Кредитование сельхозпроизводителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Кредитование сельхозпроизводителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213.28 "Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)Из пояснений должника следует, что банкротство наступило в результате кризиса сельскохозяйственной отрасли, поскольку заемщиками по кредитным обязательствам, по которым гражданин выступал поручителем, являлись организации-сельхозпроизводители. Кредитные средства в таком размере никогда не были бы выданы банком лично гражданину.
(Арбитражный суд Уральского округа)Из пояснений должника следует, что банкротство наступило в результате кризиса сельскохозяйственной отрасли, поскольку заемщиками по кредитным обязательствам, по которым гражданин выступал поручителем, являлись организации-сельхозпроизводители. Кредитные средства в таком размере никогда не были бы выданы банком лично гражданину.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданский кодекс Российской Федерации: история принятия
(Ивлиев Г.П.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Не соглашаясь с В.С. Мартемьяновым и Коммунистической партией в целом, В.В. Похмелкин, депутат от фракции блока "Выбор России", категорически заявлял: "Да, естественно, мы занимаем другую позицию, чем фракция коммунистов, в вопросе о частной собственности на землю. Помимо всего прочего, ограничение права частной собственности на землю, не говоря уже о том, что этим нарушаются естественные экономические права и интересы граждан, по существу, может привести к целому ряду негативных экономических последствий. В частности, об одном из них я могу сказать: просто невозможным станет сезонное кредитование сельхозпроизводителей" <19>.
(Ивлиев Г.П.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Не соглашаясь с В.С. Мартемьяновым и Коммунистической партией в целом, В.В. Похмелкин, депутат от фракции блока "Выбор России", категорически заявлял: "Да, естественно, мы занимаем другую позицию, чем фракция коммунистов, в вопросе о частной собственности на землю. Помимо всего прочего, ограничение права частной собственности на землю, не говоря уже о том, что этим нарушаются естественные экономические права и интересы граждан, по существу, может привести к целому ряду негативных экономических последствий. В частности, об одном из них я могу сказать: просто невозможным станет сезонное кредитование сельхозпроизводителей" <19>.
Статья: Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. Предприниматель просил суд обязать банк заключить с ним кредитный договор. Мотивировал иск тем, что он осуществляет свою деятельность в сфере сельского хозяйства, а между банком и Правительством РФ заключено соглашение о кредитовании сельхозпроизводителей. По мнению предпринимателя, из-за этого обстоятельства на кредитный договор распространяется режим публичного договора и банк обязан предоставить кредит любому заемщику, который занимается сельским хозяйством.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. Предприниматель просил суд обязать банк заключить с ним кредитный договор. Мотивировал иск тем, что он осуществляет свою деятельность в сфере сельского хозяйства, а между банком и Правительством РФ заключено соглашение о кредитовании сельхозпроизводителей. По мнению предпринимателя, из-за этого обстоятельства на кредитный договор распространяется режим публичного договора и банк обязан предоставить кредит любому заемщику, который занимается сельским хозяйством.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Государственная поддержка инновационной деятельности (инновационной политики)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях оказания финансового обеспечения Решением Минсельхоза России от 28.08.2025 N 25-68850-01698-Р (Версия 7) установлен порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях оказания финансового обеспечения Решением Минсельхоза России от 28.08.2025 N 25-68850-01698-Р (Версия 7) установлен порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц урегулированы нормами гл. IX Закона о банкротстве. К таким юридическим лицам отнесены: градообразующие организации; сельскохозяйственные организации; финансовые организации, включая кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, кредитные кооперативы, микрофинансовые компании; стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий; застройщики; участники клиринга и клиенты участника клиринга.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц урегулированы нормами гл. IX Закона о банкротстве. К таким юридическим лицам отнесены: градообразующие организации; сельскохозяйственные организации; финансовые организации, включая кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, кредитные кооперативы, микрофинансовые компании; стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий; застройщики; участники клиринга и клиенты участника клиринга.