Коррупция в сфере жкх
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупция в сфере жкх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2024 N 88-28213/2024 (УИД 43RS0042-01-2024-000152-59)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении затрат работодателя на обучение работника.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик проходил обучение, был уволен со службы. Обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел в течение 5 лет ответчиком не выполнено, вследствие чего ответчик обязан возместить затраты на обучение.
Решение: Отказано.В ходе рассмотрения дела суд также установил, что 20.02.2024 между УМВД России по Кировской области в лице начальника Р. и Н. был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства отдела обеспечения экономической безопасности в приоритетных отраслях экономики управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Кировской области на неопределенный срок.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении затрат работодателя на обучение работника.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик проходил обучение, был уволен со службы. Обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел в течение 5 лет ответчиком не выполнено, вследствие чего ответчик обязан возместить затраты на обучение.
Решение: Отказано.В ходе рассмотрения дела суд также установил, что 20.02.2024 между УМВД России по Кировской области в лице начальника Р. и Н. был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства отдела обеспечения экономической безопасности в приоритетных отраслях экономики управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Кировской области на неопределенный срок.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 16-493/2024 (УИД 54MS0034-01-2022-003842-44)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Прекращая производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", в связи с малозначительность совершенного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что сообщение <данные изъяты> от ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было получено 1 сентября 2022 г. хоть и с нарушением установленного законом 10-дневного срока, однако неполучение необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации не имело место, в связи с чем, мировым судьей сделан вывод о признании совершенного ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" административного правонарушения малозначительным, что по мнению суда не является препятствием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Прекращая производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", в связи с малозначительность совершенного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что сообщение <данные изъяты> от ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" было получено 1 сентября 2022 г. хоть и с нарушением установленного законом 10-дневного срока, однако неполучение необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации не имело место, в связи с чем, мировым судьей сделан вывод о признании совершенного ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" административного правонарушения малозначительным, что по мнению суда не является препятствием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация прокурором полномочия по направлению материалов для возбуждения уголовного дела
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)Как следует из аналогичного указания прокурора Самарской области, согласованию подлежат постановления прокуроров, вынесенные в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в сферах оплаты труда, противодействия коррупции, реализации национальных проектов, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства, оборонно-промышленного комплекса, по фактам хищений бюджетных средств при исполнении государственного, муниципального заказа, совершения преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов, а также по фактам выявленных нарушений в ходе проверок исполнения уголовных наказаний.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)Как следует из аналогичного указания прокурора Самарской области, согласованию подлежат постановления прокуроров, вынесенные в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в сферах оплаты труда, противодействия коррупции, реализации национальных проектов, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства, оборонно-промышленного комплекса, по фактам хищений бюджетных средств при исполнении государственного, муниципального заказа, совершения преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов, а также по фактам выявленных нарушений в ходе проверок исполнения уголовных наказаний.
Статья: Вопросы криминалистической классификации преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Санькова Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Так, проанализировав экономические и коррупционные преступления, совершенные в этой сфере в 2014 - 2020 гг., С.И. Кельм отмечает, что среди них преобладают преступления против собственности - 74%, должностные преступления составляют 14,5%, преступления против службы в коммерческих организациях - 7%. При этом около половины преступлений в сфере ЖКХ носят коррупционный характер <10>. В.В. Казаков установил, что большинство зарегистрированных преступлений в сфере ЖКХ - экономической направленности; среди них доминируют хищения в виде мошенничеств, присвоения или растраты (свыше 50%), должностные преступления (более 40%), примерно 2% составляет незаконное предпринимательство, около 5% - уклонение от уплаты налогов <11>.
