Коррупция госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупция госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)...прокурор... последовательно приводил доводы о том, что представитель нанимателя был осведомлен о факте проведения проверки в отношении Гнездиловой Т.Г., о выявленных данной проверкой нарушениях коррупционной направленности и об итогах рассмотрения вопроса по применению дисциплинарного взыскания... однако издал приказ о расторжении с ней служебного контракта по инициативе государственного служащего, что позволило... избежать ответственности, установленной законодательством о противодействии коррупции. Будучи осведомленным о коррупционных правонарушениях государственного гражданского служащего Гнездиловой Т.Г., представитель нанимателя обязан был проявить должную степень осмотрительности, отложить рассмотрение вопроса об увольнении... до завершения служебной проверки...
(КонсультантПлюс, 2025)...прокурор... последовательно приводил доводы о том, что представитель нанимателя был осведомлен о факте проведения проверки в отношении Гнездиловой Т.Г., о выявленных данной проверкой нарушениях коррупционной направленности и об итогах рассмотрения вопроса по применению дисциплинарного взыскания... однако издал приказ о расторжении с ней служебного контракта по инициативе государственного служащего, что позволило... избежать ответственности, установленной законодательством о противодействии коррупции. Будучи осведомленным о коррупционных правонарушениях государственного гражданского служащего Гнездиловой Т.Г., представитель нанимателя обязан был проявить должную степень осмотрительности, отложить рассмотрение вопроса об увольнении... до завершения служебной проверки...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФ"Основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обществом не сообщено работодателю государственного служащего по последнему месту его службы в десятидневный срок, а именно в период с 29.07.2021 по 07.08.2021, о заключении обществом трудового договора с ФИО5., замещавшего до этого должность в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой механизм предупреждения коррупционных рисков государственных служащих
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)"Административное право и процесс", 2024, N 7
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)"Административное право и процесс", 2024, N 7
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Ограничения и обязанности, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", налагаются на бывшего государственного (муниципального) служащего, и их несоблюдение не может являться основанием привлечения работодателя (заказчика работ (услуг) бывшего государственного (муниципального) служащего к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Ограничения и обязанности, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", налагаются на бывшего государственного (муниципального) служащего, и их несоблюдение не может являться основанием привлечения работодателя (заказчика работ (услуг) бывшего государственного (муниципального) служащего к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Минтруд России указал, что заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции (п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
(КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Минтруд России указал, что заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции (п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> На данное обстоятельство указывает также С.А. Денисов. См.: Денисов С.А. Возможности применения института административной ответственности для борьбы с коррупцией государственных служащих // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 200.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> На данное обстоятельство указывает также С.А. Денисов. См.: Денисов С.А. Возможности применения института административной ответственности для борьбы с коррупцией государственных служащих // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 200.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Учитывая, что субъектами преступления, предусмотренного статьей 154.3 УК РСФСР, являлись в том числе должностные лица органов власти, некоторые исследователи вовсе рассматривали некоторые запрещенные указанной статьей действия как проявления индивидуальной коррупционной деятельности. - Прим. авт. (см.: Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих. М.: Моск. ин-т МВД России, 1996. С. 14).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Учитывая, что субъектами преступления, предусмотренного статьей 154.3 УК РСФСР, являлись в том числе должностные лица органов власти, некоторые исследователи вовсе рассматривали некоторые запрещенные указанной статьей действия как проявления индивидуальной коррупционной деятельности. - Прим. авт. (см.: Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих. М.: Моск. ин-т МВД России, 1996. С. 14).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В данной статье содержится отсылка не только на положения Закона о противодействии коррупции, который устанавливает обязанности для государственных служащих в целях противодействия коррупции, но и на положения Закона о государственной гражданской службе. Такая отсылка в части ограничений, запретов и обязанностей сотрудников на Закон о государственной гражданской службе свидетельствует о взаимосвязи службы в органах принудительного исполнения с государственной гражданской службой, хотя сам Закон о службе в органах принудительного исполнения напрямую не предусматривает взаимосвязь с другими видами государственной службы.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В данной статье содержится отсылка не только на положения Закона о противодействии коррупции, который устанавливает обязанности для государственных служащих в целях противодействия коррупции, но и на положения Закона о государственной гражданской службе. Такая отсылка в части ограничений, запретов и обязанностей сотрудников на Закон о государственной гражданской службе свидетельствует о взаимосвязи службы в органах принудительного исполнения с государственной гражданской службой, хотя сам Закон о службе в органах принудительного исполнения напрямую не предусматривает взаимосвязь с другими видами государственной службы.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<13> Денисов С.А. Возможности применения института административной ответственности для борьбы с коррупцией государственных служащих. Административная ответственность: вопросы теории и практики (Восьмые Лазаревские чтения) // Государство и право. 2005. N 1. С. 9.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<13> Денисов С.А. Возможности применения института административной ответственности для борьбы с коррупцией государственных служащих. Административная ответственность: вопросы теории и практики (Восьмые Лазаревские чтения) // Государство и право. 2005. N 1. С. 9.
Готовое решение: Что нужно знать о служебном контракте с гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах поступающего на гражданскую службу, а также членов его семьи - супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе, ст. 8 Закона о противодействии коррупции). Федеральные государственные гражданские служащие эти документы представляют в кадровую службу федерального госоргана (п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559);
(КонсультантПлюс, 2025)документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах поступающего на гражданскую службу, а также членов его семьи - супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 20 Закона о государственной гражданской службе, ст. 8 Закона о противодействии коррупции). Федеральные государственные гражданские служащие эти документы представляют в кадровую службу федерального госоргана (п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559);