Критерии моногородов
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии моногородов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Самой главной претензией к данному правовому режиму, по нашему мнению, можно считать изначально заложенные недостаточно четкие критерии оценки эффективности ТОР. В 2019 г. на уровне Правительства уже предпринималась попытка решения этого вопроса. В частности, Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 N 1240 утверждена единая методика оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности ТОР (за исключением ТОР, созданных на территориях моногородов). Здесь обращает на себя внимание наличие конкретных показателей, которые применяются для оценки и мониторинга, а также критерии, при выполнении которых ТОР будет признаваться эффективной. В частности, эффективность ТОР можно оценить с помощью таких критериев, как соотношение привлеченных частных и бюджетных инвестиций, стоимость создания одного нового рабочего места для федерального бюджета, положительная динамика разницы между отношением добавленной стоимости и фактических совокупных расходов бюджетов и т.д. Так, ТОР будет признаваться эффективной при одновременном выполнении любых трех из установленных критериев. Стоит приветствовать формулировку четких критериев эффективности. Каким образом это отразится на результатах работы данного правового режима - покажет уже ближайшее время.
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Самой главной претензией к данному правовому режиму, по нашему мнению, можно считать изначально заложенные недостаточно четкие критерии оценки эффективности ТОР. В 2019 г. на уровне Правительства уже предпринималась попытка решения этого вопроса. В частности, Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 N 1240 утверждена единая методика оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности ТОР (за исключением ТОР, созданных на территориях моногородов). Здесь обращает на себя внимание наличие конкретных показателей, которые применяются для оценки и мониторинга, а также критерии, при выполнении которых ТОР будет признаваться эффективной. В частности, эффективность ТОР можно оценить с помощью таких критериев, как соотношение привлеченных частных и бюджетных инвестиций, стоимость создания одного нового рабочего места для федерального бюджета, положительная динамика разницы между отношением добавленной стоимости и фактических совокупных расходов бюджетов и т.д. Так, ТОР будет признаваться эффективной при одновременном выполнении любых трех из установленных критериев. Стоит приветствовать формулировку четких критериев эффективности. Каким образом это отразится на результатах работы данного правового режима - покажет уже ближайшее время.
Статья: Город как объект юридической науки: проблемы и перспективы правового регулирования
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)В отечественной науке попытки сформулировать доктринальные классификации городов по различным основаниям предпринимались неоднократно. Авторы предлагают разные критерии: численность населения, географическое положение, плотность населения, функции, вид экономики и др. <9>. Вместе с тем полагаем, что многообразие городов на территории Российской Федерации, особенности их экономико-географического положения, степени развитости инфраструктуры и функционально-целевого назначения определяют необходимость их функциональной типологии на основании совокупности вышеуказанных признаков. При этом все города могут быть условно разделены на две группы: моногорода, роль которых в системе экономического обмена внутри страны характеризуется значительным преобладанием определенной сферы хозяйства над остальными, и мегаполисы, для которых свойственны высокая концентрация капитала, развитая инфраструктура, направленная на производство и потребление услуг, высокий уровень инновационной активности, распространение влияния за рамки административных границ и особая индустриальная культура и наследие.
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)В отечественной науке попытки сформулировать доктринальные классификации городов по различным основаниям предпринимались неоднократно. Авторы предлагают разные критерии: численность населения, географическое положение, плотность населения, функции, вид экономики и др. <9>. Вместе с тем полагаем, что многообразие городов на территории Российской Федерации, особенности их экономико-географического положения, степени развитости инфраструктуры и функционально-целевого назначения определяют необходимость их функциональной типологии на основании совокупности вышеуказанных признаков. При этом все города могут быть условно разделены на две группы: моногорода, роль которых в системе экономического обмена внутри страны характеризуется значительным преобладанием определенной сферы хозяйства над остальными, и мегаполисы, для которых свойственны высокая концентрация капитала, развитая инфраструктура, направленная на производство и потребление услуг, высокий уровень инновационной активности, распространение влияния за рамки административных границ и особая индустриальная культура и наследие.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"1.1. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"1.1. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
Статья: Основные виды соседских вмешательств по праву Германии и Швейцарии
(Щербаков А.А.)