(Санькова Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Так, проанализировав экономические и коррупционные преступления, совершенные в этой сфере в 2014 - 2020 гг., С.И. Кельм отмечает, что среди них преобладают преступления против собственности - 74%, должностные преступления составляют 14,5%, преступления против службы в коммерческих организациях - 7%. При этом около половины преступлений в сфере ЖКХ носят коррупционный характер <10>. В.В. Казаков установил, что большинство зарегистрированных преступлений в сфере ЖКХ - экономической направленности; среди них доминируют хищения в виде мошенничеств, присвоения или растраты (свыше 50%), должностные преступления (более 40%), примерно 2% составляет незаконное предпринимательство, около 5% - уклонение от уплаты налогов <11>.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012
"Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ"Пятое. Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией - активное гражданское участие, эффективный общественный контроль. Многие граждане уже сегодня по своей инициативе на уровне муниципалитетов выстраивают систему общественного контроля, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Такой настрой людей мы обязаны поддержать. Совсем недавно говорили на эту тему на встрече с доверенными лицами, которая состоялась позавчера.
"Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ"Пятое. Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией - активное гражданское участие, эффективный общественный контроль. Многие граждане уже сегодня по своей инициативе на уровне муниципалитетов выстраивают систему общественного контроля, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Такой настрой людей мы обязаны поддержать. Совсем недавно говорили на эту тему на встрече с доверенными лицами, которая состоялась позавчера.
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"10) снижение уровня преступности в экономической сфере, в том числе в кредитно-финансовой, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства, использования земельных, лесных, водных и водных биологических ресурсов;
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"10) снижение уровня преступности в экономической сфере, в том числе в кредитно-финансовой, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства, использования земельных, лесных, водных и водных биологических ресурсов;
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в отношении правового просвещения молодежи <29>, несовершеннолетних <30>, родителей <31> (будущих родителей) <32>, лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы <33>, мигрантов <34>, участников образовательного процесса <35>, в частности педагогических работников <36>, иностранных студентов <37>, государственных гражданских служащих <38>, граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь (или же в ряде случаев выделяется правовое просвещение населения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи <39>) <40>. И в сферах законодательства, регулирующих вопросы: пожарной безопасности <41>, оказания бесплатной юридической помощи <42>, противодействия коррупции <43>, защиты прав потребителей <44>, дорожного движения <45>, жилищно-коммунального хозяйства <46>, обращения с животными <47>.
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в отношении правового просвещения молодежи <29>, несовершеннолетних <30>, родителей <31> (будущих родителей) <32>, лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы <33>, мигрантов <34>, участников образовательного процесса <35>, в частности педагогических работников <36>, иностранных студентов <37>, государственных гражданских служащих <38>, граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь (или же в ряде случаев выделяется правовое просвещение населения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи <39>) <40>. И в сферах законодательства, регулирующих вопросы: пожарной безопасности <41>, оказания бесплатной юридической помощи <42>, противодействия коррупции <43>, защиты прав потребителей <44>, дорожного движения <45>, жилищно-коммунального хозяйства <46>, обращения с животными <47>.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Вместе с тем, в ходе изучения судебной практики по рассматриваемой категории дел было обнаружена иная, ошибочная оценка рекомендаций Минтруда, в частности, вывод из заключения комиссии по проведению служебной проверки Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о том, что "доводы истца с отсылкой к письмам Минтруда России (письма Минтруда России от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" и от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения") являются ошибочными, так как данные акты носят ненормативный характер и не могут являться основой для применения к правоотношениям, регулируемым специальными нормами права, а именно Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" <7>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Вместе с тем, в ходе изучения судебной практики по рассматриваемой категории дел было обнаружена иная, ошибочная оценка рекомендаций Минтруда, в частности, вывод из заключения комиссии по проведению служебной проверки Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о том, что "доводы истца с отсылкой к письмам Минтруда России (письма Минтруда России от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" и от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения") являются ошибочными, так как данные акты носят ненормативный характер и не могут являться основой для применения к правоотношениям, регулируемым специальными нормами права, а именно Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" <7>.