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Различают основную сумму задолженности и затраты, связанные с обслуживанием долга. Основная сумма долга по полученному займу или кредиту сельскохозяйственной организацией учитывается в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других активов, предусмотренных договором. Обязательства по полученным кредитам и займам признаются в момент фактического получения денежных средств или других активов. Задолженность по полученным кредитам и займам подразделяется на краткосрочную и долгосрочную, а также срочную и просроченную. Краткосрочной задолженностью считается сумма обязательств по полученным займам и кредитам, срок погашения которой, согласно условиям договора, не превышает 12 месяцев. Долгосрочная задолженность предполагает исполнение обязательств в срок, превышающий 12 месяцев. Срочной считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен дополнительными соглашениями. Просроченной считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим сроком погашения задолженности.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Различают основную сумму задолженности и затраты, связанные с обслуживанием долга. Основная сумма долга по полученному займу или кредиту сельскохозяйственной организацией учитывается в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других активов, предусмотренных договором. Обязательства по полученным кредитам и займам признаются в момент фактического получения денежных средств или других активов. Задолженность по полученным кредитам и займам подразделяется на краткосрочную и долгосрочную, а также срочную и просроченную. Краткосрочной задолженностью считается сумма обязательств по полученным займам и кредитам, срок погашения которой, согласно условиям договора, не превышает 12 месяцев. Долгосрочная задолженность предполагает исполнение обязательств в срок, превышающий 12 месяцев. Срочной считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен дополнительными соглашениями. Просроченной считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим сроком погашения задолженности.
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал внедрения в деятельность личных подсобных хозяйств граждан
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке также установлено, что средства федерального бюджета в виде субсидий предоставляются кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, предоставленным гражданам, ведущим ЛПХ, при условии применения ими НПД <7>. Как видно из положений вышеназванных правовых актов, меры государственной поддержки ЛПХ, как прямые (субсидии, гранты), так и косвенные (компенсация кредитным организациям выпадающих доходов), применяются к ЛПХ с учетом их правового статуса плательщика НПД. Подобные институциональные преобразования важны, так как доступ к финансированию для ЛПХ достаточно ограничен, что связано с проблемами в получении кредитов, а также нехваткой государственных субсидий [6].
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке также установлено, что средства федерального бюджета в виде субсидий предоставляются кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, предоставленным гражданам, ведущим ЛПХ, при условии применения ими НПД <7>. Как видно из положений вышеназванных правовых актов, меры государственной поддержки ЛПХ, как прямые (субсидии, гранты), так и косвенные (компенсация кредитным организациям выпадающих доходов), применяются к ЛПХ с учетом их правового статуса плательщика НПД. Подобные институциональные преобразования важны, так как доступ к финансированию для ЛПХ достаточно ограничен, что связано с проблемами в получении кредитов, а также нехваткой государственных субсидий [6].
Статья: Пленум Верховного Суда инициировал принятие поправок к Закону о банкротстве
(Ларина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 1)Поправки повышают сумму требований к юридическому лицу, по которой может быть возбуждено дело о банкротстве, с 300 тыс. рублей до 2 млн рублей для обычных юридических лиц и с 500 тыс. рублей до 3 млн для специализированных субъектов (сельскохозяйственных, кредитных организаций, стратегических предприятий, субъектов естественных монополий). Это обоснованно с экономической и процессуальной точек зрения. Пороговые значения сумм для возбуждения дел о банкротстве устанавливались в 2002 году, и с учетом инфляции и текущей стоимости денег предложенные поправками суммы как раз соответствуют суммам 2002 года. Увеличение до 2 млн рублей предотвращает возможность злоупотребления со стороны заявителя, который сейчас может получить судебный акт в порядке упрощенного или приказного производства и успеть заявить СРО или административного управляющего на процедуру и тем самым получить возможность влиять на процедуру.