("Закон", 2024, N 10)Очевидный пример - разница в уровне допустимого вмешательства в сельской местности, жилой застройке и промышленной зоне <49>. Но и в этом случае важны нормативные показатели, которые различаются в зависимости от местности. По этой причине критерии обычности и существенности вмешательства зачастую отождествляются либо рассматриваются вместе. Публичное право в части обычности вмешательства может сыграть свою роль при разработке градостроительного плана, поскольку возникает вопрос, может ли этот план опосредованно устанавливать обычность. На наш взгляд, правильнее применять его как ориентир при толковании этого критерия, без абсолютизации плана.
(Щербаков А.А.)
("Закон", 2024, N 10)Очевидный пример - разница в уровне допустимого вмешательства в сельской местности, жилой застройке и промышленной зоне <49>. Но и в этом случае важны нормативные показатели, которые различаются в зависимости от местности. По этой причине критерии обычности и существенности вмешательства зачастую отождествляются либо рассматриваются вместе. Публичное право в части обычности вмешательства может сыграть свою роль при разработке градостроительного плана, поскольку возникает вопрос, может ли этот план опосредованно устанавливать обычность. На наш взгляд, правильнее применять его как ориентир при толковании этого критерия, без абсолютизации плана.
Вопрос: О продлении срока получения права на применение пониженных тарифов страховых взносов резидентом ТОР.
(Письмо Минфина России от 30.08.2024 N 03-15-06/82392)Исходя из утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 N 1346 Правил проведения оценки созданных до 1 января 2022 г. ТОР (за исключением ТОР, расположенных на территории ДФО) в целях продления до 31 декабря 2024 г. (включительно) периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой ТОР, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, в случае соответствия ТОР (за исключением ТОР, расположенных на территории ДФО) критериям оценки, указанным в пункте 2 Правил, предложение о ее (их) включении в реестр созданных до 1 января 2022 г. ТОР (за исключением ТОР, расположенных на территории ДФО), предусмотренный абзацем седьмым пункта 10.1 статьи 427 Кодекса (далее - реестр), выносится на рассмотрение межведомственной рабочей группы по вопросам создания особых экономических зон и ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах), созданной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 2537-р (далее - рабочая группа).
(Письмо Минфина России от 30.08.2024 N 03-15-06/82392)Исходя из утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 N 1346 Правил проведения оценки созданных до 1 января 2022 г. ТОР (за исключением ТОР, расположенных на территории ДФО) в целях продления до 31 декабря 2024 г. (включительно) периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой ТОР, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, в случае соответствия ТОР (за исключением ТОР, расположенных на территории ДФО) критериям оценки, указанным в пункте 2 Правил, предложение о ее (их) включении в реестр созданных до 1 января 2022 г. ТОР (за исключением ТОР, расположенных на территории ДФО), предусмотренный абзацем седьмым пункта 10.1 статьи 427 Кодекса (далее - реестр), выносится на рассмотрение межведомственной рабочей группы по вопросам создания особых экономических зон и ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах), созданной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 2537-р (далее - рабочая группа).
Статья: Градообразующее предприятие
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С понятием градообразующего предприятия непосредственно связано понятие "моногород", который представляет собой город, возникший вокруг определенного промышленного объекта. Под градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования РФ (моногорода) понимается организация (филиал юридического лица), которая осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования РФ (моногорода), включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утверждаемый Правительством РФ, и среднесписочная численность работников которой составляет не менее 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (п. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации").
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С понятием градообразующего предприятия непосредственно связано понятие "моногород", который представляет собой город, возникший вокруг определенного промышленного объекта. Под градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования РФ (моногорода) понимается организация (филиал юридического лица), которая осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования РФ (моногорода), включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утверждаемый Правительством РФ, и среднесписочная численность работников которой составляет не менее 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (п. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации").