Косвенная личная заинтересованность
Подборка наиболее важных документов по запросу Косвенная личная заинтересованность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Права госслужащего. Служебная проверка. Конфликт интересов
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению заявителя, участие Л. ...в качестве специалиста в уголовном деле дает основания полагать, что она лично косвенно заинтересована в исходе дела.
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению заявителя, участие Л. ...в качестве специалиста в уголовном деле дает основания полагать, что она лично косвенно заинтересована в исходе дела.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Отвод судьи" АПК РФ"При этом ответчик не заявил отвод судье при выявлении знакомства судьи судебной коллегии и представителя истца, равно как и не представил доказательств личной, прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе настоящего дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, указанного в разд. 2 настоящего Положения, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
(КонсультантПлюс, 2025)конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, указанного в разд. 2 настоящего Положения, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Возвращаясь к текущей версии нормативного закрепления применения института доверительного управления в антикоррупционных и антиконфликтных целях, отметим, что в соответствии со ст. 19 "Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе" Федерального закона N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [1] для целей этого самого Закона используется термин "конфликт интересов", установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции" [2]. При этом легальная дефиниция конфликта интересов такова - ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность лица, состоящего в должности, предполагающей обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может оказать влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей и (или) осуществление полномочий.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Возвращаясь к текущей версии нормативного закрепления применения института доверительного управления в антикоррупционных и антиконфликтных целях, отметим, что в соответствии со ст. 19 "Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе" Федерального закона N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [1] для целей этого самого Закона используется термин "конфликт интересов", установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции" [2]. При этом легальная дефиниция конфликта интересов такова - ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность лица, состоящего в должности, предполагающей обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может оказать влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей и (или) осуществление полномочий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"11.1. При возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в ходе рассмотрения служебного спора член комиссии по служебным спорам, у которого имеется прямая или косвенная личная заинтересованность в решении по служебному спору, обязан до начала заседания комиссии по служебным спорам или в ходе рассмотрения служебного спора заявить об этом. В таком случае указанный член комиссии по служебным спорам не принимает участия в дальнейшем рассмотрении служебного спора и принятии решения по служебному спору.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"11.1. При возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в ходе рассмотрения служебного спора член комиссии по служебным спорам, у которого имеется прямая или косвенная личная заинтересованность в решении по служебному спору, обязан до начала заседания комиссии по служебным спорам или в ходе рассмотрения служебного спора заявить об этом. В таком случае указанный член комиссии по служебным спорам не принимает участия в дальнейшем рассмотрении служебного спора и принятии решения по служебному спору.
Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")15. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")15. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Понятие конфликта интересов дано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ). Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность в данном случае означает возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ):
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Понятие конфликта интересов дано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ). Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность в данном случае означает возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ):
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем наибольшую сложность на практике представляет разрешение отводов, заявленных по основаниям, применение которых связано с толкованием понятия личной, прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе административного дела (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи) либо оценкой иных, не предусмотренных ч. 1 настоящей статьи обстоятельств, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи (ч. 2 той же статьи).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем наибольшую сложность на практике представляет разрешение отводов, заявленных по основаниям, применение которых связано с толкованием понятия личной, прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе административного дела (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи) либо оценкой иных, не предусмотренных ч. 1 настоящей статьи обстоятельств, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи (ч. 2 той же статьи).
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с принципом независимости судья обязан избегать любого поведения и образа действий, способных создать впечатление пристрастности. Судья не должен участвовать в процессе в случае обоснованных подозрений в его пристрастности и должен взять самоотвод от участия в любом процессе, в котором он не сможет принять беспристрастное решение. Закон должен предусматривать основания и порядок отвода (самоотвода) судьи при наличии прямой личной или косвенной заинтересованности в исходе дела.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с принципом независимости судья обязан избегать любого поведения и образа действий, способных создать впечатление пристрастности. Судья не должен участвовать в процессе в случае обоснованных подозрений в его пристрастности и должен взять самоотвод от участия в любом процессе, в котором он не сможет принять беспристрастное решение. Закон должен предусматривать основания и порядок отвода (самоотвода) судьи при наличии прямой личной или косвенной заинтересованности в исходе дела.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Профессор В.А. Семенцов рассматривает как пробел закона отсутствие уголовной ответственности специалиста за данное им заключение и предлагает ее установление: "Для обеспечения объективности заключения специалиста явно недостаточно предусмотренной в ст. 71 УПК РФ возможности его отвода при наличии личной, прямой или косвенной, заинтересованности в исходе уголовного дела, служебной или иной зависимости от участников уголовного судопроизводства" <185>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Профессор В.А. Семенцов рассматривает как пробел закона отсутствие уголовной ответственности специалиста за данное им заключение и предлагает ее установление: "Для обеспечения объективности заключения специалиста явно недостаточно предусмотренной в ст. 71 УПК РФ возможности его отвода при наличии личной, прямой или косвенной, заинтересованности в исходе уголовного дела, служебной или иной зависимости от участников уголовного судопроизводства" <185>.
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Такое определение приведено в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.
(КонсультантПлюс, 2025)Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Такое определение приведено в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.
Статья: Правовая природа конфликта интересов
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Как правило, анализируя судебную практику, мы можем видеть, что ситуации конфликта интересов в основном встречаются в антикоррупционном плане в контексте отношений, складывающихся на государственной и муниципальной службе, в случае если прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет либо может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей <27>.
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Как правило, анализируя судебную практику, мы можем видеть, что ситуации конфликта интересов в основном встречаются в антикоррупционном плане в контексте отношений, складывающихся на государственной и муниципальной службе, в случае если прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет либо может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей <27>.
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Более того, "исполнение прокурором своих должностных обязанностей при рассмотрении уголовного дела, а также иных возникающих в ходе производства по делу вопросов не является презумпцией прямой или косвенной его личной заинтересованности в исходе дела, поэтому не является основанием для отвода" <252>. Так, по мнению Верховного Суда РФ, не является обстоятельством, свидетельствующим о личной заинтересованности прокурора в исходе уголовного дела, тот факт, что потерпевшим по делу выступила сама прокуратура, в которой работает прокурор <253>, что последний в ходе допроса потерпевшего "напомнил последнему об уголовной ответственности за дачу в суде заведомо ложных показаний" <254>; до допроса в суде общался со свидетелем и "дал ему предварительно прочитать его прежние показания" <255>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Более того, "исполнение прокурором своих должностных обязанностей при рассмотрении уголовного дела, а также иных возникающих в ходе производства по делу вопросов не является презумпцией прямой или косвенной его личной заинтересованности в исходе дела, поэтому не является основанием для отвода" <252>. Так, по мнению Верховного Суда РФ, не является обстоятельством, свидетельствующим о личной заинтересованности прокурора в исходе уголовного дела, тот факт, что потерпевшим по делу выступила сама прокуратура, в которой работает прокурор <253>, что последний в ходе допроса потерпевшего "напомнил последнему об уголовной ответственности за дачу в суде заведомо ложных показаний" <254>; до допроса в суде общался со свидетелем и "дал ему предварительно прочитать его прежние показания" <255>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).