(Ларина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 1)Поправки повышают сумму требований к юридическому лицу, по которой может быть возбуждено дело о банкротстве, с 300 тыс. рублей до 2 млн рублей для обычных юридических лиц и с 500 тыс. рублей до 3 млн для специализированных субъектов (сельскохозяйственных, кредитных организаций, стратегических предприятий, субъектов естественных монополий). Это обоснованно с экономической и процессуальной точек зрения. Пороговые значения сумм для возбуждения дел о банкротстве устанавливались в 2002 году, и с учетом инфляции и текущей стоимости денег предложенные поправками суммы как раз соответствуют суммам 2002 года. Увеличение до 2 млн рублей предотвращает возможность злоупотребления со стороны заявителя, который сейчас может получить судебный акт в порядке упрощенного или приказного производства и успеть заявить СРО или административного управляющего на процедуру и тем самым получить возможность влиять на процедуру.
Статья: Заем долгосрочный и краткосрочный: понятие, отличия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- под льготным краткосрочным кредитом для целей предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, понимаются целевые денежные средства в российских рублях, предоставляемые уполномоченным банком на срок до 1 года включительно, а в случае, установленном законодательством, на срок до 2 лет включительно на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, и др. (абз. 5 п. 2 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 512).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- под льготным краткосрочным кредитом для целей предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, понимаются целевые денежные средства в российских рублях, предоставляемые уполномоченным банком на срок до 1 года включительно, а в случае, установленном законодательством, на срок до 2 лет включительно на цели развития подотраслей растениеводства и животноводства, и др. (абз. 5 п. 2 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 512).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<1> Правовые основания для разработки системы были заложены в: Постановлениях Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 N 1221 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; от 29.12.2016 N 1528 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" // СПС "КонсультантПлюс"; от 05.12.2019 N 1598 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий" // СПС "КонсультантПлюс"; от 16.03.2022 N 375 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс"; от 17.03.2022 N 393 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли" // СПС "КонсультантПлюс"; от 25.03.2022 N 469 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022 - 2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" // СПС "КонсультантПлюс"; от 23.04.2022 N 745 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям транспортного комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации транспортного комплекса" // СПС "КонсультантПлюс"; от 02.04.2022 N 574 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям топливно-энергетического комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации топливно-энергетического комплекса" // СПС "КонсультантПлюс"; от 26.04.2022 N 754 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным аккредитованным системообразующим организациям в сфере информационных технологий, а также организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере информационных технологий" // СПС "КонсультантПлюс"; от 30.04.2022 N 804 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере строительства коммерческой недвижимости и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере строительства коммерческой недвижимости" // СПС "КонсультантПлюс"; от 09.05.2022 N 835 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации жилищно-коммунального хозяйства" // СПС "КонсультантПлюс".
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<1> Правовые основания для разработки системы были заложены в: Постановлениях Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 N 1221 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; от 29.12.2016 N 1528 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" // СПС "КонсультантПлюс"; от 05.12.2019 N 1598 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий" // СПС "КонсультантПлюс"; от 16.03.2022 N 375 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс"; от 17.03.2022 N 393 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли" // СПС "КонсультантПлюс"; от 25.03.2022 N 469 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022 - 2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" // СПС "КонсультантПлюс"; от 23.04.2022 N 745 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям транспортного комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации транспортного комплекса" // СПС "КонсультантПлюс"; от 02.04.2022 N 574 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям топливно-энергетического комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации топливно-энергетического комплекса" // СПС "КонсультантПлюс"; от 26.04.2022 N 754 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным аккредитованным системообразующим организациям в сфере информационных технологий, а также организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере информационных технологий" // СПС "КонсультантПлюс"; от 30.04.2022 N 804 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере строительства коммерческой недвижимости и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере строительства коммерческой недвижимости" // СПС "КонсультантПлюс"; от 09.05.2022 N 835 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации жилищно-коммунального хозяйства" // СПС "КонсультантПлюс".