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Коррупционная составляющая в данном случае проявляется при реализации механизмов установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Преодолению злоупотреблений, связанных с достоверностью информации, используемой для определения тарифа, полагаем, будет способствовать создание стандартов информационного обмена между регулирующими, ревизионными, контрольно-надзорными и правоохранительными органами в процессе и по результатам проводимых проверок.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Коррупционная составляющая в данном случае проявляется при реализации механизмов установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Преодолению злоупотреблений, связанных с достоверностью информации, используемой для определения тарифа, полагаем, будет способствовать создание стандартов информационного обмена между регулирующими, ревизионными, контрольно-надзорными и правоохранительными органами в процессе и по результатам проводимых проверок.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- уничтожение предприятий ключевых секторов экономики России (в том числе строительство, агропромышленный комплекс, ЖКХ, обрабатывающие производства и т.д.);
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- уничтожение предприятий ключевых секторов экономики России (в том числе строительство, агропромышленный комплекс, ЖКХ, обрабатывающие производства и т.д.);
Статья: Доктринальная характеристика "бытовой" коррупции в регионах России: особенности и закономерности воспроизводства, перспективные способы профилактики
(Шафеев Р.Ш., Смотрина О.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Согласно мнению населения, при корректировке антикоррупционной политики на местном уровне региональным органам власти необходимо обратить внимание на те сферы деятельности, где наиболее часто возникают коррупционные ситуации: медицинские анализы, прием у врача, серьезное лечение, операция; поступление в вуз или нужную школу, перевод из одного вуза в другой, экзамены и зачеты, защита ВКР, успешное окончание образовательного учреждения, "взносы", "благодарности" родителей; получение нужной работы или обеспечение продвижения по службе; обращение за помощью и защитой в полицию и урегулирование ситуации с автоинспекцией (получение прав, техосмотр, нарушение Правил дорожного движения и др.). Повышенный процент возникновения коррупционных ситуаций в медицинских и образовательных учреждениях может быть объяснен повседневностью обращений в данные организации и присутствием конкретных проблем в них. На основании анализа оценки органов власти на наличие "бытовой" коррупции можно сделать вывод, что наиболее нечестными являются: политические партии; средства массовой информации; коммунальные службы (ЖЭКи, ДЭЗы, домоуправления и другое).
(Шафеев Р.Ш., Смотрина О.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Согласно мнению населения, при корректировке антикоррупционной политики на местном уровне региональным органам власти необходимо обратить внимание на те сферы деятельности, где наиболее часто возникают коррупционные ситуации: медицинские анализы, прием у врача, серьезное лечение, операция; поступление в вуз или нужную школу, перевод из одного вуза в другой, экзамены и зачеты, защита ВКР, успешное окончание образовательного учреждения, "взносы", "благодарности" родителей; получение нужной работы или обеспечение продвижения по службе; обращение за помощью и защитой в полицию и урегулирование ситуации с автоинспекцией (получение прав, техосмотр, нарушение Правил дорожного движения и др.). Повышенный процент возникновения коррупционных ситуаций в медицинских и образовательных учреждениях может быть объяснен повседневностью обращений в данные организации и присутствием конкретных проблем в них. На основании анализа оценки органов власти на наличие "бытовой" коррупции можно сделать вывод, что наиболее нечестными являются: политические партии; средства массовой информации; коммунальные службы (ЖЭКи, ДЭЗы, домоуправления и другое).
Статья: Выявление зависимости уровня экономической безопасности от борьбы с экономическими преступлениями
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)Особенно подвержены влиянию преступности финансово-кредитная система, рынок потребительских товаров, сделки с недвижимостью, использование государственных и муниципальных средств, энергетический комплекс, внешняя торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и другие отрасли [12 - 14].
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)Особенно подвержены влиянию преступности финансово-кредитная система, рынок потребительских товаров, сделки с недвижимостью, использование государственных и муниципальных средств, энергетический комплекс, внешняя торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и другие отрасли [12 - 14].
Статья: Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Среди основных угроз государственной и общественной безопасности выделены преступные посягательства против собственности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Отмечаются криминальные тенденции, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий. В Стратегии национальной безопасности обращено внимание на необходимость усиления борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества. Не случайно в числе задач по достижению целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применительно к теме исследования отмечено снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде.
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Среди основных угроз государственной и общественной безопасности выделены преступные посягательства против собственности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Отмечаются криминальные тенденции, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий. В Стратегии национальной безопасности обращено внимание на необходимость усиления борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества. Не случайно в числе задач по достижению целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применительно к теме исследования отмечено снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде.
