют потреблять соответствующий вид коммунальных ресурсов при содержании общего имущества (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
(ред. от 04.11.2025)1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В качестве примеров подзаконных актов субъектов РФ, также содержащих обязательные требования, можно привести Постановление правительства Ярославской области от 1 ноября 2011 г. N 829-п "Об утверждении Методических рекомендаций по переводу многоквартирных домов на расчеты по коллективным (общедомовым) приборам учета воды" <1>, распоряжение министерства ЖКХ Московской области от 22 мая 2017 г. N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области" <2> и т.п.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В качестве примеров подзаконных актов субъектов РФ, также содержащих обязательные требования, можно привести Постановление правительства Ярославской области от 1 ноября 2011 г. N 829-п "Об утверждении Методических рекомендаций по переводу многоквартирных домов на расчеты по коллективным (общедомовым) приборам учета воды" <1>, распоряжение министерства ЖКХ Московской области от 22 мая 2017 г. N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области" <2> и т.п.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 этих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к этим Правилам (пункт 48 Правил N 354).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 этих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к этим Правилам (пункт 48 Правил N 354).
Вопрос: О предложениях по освобождению от НДС выполняемых (оказываемых) управляющей МКД организацией работ (услуг) и коммунальных ресурсов, поставляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 03-07-11/69)Вопрос: О предложениях по освобождению от НДС выполняемых (оказываемых) управляющей МКД организацией работ (услуг) и коммунальных ресурсов, поставляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 03-07-11/69)Вопрос: О предложениях по освобождению от НДС выполняемых (оказываемых) управляющей МКД организацией работ (услуг) и коммунальных ресурсов, поставляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)5) сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления КР на СОИ, а также о величине социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений (в случае ее установления в субъекте РФ);
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)5) сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления КР на СОИ, а также о величине социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений (в случае ее установления в субъекте РФ);
Статья: Расчет коммунальных услуг в случае неисправности прибора учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если период работы коллективного (общедомового) прибора учета составил менее 3 месяцев в случаях, указанных в п. 59(1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за расчетный период с учетом положений п. 44 Правил N 354 определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (п. 59(2) Правил N 354).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если период работы коллективного (общедомового) прибора учета составил менее 3 месяцев в случаях, указанных в п. 59(1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за расчетный период с учетом положений п. 44 Правил N 354 определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (п. 59(2) Правил N 354).
Статья: Общее имущество многоквартирного дома
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как установлено ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как установлено ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
Статья: Теоретико-методологические аспекты современной системы жилищного законодательства Российской Федерации
(Шепелев Д.В., Шепелева Д.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Второй особенностью представляется закономерным выделить общую методологию в алгоритме построения жилищно-правовых категорий, применяемых в качестве площади жилого помещения для расчетов учетной нормы, нормы предоставления, стандарта нормативной площади жилого помещения, а также к категории благоустроенности жилого помещения. Так, учетная норма площади жилого помещения, применяемая для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из которой определяется уровень обеспеченности площадью жилого помещения для принятия на учет, норма предоставления площади жилого помещения для заключения социального найма, а также стандарт нормативной площади жилого помещения для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют прямую диалектическую связь с социальной сущностью Российского государства, реализующейся через обеспечение граждан правом на жилище. Три приведенные в примере категории интегрированы в жилищном законодательстве и абсолютно четко дифференцируют желание законодателя дать субъектам и местным властям возможность самостоятельно определять нормативы, исходя из возможностей и объемов имеющегося жилищного фонда. Анализ данных категорий показывает общий подход федерального законодателя в определении на федеральном уровне порогового размера учетной нормы, который не должен превышать размер нормы предоставления. Отсутствие в Жилищном кодексе РФ конкретных размеров учетной нормы и нормы предоставления дает возможность органам местного самоуправления предусматривать учетную норму площади жилого помещения, несмотря на различную географию расположения муниципальных образований можно отметить общий подход к методологии определения таковой. Например, в Одинцовском городском округе Московской области, городском округе Власиха, Кашира, Коломна учетная норма на одного человека составляет 8 кв. м <8>. В городских округах Волоколамске, Дзержинске, Долгопрудном, Домодедово учетная норма на одного человека составляет 9 кв. м <9>. В Москве норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека <10>, в то время как в Санкт-Петербурге норма предоставления на одного человека составляет 33 кв. м <11>. Что касается благоустроенности, то данная категория определяется исходя из возможностей каждого конкретного муниципального образования и не имеет точного и универсального содержания. Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме уровень благоустройства многоквартирного дома, жилого дома представляет собой качественную характеристику дома, определяемую наличием и составом внутридомовых инженерных систем, которые обеспечивают предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием данных внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования <12>. В связи с этим в научной доктрине, в законодательстве и судебной практике утвердилось представление о том, что благоустроенное жилое помещение - это жилое помещение, оборудованное канализацией, водопроводом, горячим водоснабжением, центральным отоплением, газом <13>.
(Шепелев Д.В., Шепелева Д.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Второй особенностью представляется закономерным выделить общую методологию в алгоритме построения жилищно-правовых категорий, применяемых в качестве площади жилого помещения для расчетов учетной нормы, нормы предоставления, стандарта нормативной площади жилого помещения, а также к категории благоустроенности жилого помещения. Так, учетная норма площади жилого помещения, применяемая для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из которой определяется уровень обеспеченности площадью жилого помещения для принятия на учет, норма предоставления площади жилого помещения для заключения социального найма, а также стандарт нормативной площади жилого помещения для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют прямую диалектическую связь с социальной сущностью Российского государства, реализующейся через обеспечение граждан правом на жилище. Три приведенные в примере категории интегрированы в жилищном законодательстве и абсолютно четко дифференцируют желание законодателя дать субъектам и местным властям возможность самостоятельно определять нормативы, исходя из возможностей и объемов имеющегося жилищного фонда. Анализ данных категорий показывает общий подход федерального законодателя в определении на федеральном уровне порогового размера учетной нормы, который не должен превышать размер нормы предоставления. Отсутствие в Жилищном кодексе РФ конкретных размеров учетной нормы и нормы предоставления дает возможность органам местного самоуправления предусматривать учетную норму площади жилого помещения, несмотря на различную географию расположения муниципальных образований можно отметить общий подход к методологии определения таковой. Например, в Одинцовском городском округе Московской области, городском округе Власиха, Кашира, Коломна учетная норма на одного человека составляет 8 кв. м <8>. В городских округах Волоколамске, Дзержинске, Долгопрудном, Домодедово учетная норма на одного человека составляет 9 кв. м <9>. В Москве норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека <10>, в то время как в Санкт-Петербурге норма предоставления на одного человека составляет 33 кв. м <11>. Что касается благоустроенности, то данная категория определяется исходя из возможностей каждого конкретного муниципального образования и не имеет точного и универсального содержания. Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме уровень благоустройства многоквартирного дома, жилого дома представляет собой качественную характеристику дома, определяемую наличием и составом внутридомовых инженерных систем, которые обеспечивают предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием данных внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования <12>. В связи с этим в научной доктрине, в законодательстве и судебной практике утвердилось представление о том, что благоустроенное жилое помещение - это жилое помещение, оборудованное канализацией, водопроводом, горячим водоснабжением, центральным отоплением, газом <13>.