Статья: Коррупционные преступления: взгляд через призму социальных последствий в сфере осуществления прав и свобод человека и гражданина
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Коррупционное поведение различных должностных лиц, особенно ставшее достоянием общественности благодаря средствам массовой информации и ресурсам сети Интернет, с неизбежностью подрывает авторитет соответствующих органов власти, учреждений, иных организаций и, как следствие, значительно уменьшает доверие к их сотрудникам (работникам). Не меньшее значение имеет так называемая повседневная, бытовая коррупция, с которой граждане сталкиваются постоянно <9>. Так, согласно данным судебной статистики о судимости за получение взятки в 2020 г. в области здравоохранения и соцобеспечения, данное преступление совершили 4,9% лиц, осужденных по ст. 290 УК РФ, в сфере образования - 4,3%, в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 1,8%, на транспорте - 2,9%, в области торговли и общественного питания - 0,7%, в сфере культуры - 0,7%, в сфере строительства - 0,4%, в сельском хозяйстве - 0,2% таких лиц <10>.
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Коррупционное поведение различных должностных лиц, особенно ставшее достоянием общественности благодаря средствам массовой информации и ресурсам сети Интернет, с неизбежностью подрывает авторитет соответствующих органов власти, учреждений, иных организаций и, как следствие, значительно уменьшает доверие к их сотрудникам (работникам). Не меньшее значение имеет так называемая повседневная, бытовая коррупция, с которой граждане сталкиваются постоянно <9>. Так, согласно данным судебной статистики о судимости за получение взятки в 2020 г. в области здравоохранения и соцобеспечения, данное преступление совершили 4,9% лиц, осужденных по ст. 290 УК РФ, в сфере образования - 4,3%, в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 1,8%, на транспорте - 2,9%, в области торговли и общественного питания - 0,7%, в сфере культуры - 0,7%, в сфере строительства - 0,4%, в сельском хозяйстве - 0,2% таких лиц <10>.
Статья: Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок как способ обеспечения экономической безопасности государства
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)По словам руководителя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина, цель работы следственных органов на сегодняшний день состоит в том, "чтобы совместно с государственными надзорными и контролирующими органами решительно пресекать все возможные коррупционные проявления, связанные с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, выделяемых государством на оборону страны, на реализацию социальных программ в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других областях, затрагивающих жизненно необходимые интересы населения" <2>.
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)По словам руководителя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина, цель работы следственных органов на сегодняшний день состоит в том, "чтобы совместно с государственными надзорными и контролирующими органами решительно пресекать все возможные коррупционные проявления, связанные с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, выделяемых государством на оборону страны, на реализацию социальных программ в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других областях, затрагивающих жизненно необходимые интересы населения" <2>.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)В декабре 2019 г. в качестве мониторинга эффективности мер противодействия коррупции в Красноярском крае было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось в семи муниципальных образованиях: городах Ачинске, Красноярске, Минусинске, Канске, Лесосибирске, ЗАТО г. Железногорске и ЗАТО г. Зеленогорске - с объемом выборочной совокупности 1 200 человек. Основной задачей исследования являлась оценка эффективности осуществления деятельности по формированию антикоррупционного поведения жителей края. Как показали результаты исследования, в структуре тревожности населения из 20 перечисленных факторов коррупция заняла пятое место после проблем, связанных с ростом цен (63,8%), повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг (50,7%), низким уровнем зарплат (37,5%) и ухудшением экологической ситуации (30,7%) <6>.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)В декабре 2019 г. в качестве мониторинга эффективности мер противодействия коррупции в Красноярском крае было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось в семи муниципальных образованиях: городах Ачинске, Красноярске, Минусинске, Канске, Лесосибирске, ЗАТО г. Железногорске и ЗАТО г. Зеленогорске - с объемом выборочной совокупности 1 200 человек. Основной задачей исследования являлась оценка эффективности осуществления деятельности по формированию антикоррупционного поведения жителей края. Как показали результаты исследования, в структуре тревожности населения из 20 перечисленных факторов коррупция заняла пятое место после проблем, связанных с ростом цен (63,8%), повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг (50,7%), низким уровнем зарплат (37,5%) и ухудшением экологической ситуации (30,7%) <6>.